Версия для печати 2679 Материалы по теме
Рынок субгосударственных кредитов: попытка анализа и прогноза

В статье А. Ю. ЛЕВЧЕНКОВ, заместитель начальника аналитического управления, и Р. А. ГЛУШКИН, главный специалист отдела анализа бюджетной системы ОАО «СМП Банк», попытаются применить элементы технического анализа, то есть анализа статистических закономерностей в поведении исследуемых показателей, к ситуации на рынке кредитования субфедеральных и муниципальных образований.

Сразу же хотим сделать оговорку (на международном языке финансистов — английском — это называется «выпустить disclaimer», то есть объявить «отказ от ответственности»). В силу наличия скрытых и меняющихся открытых фундаментальных факторов, таких как общая ситуация в мировой экономике, приоритеты монетарных властей, кратко- и среднесрочная ситуация с бюджетными поступлениями, действия на смежном облигационном рынке, мы не рекомендуем принимать инвестиционные решения только на основании нижеследующего частного исследования.

Методы исследования

Нашей целью является прогноз объемов объявляемых до конца текущего года аукционов на кредитном рынке субгосударственных долгов. Запросы субъектов рынка на кредитование от банков предполагают, как правило, использование следующих стандартных банковских продуктов:

1) кредита — характеризуется некоторым так называемым периодом использования, то есть интервалом времени (в среднем, как правило, не более пяти месяцев), в течение которого клиент запрашивает и получает сразу всю требуемую сумму денежных средств;

2) кредитной линии с лимитом выборки — инструмент, состоящий из нескольких так называемых траншей, каждый из которых сам по себе похож на обычный кредит. При этом совместно транши имеют ограничение: их сумма не должна превышать сумму лимита. Таким образом, максимум задолженности, равный лимиту по кредитному договору, может достигаться только один раз в течение времени существования линии;

3) кредитной линии с лимитом задолженности — в отличие от предыдущей линии допускается многоразовое достижение максимума лимита по кредитному договору, то есть заемщику предоставляется максимально комфортный режим управления своей задолженностью по отношению к конкретному банку.

Наибольшие по объему средства предоставляются клиентам в виде кредитных линий. В связи с тем, что кредитные линии, как уже отмечалось, дают заемщику значительную свободу относительно сроков реальных выборок и погашений, задача предсказания конкретной задолженности по выбранному отдельному договору становится необъятной. Однако оперируя статистикой на большом массиве исходных данных и делая разумные предположения, можно получать достаточно реалистичные прогнозы (относительно возможностей их реализации на практике мы уже оговаривались).

Итак, мы проанализировали массив конкурсной статистики на рынке субгосударственного долга начиная с 2011 года. Основным показателем, поведение которого мы попытались прогнозировать, является значение некоего реального лимита, который все банки — участники рынка субгосударственного долга установили для своих клиентов. Следует учитывать неопределенности, характерные для всех типов кредитных инструментов, а также ограниченность данных по сделкам на конкурсных площадках и возможность дополнительных изменений на пути от муниципального контракта к кредитному договору (не всегда сам муниципальный контракт выступает в качестве договорной базы кредитования). Поэтому мы приняли за усредненный лимит полусумму нижнего и верхнего лимитов, где нижний лимит — лимит, формирующийся на основе предположения, что кредиты и кредитные линии выбираются в крайний (последний) день периода использования, а верхний лимит предполагает, что первая выборка происходит в день заключения контракта. Погашения задолженностей при вычислении и нижнего, и верхнего лимита осуществляются в день окончания действия кредитной линии/кредита. Таким образом, нижний лимит — это лимит средств для использования на самый крайний случай. При пользовании верхним лимитом предполагается, что заемщики выбирают средства, как только лимит открывается (то есть это лимит «высокого аппетита» к долгу).

Результаты

Очевидно, что реальная ситуация для заемщиков промежуточная (в одних случаях они терпят до последнего, в других — выбирают лимит сразу). Поэтому, по нашим представлениям, усредненный лимит должен хорошо ее описывать. Он подтверждает, что реальный субгосударственный долг, мониторинг которого осуществляется на основании открытых данных Центробанка, не превосходит указанный усредненный лимит и большую часть времени составляет 70–85% от него. Исключения случаются в пиковые даты на стыке уходящего и нового календарного года, когда финансовые органы субфедеральных и муниципальных образований на основании предварительных данных об исполнении годового бюджета выбирают лимиты почти целиком, покрывая кассовые разрывы банковским долгом.

Кредитный всплеск (скачкообразное возрастание текущей задолженности), формируемый запросом на денежные средства в конце года, достаточно велик — на рубеже 2011–2012 годов он составил 63% от среднегодового значения долговой нагрузки окончившегося года, на стыке 2012–2013 годов — 52%.

Формируя свой прогноз на предстоящую зиму 2013–2014 годов, мы предположили, что:

• величина кредитного всплеска зимой 2013–2014 годов не превысит 40% (первая из гипотез, основывающаяся на отрицательной динамике всплеска);

• усредненный кредитный портфель по итогам 2013 года останется равным значению, достигнутому за семь месяцев текущего года.

Следует также отметить, что мы не анализировали прогнозный пиковый кредитный запрос на предмет соответствия бюджетному кодексу, то есть не проверяли, могут ли субъекты РФ и муниципалитеты запросить прогнозное количество денежных средств для покрытия своих дефицитов, не нарушая установленные ограничения, но предполагаем, что запрос все еще соответствует рамкам бюджетной дисциплины.

Постскриптум

Еще раз хочется отметить: в мировой экономике и финансовой системе происходят глобальные сдвиги, которые затрагивают как развитые страны, так (в еще большей степени) и развивающиеся рыночные экономики, к коим принадлежит Россия в составе стран БРИКС. Финансовые менеджеры страны, как и управленцы на местах, должны держать руку на пульсе. Сегодня, казалось бы, нет поводов для особого беспокойства — цены на нефть высокие, кредитные ставки умеренные, правительство пытается таргетировать инфляцию. Однако уже завтра все может измениться. Последнее событие на развивающихся рынках — падение местных валют относительно доллара. Данный факт не может не отразиться на России, хотя наша валюта в большей степени «сырьевая», чем валюты Индии и Бразилии. Но это лишь означает, что она может дольше продержаться, то есть не подвергнуться девальвации до момента окончательной отмены программы количественного смягчения в США (ее отмена неизбежно вызовет сдувание «пузырей», в том числе на рынке углеводородов). С другой стороны, существует фактор напряженности вокруг Сирии, который в среднесрочной перспективе поддерживает нефтяные котировки. Подобная неопределенность относительно российской валюты будет, по нашему мнению, удерживать процентные ставки от дальнейшего снижения.

В ближайшие годы и даже месяцы Россия может столкнуться с серьезными трудностями. Но мы надеемся, что страна в очередной раз преодолеет испытания и выйдет из возможного кризиса окрепшей.

Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о госзакупках http://zakupki.gov.ru, а также на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru.

Поделиться