Анатолий Павлович ФЕДОРОВ, заместитель губернатора — директор департамента финансов Ярославской области: Уже три года подряд Ярославская область входит в двадцатку регионов с высоким качеством управления финансами. Кроме того, опыт активной работы по реализации Федерального закона №
В процессе реализации программы «Реформирование региональных финансов», которая проходила в
формирование государственных заданий и требований к качеству оказания государственных услуг;
автоматизация планирования областного бюджета в разрезе действующих и принимаемых обязательств в увязке с целями и задачами деятельности органов власти;
расширение использования программно-целевых методов в работе органов власти и планировании расходов;
оценка качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств и др.
В 2010 году в связи с принятием федеральной программы по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года и Федерального закона №
Закон № 83-ФЗ
Одной из главных задач региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов является реформа бюджетных учреждений в соответствии с требованиями Закона №
подготовка и принятие необходимых нормативных правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов и т. д.), в том числе формирование и утверждение перечней государственных и муниципальных услуг;
формирование и утверждение государственных и муниципальных заданий, внесение изменений в уставы учреждений, открытие новых лицевых счетов в органах казначейства;
обеспечение бюджетного планирования на 2012 год в новых условиях с применением новой бюджетной классификации;
организация обучения и методическое сопровождение реализации положений Закона №
проведение подготовительных работ по размещению информации об учреждениях на общероссийском сайте bus.gov.ru и др.
Результаты проводимой в регионе работы получили положительную оценку в Министерстве финансов РФ. Летом 2012 года коллективу департамента финансов Ярославской области (в числе пяти регионов страны) была объявлена благодарность министра финансов РФ А. Г. Силуанова за добросовестный труд и достигнутые успехи в работе с учетом особой значимости Федерального закона №
По замыслу разработчиков основной целью Закона №
Правовое обеспечение
Принятие Федерального закона №
Для того чтобы обеспечить принятие и контроль наличия всех необходимых документов, потребовались колоссальные организационные и методологические усилия региональных властей. В течение двух лет в регионе функционировали координационный совет и рабочая группа по реализации Федерального закона №
Обучение новым принципам работы
К сожалению, низкий уровень оплаты труда в органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях приводит к острому дефициту квалифицированных кадров. В этих условиях крайне сложно запустить определенные законом механизмы и инструменты, качественно сформировать все необходимые документы (нормативно-правовые акты, уставы, задания и соглашения), разработать порядки определения нормативных затрат, составить планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, наладить качественный бухгалтерский учет и отчетность и т. д. Поэтому в Ярославской области была организована работа по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов органов власти, местного самоуправления, работников государственных и муниципальных учреждений.
В течение 2011 и 2012 годов в рамках региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов силами департамента финансов области было проведено более 80 обучающих семинаров и курсов повышения квалификации. Обучение принципам работы в новых условиях прошли почти 6 тыс. человек, была налажена постоянная методическая работа со специалистами органов власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.
Механизмы оценки эффективности
Низкий уровень бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований, безусловно, серьезно затрудняет реализацию положений Закона №
Тем не менее именно необходимость расчета и нормирования затрат в разрезе услуг подтолкнула органы власти, выступающие в качестве учредителей, к анализу структуры издержек подведомственных учреждений, выявлению неэффективных расходов и поиску способов их оптимизации. Кроме того, в настоящее время в Ярославской области разработаны и внедряются механизмы оценки эффективности деятельности учреждений и оценки эффективности расходов бюджета, которые в условиях острого дефицита финансовых ресурсов способны помочь сократить неэффективные расходы.
Опыт автоматизации
Немаловажным фактором, затрудняющим реализацию положений Закона №
В Ярославской области выход из положения был найден путем разработки и внедрения нового программного модуля по расчету затрат учреждений в автоматизированной системе планирования расходной части бюджета. Этот модуль позволяет формировать проект закона о бюджете на основе расчета нормативных затрат учреждений. Информация о плановой структуре расходов учреждений служит как для целей планирования объемов бюджетных ассигнований на оказание услуг, так и для формирования учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности.
Для формирования сведений о фактической структуре затрат учреждений за счет разных источников финансирования в регионе создана система автоматической консолидации бухгалтерской отчетности всех государственных и муниципальных учреждений области с ежеквартальной периодичностью на основе специального web-сервиса. Необходимость неоднократных корректировок объемов финансирования субсидий в течение финансового года делает очень важным наличие информации о плановой и фактической структуре затрат учреждений. Особое значение данная информация приобретает при реализации мер по поэтапному повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, предусмотренных майскими указами Президента РФ.
Для осуществления контроля за содержанием информации, размещаемой учреждениями Ярославской области на общероссийском сайте bus.gov.ru, сформирован уникальный региональный сервис «Web-консолидация
Работа продолжается
В заключение следует отметить, что реализацию положений Закона №
В целом можно сказать, что реализация Закона №