В апреле в Москве состоялся ежегодный, уже четвертый по счету Форум регионов России. Значительное внимание в программе мероприятия было уделено вопросам развития региональных инновационных систем и реализации кластерных инициатив.
На пленарной сессии форума, посвященной инновационным процессам в регионах, выступил заместитель министра экономического развития РФ А. Н. Клепач. Он попытался охарактеризовать общее положение дел в сфере инновационного развития и заверил собравшихся, что оно является одной из основных целей государственной экономической политики последнего десятилетия. Замминистра, в частности, сослался на такие документы, как Концепция долгосрочного развития России до 2020 года и Основные направления деятельности правительства до 2018 года. По словам Клепача, сегодня вклад инновационного развития в экономический рост не превышает
Клепач напомнил о том, что решением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждены программы инновационного развития более 50 госкорпораций и компаний с государственным участием. Также принято решение о формировании 33 технологических платформ, являющихся, по словам чиновника, формой самоорганизации (при поддержке государства) науки и бизнеса по ключевым направлениям технологического и экономического развития, таким как медицина, авиакосмические и ядерные технологии, электроника. Не все из них успешны, признал Клепач. «Если есть команда, ключевые компании либо вузы, которые за нее бьются, платформа живет, иначе возникают проблемы», — отметил он.
Что касается инициативы, связанной с инновационными кластерами, то она, по словам Клепача, только делает первые шаги. При этом отобранные Минэкономразвития кластеры охватывают
Исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России И. М. Бортник отметил, что кластерный подход во всем мире успешно применяется как один из инструментов повышения конкурентоспособности экономики. Он сослался на данные анализа, показавшего, что российские регионы, в которых созданы те или иные кластеры, успешнее справлялись с последствиями недавнего экономического кризиса. «В России идет кластерообразование независимо от того, поддерживает ли государство этот процесс, — сказал Бортник. — Например, во Владимирской области развивается кластер фармацевтики. Никто ему не помогает, он даже не пытался войти в перечень МЭР. Там же возник кластер пищевой промышленности. Хорошо, что правительство хотя бы отследило эту тенденцию и решило этому подходу как-то посодействовать».
В то же время ученый признал, что в распоряжении государства не так много серьезных инструментов поддержки кластеров. Общий запрос только отобранных МЭР 25 кластеров на прямую господдержку Бортник оценивает в 58 млрд руб., однако в итоге на 2013 год была утверждена цифра лишь 1,3 млрд руб. Позиция Минфина заключается в том, что регионы, рассматривающие поддержку кластеров как главного инструмента повышения конкурентоспособности своей промышленности, должны соответствующим образом расставлять приоритеты в расходовании собственных средств (в том числе федеральных трансфертов). Некоторые эксперты предлагают распространить на кластеры льготный налоговый режим особых экономических зон. Однако сделать это, по мнению Бортника, проблематично: проволоки вокруг кластеров нет, в отличие от ОЭЗ, поэтому не совсем понятно, на кого конкретно должны распространяться эти льготы.
Невеселый итог разговору о государственной поддержке кластеров подвела известный специалист в области социально-экономического развития регионов Н. В. Зубаревич: «Что касается государства, тут ответ простой: саммит АТЭС, на который израсходовано 660 млрд руб., Олимпиада в Сочи — еще 1,5 трлн руб., а также чемпионат мира по футболу. И при этом 1,5 млрд — для поддержки инновационных кластеров».