Версия для печати 4495 Материалы по теме
Рита Фомина
Финансовая система – это главная аорта экономико-социального развития региона. О том, насколько эффективно она действует, мы беседуем с министром финансов Омской области Ритой ФОМИНОЙ.

– Рита Францевна, приступила ли область к составлению трехлетнего бюджета на 2008–2010 гг. и каков принцип его формирования?

– Работу по формированию проектировок регионального бюджета на трехлетний период мы начали в 2006 г. Тогда же впервые был разработан перспективный финансовый план Омской области на 2007–2009 гг., параметры которого стали базой для основных проектировок областного бюджета на 2008 г., а новый среднесрочный финансовый план на 2008–2010 гг. будет его логическим продолжением. В связи с изменением бюджетного законодательства в этом году российским регионам рекомендовано перейти на составление трехлетнего бюджета. Однако правительство Омской области приняло решение формировать бюджет по традиционной схеме – на один год, а финансовый план – на три года. Это решение связано прежде всего с необходимостью понять и отработать те новшества бюджетного процесса, которые установлены действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ. В их числе – необходимость оперативного управления расходной частью бюджета и корректировки бюджета в целом, целесообразность формирования и использования резерва регионального бюджета и ряд других факторов, которые могут иметь негативные последствия при использовании в плановом периоде. Для обеспечения легитимности процесса управления финансами в регионе в кратчайшие сроки потребуется разработать порядка 30 нормативных правовых актов, без которых реализация отдельных положений Бюджетного кодекса, в том числе непосредственно влияющих на формирование и исполнение областного бюджета, будет затруднена.

– Уже проведена какая-то работа?

– Да, мы занимаемся совершенствованием применения данных механизмов. Улучшена методика формирования среднесрочного финансового плана. Структура финансового плана Омской области максимально приближена к структуре областного бюджета. Основные параметры областного бюджета на среднесрочную перспективу детализируются по кодам бюджетной классификации, а также в разрезе администраторов, главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований региона. Утвержден порядок учета показателей среднесрочного финансового плана Омской области при подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, уточнен порядок ведения реестра расходных обязательств, который является основой при определении параметров бюджета области. В 2007 г. реестр расходных обязательств включает не только показатели текущего года, но и планового периода. Таким образом, принятые в регионе меры по совершенствованию финансового плана следует рассматривать как очередной этап на пути к трехлетнему бюджету. При формировании среднесрочного финансового плана Омской области мы стремились предусмотреть финансовые ресурсы для исполнения тех расходных обязательств, которые в средне- и долгосрочной перспективе позволят повысить уровень социально-экономического развития региона.

– На какой стадии в регионе находится внедрение бюджетирования, ориентированного на результат?

– Мы завершили основной блок мероприятий по подготовке нормативной правовой базы для внедрения БОР. Сейчас в Омской области ведется активная работа по реформированию региональных финансов. Кроме того, в 2006 г. область приняла участие в федеральном конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и вошла в число претендентов на получение федеральной субсидии.

В рамках реализации Концепции реформирования региональных финансов Омской области внедряются новые методы планирования бюджетных расходов. Так, инновационным инструментом реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона стали доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) субъектов бюджетного планирования. На сегодняшний день 11 органов исполнительной власти уже представили ДРОНД, где определили свои обязательства по достижению целей на среднесрочную перспективу, увязав их с приоритетами региональной политики. Еще одним нововведением в использовании инструмента стратегического планирования является рассмотрение проектов ДРОНД на заседаниях правительства Омской области и их утверждение в форме правового акта, что должно повысить ответственность главных распорядителей средств по использованию бюджетных ресурсов.

Для обеспечения качественных изменений программной части регионального бюджета была усовершенствована процедура формирования, утверждения и реализации областных целевых программ. В результате количество таких программ, намеченных на с 2008 г. сократилось с 43 до 26. Удалось создать базу и для внедрения еще одного метода программно-целевого планирования, призванного повысить эффективность расходования каждого сметного рубля, – ведомственных целевых программ. Мы активно поддерживаем данную форму в связи с ее несомненными преимуществами: мобильностью, оперативностью принятия решений, результативностью.

– Расскажите, пожалуйста, о паспортизации государственных учреждений области, ее целях и задачах.

– Автоматизация бюджетного процесса основана на паспортизации госучреждений, целью которой является повышение уровня государственного регулирования развития хозяйственного комплекса региона на основе создания единой базы данных о государственных учреждениях, а также оптимизация расходов на содержание государственных учреждений. В настоящее время в регионе заведены и заполнены паспорта более чем на 500 областных учреждений. В ходе паспортизации органами исполнительной власти Омской области был проведен анализ имущественного комплекса, кадрового состава, финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, а также перечня услуг, предоставляемых населению Омской области. Паспортизация позволила оценить масштабы бюджетного сектора и затраты областного бюджета на содержание каждого госучреждения на основе инвентаризации его производственных, трудовых и финансовых ресурсов.

Положительный опыт паспортизации государственных учреждений планируется перенести на проведение аналогичной инвентаризации бюджетного сектора муниципальных образований. Наша цель – создать единую информационную базу, позволяющую специалистам отраслевых финансовых служб в любой момент провести анализ материально-технической базы объектов социально-культурной сферы. Два таких мощных инструмента планирования, как паспортные данные всех бюджетных учреждений области и индикативный подход, обеспечат максимально эффективное распределение ресурсов в государственном секторе экономики региона.

В рамках Концепции реформирования региональных финансов мы занимаемся созданием рынка государственных услуг Омской области. Уже разработаны перечни государственных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социальной политики. Всего в социальной сфере выделено 35 государственных услуг, каждой услуге соответствует свой стандарт качества. Характеристики стандартов качества утверждены нормативными правовыми актами Омской области. По итогам 2007 г. в регионе будет проведена оценка соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам, на основании которой при формировании бюджета на очередной финансовый год планируется определить объем бюджетных ассигнований каждому госучреждению, оказывающему данный вид услуги. Подобная система повышает ответственность главных распорядителей бюджетных средств и, самое главное, гарантирует населению области надлежащее качество услуг.

– Увеличилось ли в 2007 г. финансирование национальных проектов из областного бюджета? Будет ли оно увеличено в 2008 г.? Сократятся ли расходы на реализацию нацпроектов из федерального бюджета?

– Как и во всех регионах страны, в Омской области реализация приоритетных национальных проектов началась в 2006 г. Важно отметить, что к этому моменту мы имели достаточный опыт реализации областных программ. Еще в Бюджетном послании губернатор Омской области отметил, что в 2007 г. бюджетная политика области будет направлена на реализацию нацпроектов посредством концентрации бюджетных ресурсов на исполнении целевых программ в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. В рамках приоритетных национальных проектов за истекшие полтора года удалось улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения и образования, повысить зарплату учителей и врачей, обеспечить жильем многих жителей Омской области, стимулировать развитие сельского хозяйства.

Что касается государственных вложений в развитие приоритетных отраслей, то их объемы растут из года в год. Так, в 2006 г. из областного бюджета было направлено 2,2 млрд руб., а в 2007 г. – 4,3 млрд, или на 95% больше. В 2008 г. расходы на нацпроекты в регионе планируется увеличить на 1,5 млрд руб.

Расходы федерального бюджета играют в развитии этих четырех направлений стимулирующую роль. Поскольку федеральные средства предоставляются, как правило, на условиях софинансирования, каждый дополнительно вложенный рубль собственных средств увеличивает объем оказываемой помощи, что в конечном итоге способствует повышению эффективности национальных проектов.

– Сохранилась ли в 2007 г. тенденция прошлого года, когда значительную долю расходов областного бюджета составили расходы инвестиционного характера?

– Да. Расходы капитального характера в текущем году оцениваются в 20,7% от общих расходов областного бюджета, тогда как в 2006 г. – в 18,5%. Объем финансовой помощи из федерального бюджета на инвестиционную деятельность возрос по сравнению с 2006 г. в 2,5 раза. Приоритетными направлениями государственных капитальных вложений в рамках адресной инвестиционной программы в 2007 г. остаются развитие транспортной инфраструктуры (51%), строительство объектов социальной сферы (17,2%), коммунального хозяйства (11,4%). Расходы на строительство и реконструкцию объектов социального обеспечения увеличились по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза, водного хозяйства – в 3 раза; расходы на развитие транспорта предусмотрены в сумме 1 374 млн руб., что более чем в 1,4 раза превышает уровень 2006 г.

– Каковы основные характеристики консолидированного бюджета области на 2007 г.? Будет ли перевыполнен прогноз по доходам и на какие нужды пойдут эти средства?

– Консолидированный бюджет Омской области на 2007 г. по доходам утвержден в объеме 48,1 млрд руб., по расходам – 52,5 млрд, дефицит прогнозируется на уровне 13% от объема доходов без учета финансовой помощи из центра. В сравнении с 2006 г. рост налоговой базы бюджета региона составляет 3,1 млрд руб. Такого результата удалось достичь путем привлечения в регион новых инвесторов и открытия дополнительных производств. Уточненный областной бюджет по налоговым и неналоговым доходам на 2007 г. составляет 23,9 млрд руб., ожидаемое исполнение прогнозируется в пределах плана. При формировании и исполнении в 2007 г. регионального и местных бюджетов акцент делается на обязательность исполнения публичных расходных обязательств: выплату заработной платы, социальные выплаты, содержание социальной сферы. Тем не менее дальнейшее развитие региона и рост ВРП невозможны без развития производственной сферы, без бюджетных инвестиций. Поэтому мы стремимся к оптимизации расходов, применяя новые инструменты БОР, а дополнительно полученные доходы направляем на приоритетные проекты 2008 г., призванные повысить инвестиционную привлекательность региона, – строительство дорог и жилья.

– Какие меры были приняты для минимизации негативного эффекта от ухода крупнейшего налогоплательщика – ОАО «Сибнефть»?

– В связи с выпадающими доходами в 2006 г. пришлось сократить расходную часть областного бюджета. Казалось, что ситуация с уходом крупнейшего налогоплательщика не позволит продолжать социально-экономическое развитие региона с прежними темпами роста. Тем не менее благодаря слаженной работе регионального правительства и Законодательного собрания Омской области удалось не только исполнить все запланированные расходные обязательства, но и реализовать ряд важнейших стратегических проектов. Проблема исполнения доходной части областного и местных бюджетов решается путем создания в регионе новых производств и привлечения инвесторов, а также посредством реализация федеральных программ и приоритетных нацпроектов. В 2006 г. в областной бюджет дополнительно поступило порядка 5 млрд руб. Существенную поддержку оказал и федеральный бюджет. В результате сейчас Омская область занимает второе место среди регионов СФО по объемам привлеченных инвестиций в региональную экономику и первое – по индексу промышленного производства и вводу в действие жилых домов на душу населения. Таким образом, в 2006 г. все региональные органы власти продемонстрировали высочайший уровень управления финансовыми ресурсами.

– Как в Омской области реализуется Федеральный закон № 131-ФЗ? Все ли вновь образованные муниципальные образования имеют бюджеты, самостоятельно утверждают и исполняют их?

– В целях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории региона образовано 424 муниципальных образования, 32 из которых наделены статусом муниципального района, одно – городского округа, 26 – городского и 365 – сельского поселения. Во всех муниципальных образованиях проведены выборы и сформированы органы местного самоуправления, создана правовая база в сфере бюджетной и налоговой политики. На основании закона Омской области «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области» полномочия по формированию местных бюджетов, установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов на территории вновь образованных поселений закреплены за органами местного самоуправления вновь образованных поселений. Начиная с 2006 г. местные бюджеты Омской области формируются и исполняются самостоятельно всеми муниципальными образованиями. В целях финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления, определенных Федеральным законом № 131-ФЗ, в областном бюджете предусмотрено софинансирование как первоочередных, так и инвестиционных расходов. Для повышения мотивации органов местного самоуправления к развитию собственной налогооблагаемой базы с 2006 г. муниципальным образованиям Омской области передаются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов налога на доходы физических лиц взамен части дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов. К сожалению, пока налогооблагаемая база не позволяет областному бюджету оказывать муниципальным образованиям существенную поддержку.

– Есть ли новшества в межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями?

– Основным нововведением в межбюджетных отношениях в 2007 г. стало усовершенствование методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов. Распределение осуществляется в три этапа:
  1. На основе оценки уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
  2. Исходя из темпов роста налоговых доходов и доходов от использования муниципального имущества районных бюджетов.
  3. Путем оценки расчетных объемов дотаций муниципалитетам на очередной финансовый год с объемами, предусмотренными областным законодательством на текущий финансовый год.
Таким образом, при распределении средств фонда учтена компенсация части расходов местных бюджетов на исполнение расходных обязательств и стимулирование муниципалитетов, имеющих лучшие показатели исполнения местных бюджетов по доходам; кроме того, исключается сокращение финансовой поддержки. В целом методика распределения дотаций стала более совершенной, позволяя обеспечить пропорциональное распределение средств финансовой поддержки между муниципалитетами с учетом особенностей их социально-экономического развития. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений планируется разработать методику распределения средств областного фонда софинансирования расходов на основании региональных нормативов затрат предоставления бюджетных услуг.


Справка «Бюджета»

Рита Францевна ФОМИНА, министр финансов Омской области

Родилась 11 сентября 1952 г. в с. Старая Шараповка Марьяновского района Омской области.
В 1974 г. окончила экономический факультет Киргизского государственного университета.
1975–1976 гг. – экономист госдоходов Свердловского райфинотдела города Фрунзе.
1976–1993 гг. – контролер-ревизор, экономист, старший экономист, ведущий экономист, главный экономист, заместитель начальника отдела, заместитель начальника Управления Министерства финансов Киргизской ССР.
1992–1993 гг. – начальник подотдела, начальник отдела – заместитель начальника Управления Министерства экономики и финансов Республики Кыргызстан.
1993–1994 гг. – главный экономист Финансового управления администрации Омской области.
С января 1994 г. – начальник отдела, заместитель начальника Управления, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области.
С апреля 2003 г. – руководитель Управления Федерального казначейства по Омской области.
С апреля 2006 г. по настоящее время – министр финансов Омской области.
Награждена юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов Российской Федерации», медалью Омской области «За высокие достижения».
Заслуженный экономист РФ.


Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: © Бюджет, 2007, № 10

Поделиться