№4 Апрель 2013 — 24 апреля 2013

Основные направления совершенствования финансовой основы системы здравоохранения

Версия для печати 6671 Материалы по теме
Основные направления совершенствования финансовой основы системы здравоохранения

Андрей Владимирович ЮРИН, заместитель министра здравоохранения РФ: Принятые в последние годы решения, реализованные в рамках федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», позволили создать условия для последовательного совершенствования сложившейся в нашей стране системы здравоохранения.

Важнейшей задачей на ближайшие годы является формирование эффективной финансовой модели здравоохранения. Первое, что необходимо сделать, — создать условия для выравнивания финансового обеспечения государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в части базовой программы обязательного медицинского страхования. Так, в 2011 году при среднем по стране нормативе финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы 3,663 тыс. руб. по субъектам РФ наблюдалась существенная дифференциация указанного норматива. К 2015 году в результате централизации поступления финансовых ресурсов в систему обязательного медицинского страхования и, как следствие, создания условий для выравнивания финансового обеспечения программ ОМС единый подушевой норматив должен составить почти 8,482 тыс. руб.

Второй важный момент — обеспечение взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения. В рамках данного направления предполагается усилить и расширить возможности привлечения частного капитала в государственную систему здравоохранения. Это подразумевает, во-первых, расширение практики заключения концессионных соглашений в здравоохранении и, во-вторых, развитие государственно-частного партнерства.

Концессии и ГЧП

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения» заключение концессионных соглашений предполагает привлечение частных инвестиций при реализации проектов капитального строительства, тогда как возможность заключения таких соглашений в отношении существующих медицинских учреждений без осуществления инвестиционных расходов в части нового строительства не предусмотрена. Целесообразно расширить практику применения концессионных соглашений в отношении медицинских учреждений с целью привлечения инвестиций для осуществления текущей деятельности учреждений.

В рамках развития ГЧП предполагается расширить механизмы взаимодействия с организациями негосударственной формы собственности, оказывающими медицинскую помощь. В частности, размещение объемов медицинской помощи в негосударственных медицинских организациях позволит повысить доступность помощи, создаст условия для усиления конкуренции между медицинскими организациями, следствием чего станет повышение качества услуг. При этом можно ожидать повышения эффективности расходования средств системы ОМС за счет более высокого уровня внутриучрежденческого контроля средств в частных медицинских организациях. Наиболее приоритетными представляются варианты ГЧП, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией новых лечебных объектов, в том числе диагностических и диализных центров, офисов врачей общей практики. Основным условием успешной реализации проектов в сфере ГЧП является расширение тарифа оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за счет погружения в него расходов инвестиционного характера и увеличение срока действия договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Вопрос о включении инвестиционной составляющей в тариф оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию может быть рассмотрен в отношении частных медицинских организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов. Увеличение срока действия договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию подразумевает внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты в части обеспечения возможности финансирования обязательств, возникающих в рамках проектов в сфере ГЧП, на срок, превышающий горизонт планирования бюджетных расходов. Другим важным элементом эффективной реализации проектов в сфере ГЧП является повышение информированности руководителей органов управления в сфере охраны здоровья граждан о преимуществах проектов ГЧП, развитие международных связей в здравоохранении, в том числе проведение семинаров по соответствующей тематике с участием иностранных экспертов и разбором наиболее успешной практики реализации таких проектов.

Пациент и результат

Третьим элементом формирования эффективной финансовой модели здравоохранения в нашей стране является обеспечение сближения и интеграции обязательного и добровольного медицинского страхования. При этом необходимо сделать упор на обеспечение участия самого пациента (при его желании) в финансировании оказываемых ему медицинских услуг. В этой связи целесообразно установить возможность доплаты со стороны пациента за услуги сервисного характера в медицинских учреждениях, приобретение дорогостоящих имплантантов и расходных материалов, применение которых не предусмотрено в рамках установленных стандартов медицинской помощи.

Четвертое, что хотелось бы отметить, — внедрение способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результат. Имеется в виду подушевое финансирование амбулаторной медицинской помощи и финансирование стационарной медицинской помощи по законченному случаю лечения на основе клинико-статистических групп. Подушевое финансирование амбулаторной медпомощи способствует повышению ее доступности, формированию приоритета профилактики заболеваний и здорового образа жизни, выявлению заболеваний на более ранних стадиях, предотвращению обострения хронических заболеваний, общему улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни. Данный способ оплаты медицинской помощи рекомендовано применять для медицинских организаций, имеющих прикрепленных граждан, в отношении специалистов первичного звена: врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) — с установлением целевых показателей деятельности и оценки качества работы соответствующих специалистов.

Клинико-статистические группы (КСГ) — это классификация стационарных случаев в группы, клинически однородные и сходные по средней ресурсоемкости. Под ресурсоемкостью понимается не только близкая средняя стоимость, но также близкая структура затрат и набор используемых клинических ресурсов. Основным стимулом для медицинских организаций является увеличение количества пролеченных больных. При этом обеспечивается сдерживание затрат благодаря сокращению длительности пребывания пациента в стационаре, а также коечной мощности. Кроме того, применение стимулирующих коэффициентов при оплате медицинской помощи позволяет влиять на структуру госпитализации и стимулировать использование современных медицинских технологий.

Программа — на три года

Указанные выше элементы совершенствования финансовой модели будут способствовать оптимизации структуры оказываемой медицинской помощи и расширению ориентации отрасли на нужды пациентов, что найдет отражение в Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Так, в целях расширения горизонта планирования финансовых ресурсов здравоохранения и обеспечения большей последовательности тарифной политики начиная с 2013 года программа утверждается на трехлетний срок.

В рамках данной программы определяются меры, направленные на усиление профилактического характера организации медицинской помощи и первичного звена здравоохранения, — формирование здоровья ребенка до его рождения, раннее выявление заболеваний, диспансеризация установленных категорий граждан, включение профилактической работы в стандарт деятельности врача общей практики, расширение сферы применения стационарзамещающих медицинских технологий, обеспечение связи скорой медицинской помощи и врачей первичного звена. Программа предусматривает установление показателя соотношения объемов амбулаторной и стационарной медицинской помощи, а также применение указанных выше ориентированных на результат деятельности способов оплаты медицинской помощи. Вместе с тем целесообразен переход к установлению в программе государственных гарантий долгосрочных тарифов на оплату медицинской помощи для медицинских организаций, в том числе организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий, обеспечивающих возможность возмещения расходов инвестиционного характера.

В целях формирования единой стратегии развития здравоохранения на территории России в 2012 году была утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения», определяющая комплекс основных мер по совершенствованию различных элементов системы здравоохранения, а также механизмов взаимодействия между ними, прогноз ключевых показателей деятельности системы здравоохранения и целевые индикаторы системы. Для обеспечения преемственности мер, реализуемых в рамках указанной программы, на территории субъектов РФ в настоящее время организована работа по формированию и последующей реализации программ развития здравоохранения субъектов РФ на период до 2020 года. В ходе реализации программ следует обеспечить расширение практики стимулирования региональных органов государственной власти, страховых и медицинских организаций за достижение целевых показателей доступности и качества медицинской помощи.

Поделиться