25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№10 октябрь 2006 — 25 октября 2006

Профессия: государственный финансовый контроль

Версия для печати 7339 Материалы по теме

маклаков
 Ежедневная работа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, как и многих государственных структур, состоит из ежедневного непростого труда. Сегодня о людях, которые делают эту ответственную работу, о насущных проблемах и планах на будущее мы беседуем с заместителем руководителя Росфиннадзора Николаем МАЛАКОВЫМ.

– Как вы оцениваете деятельность Росфиннадзора в 2005 году?

– Говорить о своей работе всегда сложно. Поэтому лучше обратиться к статистике. В прошлом году силами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора было проведено более 22 000 проверок, из которых – 2200 по обращениям правоохранительных органов и органов Прокуратуры РФ. Проверками было охвачено около 1 трлн рублей, из которых выявлено финансовых нарушений почти на 170 млрд рублей. Если говорить о характере этих нарушений, то это не только нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств. Очень много ошибок проверяющие выявляют в ведении бухгалтерского учета. Со стороны может показаться, что нарушения в бухгалтерской системе по своей сути мало значимы. Однако практика показывает: там, где в бухгалтерии допускаются ошибки, появляются хищения, злоупотребления и т. д.

– Совсем недавно вы были частью Минфина России. Какие задачи на сегодня актуальны для руководства Росфиннадзора?

– Действительно, ранее в состав Министерства финансов РФ мы входили как Департамент государственного финансового контроля. Нашими основными функциями на тот период являлись проверки средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, использование федерального имущества. С проведением административной реформы наш департамент и Департамент валютного контроля Минфина Российской Федерации были упразднены и создана самостоятельная служба Финансово-бюджетного надзора. Одной из основных задач на 2006 год по улучшению работы Росфиннадзора является регламентация внутренней деятельности. А это означает разработку административных регламентов, различных документов, определяющих деятельность наших сотрудников. Планируется, что таких регламентов будет четыре: по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере, по исполнению государственной функции органа валютного контроля, по внутренней организации, по осуществлению функции надзора, возложенной на нас в связи с проводимой административной реформой. Последняя функция – новая. Суть ее в том, что главные распорядители – российские министерства, агентства, субъекты, должны организовывать работу своих контрольных служб, а мы будем осуществлять контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Как только регламенты будут готовы, мы передадим их на утверждение в Минфин России.

– Проведение административной реформы добавило работы вашим сотрудникам: возросли нагрузка, ответственность. Обострился ли в связи с этим кадровый вопрос?

– Предельная численность нашей службы определена постановлением Правительства РФ: центральный аппарат – 370 человек, территориальные органы – 5729 человек.
Однако с таким штатом ревизоров мы не в силах охватить всех бюджетополучателей. Приходится работать в отведенных рамках. Огорчает и то, что в ряде случаев Росфиннадзор невольно становится «обучающей» организацией, которая готовит специалистов для других государственных систем. Многих молодых людей у нас переманивают другие властные структуры. Обычно происходит так: приходят ревизоры с проверкой, и в процессе работы руководитель учреждения замечает, что человек толковый, работает аккуратно, быстро… Понятно, что любой руководитель по крайней мере попытается переманить к себе способного работника, особенно если имеет возможность предложить ему более высокую заработную плату или иные материальные блага. Поэтому наши кадры, к сожалению, уходят, хотя перспектива карьерного роста у нас отличная.
Кстати, к празднику в Минфин России мы направили документы на представление особо отличившихся сотрудников к государственным наградам. Надеемся, что в министерстве нас поддержат.

– У Росфиннадзора помимо территориальных управлений в каждом федеральном округе есть свои методические советы. Как построена работа с ними?

– Действительно, методические советы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора созданы в каждом из федеральных округов. В их состав входят руководители территориальных управлений, и наиболее злободневные проблемы в первую очередь обсуждаются именно на методсоветах. Если центральный аппарат Росфиннадзора планирует введение какого-то новшества, то прежде, задолго до отправки предложения в Минфин России, эта идея выставляется на обсуждение методического совета. Далее задумка обсуждается на местах, руководители территориальных управлений высказывают свои соображения и представляют свое ведение проблемы в центральный аппарат Росфиннадзора. После чего мы анализируем все предложенные изменения и только тогда передаем окончательную оценку новшества Минфину России. Эта система достаточно эффективна, она помогает избежать многих ошибок, что называется, еще на берегу.

– Решение каких задач сегодня находится в зоне особого внимания Росфиннадзора?

– Предстоит большая работа в рамках реализации национальных проектов. Согласно постановлениям Правительства РФ в большинстве случаев контроль за размещением и использованием финансовых средств возложен на нашу службу. Здесь мы планируем тесно сотрудничать с Прокуратурой РФ, Контрольным управлением Президента РФ и со Счетной палатой РФ, однако большая часть работы и ответственности ляжет именно на нас.
Сложность в работе по приоритетным национальным проектам в первую очередь заключается в том, что при обычных проверках мы руководствуемся временными рамками. Ведь в 2006 году ревизоры проверяют деятельность организации за 2005 год. А контроль финансового исполнения национальных проектов отличается тем, что мы проверяем использование тех средств, которые выделены уже в этом году. Работать приходится по горячим следам. Конечно, это довольно сложно, ответственно, но, тем не менее, мы должны проводить контрольную работу по всем направлениям. Охватить сто процентов бюджетополучателей в таких непростых отраслях, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство и строительство жилья, очень трудно. Ведь по национальным проектам бюджетные средства получают не только юридические, но и физические лица: учителя, врачи, фельдшеры, фермеры и т. д. Фронт работы у нас огромный. Главное здесь, чтобы, проверяя, не мешать реализации проектов.

– Николай Алексеевич, мы с вами встречаемся в преддверии вашего большого праздника. Что вы хотели бы пожелать своим сотрудникам?

– Коллеги, работа у нас с вами сложная. С каждым днем проверок становится все больше, растет ответственность за каждый контролируемый рубль. Современные условия работы требуют от нас не только постоянного совершенствования знаний, но и смелости – ведь уже не раз отмечались случаи угроз физической расправы в адрес ревизоров, к сожалению, зафиксированы и нападения на сотрудников нашей службы. К тому же, возможно, я скажу банальную вещь, но материальное поощрение сотрудников Росфиннадзора также оставляет желать лучшего. Поэтому желаю здоровья, терпения и получения удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Справка "Бюджета"
МАЛАКОВ Николай Алексеевич, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации
Родился 10 апреля 1956 года в г. Архангельске. В 1978 г. окончил Архангельский лесотехнический институт, в 1998 г. – Московский кооперативный институт и в 1998 г. – Северо-Западную академию государственной службы. Кандидат экономических наук.
1978–1982 гг. – механик гаража Вилегодского райпо, заместитель председателя по производственной деятельности. Начальник отдела Архангельского облрыболовпотребсоюза.
1982–1985 гг. – председатель правления Карпогорского райпо Архангельской области.
1985–1996 гг. – заместитель председателя правления, председатель правления Облрыболовпотребсоюза, г. Архангельск.
1996–2000 гг. – Администрация Архангельской области, первый заместитель председателя правительства администрации области, первый заместитель Главы администрации, Председатель правительства Архангельской области.
2000–2001 гг. – Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры, заведующий кафедрой, г. Архангельск.
2001–2002 гг. – Администрация Ненецкого автономного округа, и. о. заместителя главы Администрации НАО, г. Москва.
2002–2004 гг. – Министерство финансов РФ, заместитель руководителя Департамента государственного финансового контроля, г. Москва.
2004 г. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, начальник Контрольно-инспекторского управления.
2004–2005 гг. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, вр. и. о. заместителя руководителя Службы.
С 2005 г. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, заместитель руководителя Службы.
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту», 1996 г.
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 1999 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно