Повышение эффективности и прозрачности закупочных процедур является одной из приоритетных задач в деятельности региональных и муниципальных органов власти. Многолетнее сотрудничество компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» с регионами и муниципальными образованиями России позволило проделать огромную работу в области внедрения на практике ключевых принципов контрактной системы.
Александр Наумович МОНОСОВ, генеральный директор компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»
Действующий с 1 января 2014 года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №
Одна из ключевых особенностей нового закона состоит в определении сферы его регулирования. В отличие от Федерального закона №
Финансовые органы как новые игроки в сфере закупок
Изменения, внесенные Законом №
Особое внимание контрактная система отводит контролю в сфере размещения заказа, причем новый закон расширяет перечень контролирующих органов и разграничивает их полномочия. Контроль осуществляют органы власти, уполномоченные на осуществление контроля в данной сфере, органы контроля в сфере закупок (структурные подразделения финансовых органов либо отдельные самостоятельные органы, которые наделяются функциями контроля в сфере закупок) и финансовые органы. На федеральном уровне это ФАС, Росфиннадзор и Федеральное казначейство. Контрактная система также вводит новые формы осуществления контроля над процедурами закупок — ведомственный и общественный контроль.
Следует отметить, что финансовые органы становятся новыми игроками в сфере закупок, поскольку впервые закон возложил на них полномочия по контролю. Так, например, финансовым органам, действующим на уровне регионов и муниципальных образований, необходимо будет контролировать, насколько представленные объемы финансирования соответствуют данным, отраженным в документах о закупках, начиная с этапа планирования и заканчивая данными, включенными в реестр контрактов. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи информационных систем финансовых органов и систем организации процесса государственных и муниципальных закупок. Единое информационное пространство способствует унификации стандартов и методологии осуществления контроля, повышая в конечном счете эффективность деятельности и формируя прозрачные процедуры размещения заказа.
Единое информационное пространство закупок
Высокие требования, предъявляемые контрактной системой, а также требования постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1091 к региональным и муниципальным информационным системам компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) успешно реализует в своих решениях. Благодаря новой автоматизированной системе управления государственными и муниципальными закупками «АЦК-Региональный (Муниципальный) сегмент Контрактной системы» переход регионов и муниципальных образований на контрактную систему осуществляется максимально быстро и безболезненно. Уже сегодня во многих регионах и муниципалитетах мы построили региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые охватывают все стадии закупочного цикла в соответствии с требованиями контрактной системы. Субъекты и муниципальные образования РФ, с которыми тесно сотрудничает компания БФТ, вошли в Национальный рейтинг прозрачности закупок 2013. В этом году высокую оценку «Гарантированная прозрачность» получили город Пермь и Тюменская область.
При этом необходимо отметить, что и другие решения БФТ взаимосвязаны с системой «АЦК-Региональный (Муниципальный) сегмент Контрактной системы», поскольку каждый программный продукт линейки АЦК автоматизирует определенный участок работы в соответствии с требованиями контрактной системы. Так, поддержка процедур проведения контрольных мероприятий осуществляется в интеграции с автоматизированной системой государственного (муниципального) финансового контроля «АЦК-Бюджетный контроль». Формирование и уточнение бюджета с использованием сведений плана закупок могут проводиться в интеграции с системой планирования бюджета «АЦК-Планирование», а в интеграции с системой исполнения бюджета «АЦК-Финансы» реализуются контрольные полномочия финансового органа в отношении процесса закупок и проведения финансового исполнения контрактов.
Таким образом, единое информационное пространство закупок, создаваемое продуктовой линейкой компании БФТ, способствует достижению одного из основополагающих положений контрактной системы — принципа информационной открытости и прозрачности.