Версия для печати 2601 Материалы по теме
Дорожная карта - как инструмент для роста регионального налогового потенциала
Технологии планирования роста регионального налогового потенциала

Усман Абдул-Азиевич РАССУХАНОВ, министр финансов Чеченской Республики, доцент кафедры «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук
Алхозур Харонович ЦАКАЕВ, советник министра финансов Чеченской Республики, профессор, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, доктор экономических наук

Популярная нынче и в России дорожная карта1 используется не только как графический план развития бизнеса или продаж компании, но и как инструмент достижения различных целей социально-экономического развития страны и ее территорий. Поэтому, на наш взгляд, она может быть применима и в планировании роста регионального налогового потенциала. Но при этом возникает вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить результативность дорожной карты?

Формирование дорожной карты, как правило, осуществляется в рамках форсайта2 — методики долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития объекта: компании, отрасли, территории, страны в целом. Особенностью регионального форсайта3 является то, что он основан на широком вовлечении заинтересованных сторон в процесс формирования дорожной карты. А в дорожном картировании возникает проблема определения приоритетности (последовательности) генерируемых мероприятий по обеспечению достижения сформулированной цели (в нашем случае — заданный рост регионального налогового потенциала).

Для разрешения данной проблемы нами рекомендуется использовать метод анализа иерархий (МАИ)4, позволяющий определить приоритеты как рассматриваемых критериев, так и альтернатив — конкретных мер воздействия на критерии сформулированной цели развития объекта. В рамках данного исследования в качестве цели рассматривается рост регионального налогового потенциала — РНП ЧР.

Как видно из данных, представленных в таблице 1, в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе и Чеченской Республики, доминируют следующие четыре вида налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, налоги на имущество. Следовательно, можно констатировать, что достижение цели (рост регионального налогового потенциала) может быть обеспечено с помощью решения четырех конкретных задач (критериев):

1. Увеличение базы начисления (налоговой базы) налога на прибыль организаций (операционной прибыли организаций) — НБПРИБЫЛИ.

2. Увеличение базы начисления НДФЛ (среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности) — НБДОХФИЗЛИ.

3. Увеличение базы начисления налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (объема реализованной продукции), — НБАКЦИЗЫ.

4. Увеличение базы начисления налога на имущество (стоимости основных производственных и непроизводственных фондов) — НБНАЛИМУЩ.

Динамика структуры налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов РФ, регионов СКФО и Чеченской Республики за период 2010–2013 годов, приведенная в таблице 2, свидетельствует о том, что в соответствии с реализуемой моделью экономического развития России эти четыре налога являются определяющими в обеспечении собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Вероятно, что сложившаяся структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ сохранится и в обозримом будущем.

Таблица 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, регионов СКФО и субъектов РФ в целом на 1 января 2013 г. 

Наименование

Консолидированный бюджет Чеченской Республики

Консолидированный бюджет регионов СКФО

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Налоговые доходы, всего

11 260,2

100,0

96 029,2

100,0

5 793 056,9

100,0

Налог на прибыль организаций

665,6

5,9

21 327,7

22,3

1 976 680,6

34,1

Налог на доходы физических лиц

7128,1

63,3

48 494,4

50,5

2 260 335,6

39,0

Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2639,1

23,4

4829,2

5,0

441 776,4

7,6

Налоги на совокупный доход

129,1

1,2

6662,9

6,9

277 068,6

4,8

Налоги на имущество

677,0

6,0

14 323,2

14,9

785 339,2

13,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0,5

0

118,6

0,1

41 701,8

0,7

Государственная пошлина

20,8

0,2

273,2

0,3

10 154,7

0,2

Источник: nalog.ru (данные отчета по форме 1-НМ, по состоянию на 1 января 2013 года).

Налог на прибыль организаций

Прибыль организаций как показатель налогооблагаемой базы субъекта РФ зависит от многих факторов, но прежде всего от структуры прибыльных и убыточных организаций и уровня доходности прибыльных организаций по основным направлениям экономической деятельности. Усилия по расширению налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Чеченской Республике должны быть направлены, во-первых, на обеспечение роста доли прибыльных организаций. В 2013 году, согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике5, доля прибыльных организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) составила 58,4%, убыточных — 41,6% к общему числу организаций в республике. По сравнению с 2012 годом доля прибыльных организаций увеличилась на 8,9% (таблица 3).

Таблица 2. Динамика структуры налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов РФ, регионов СКФО и Чеченской Республики за период 2010–2013 гг.

п/п

Наименование

2010

2011

2012

2013

Сумма,
млн руб.

Доля, %

Сумма,
млн руб.

Доля, %

Сумма,
млн руб.

Доля, %

Сумма,
млн руб.

Доля, %

1

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

1.1

Налоговые и неналоговые доходы

4 978 170,62

100,0

5 825 505,45

100,0

6 382 235,14

100,0

6 585 763,13

100,0

1.2

Налог на прибыль организаций

1 519 370,78

30,52

1 927 714,89

33,09

1 979 593,35

31,02

1 719 452,51

26,11

1.3

Налог на доходы физических лиц

1 789 631,55

35,95

1 994 868,81

34,24

2 260 335,64

35,42

2 497 785,03

37,93

1.4

Акцизы

327 466,38

6,58

372 099,88

6,39

441 776,44

6,92

491 428,79

7,46

1.5

Налог на имущество организаций

421 744,68

8,47

467 533,75

8,03

536 272,18

8,40

615 114,17

9,34

2

Консолидированные бюджеты регионов СКФО

2.1

Налоговые и неналоговые доходы

97 847,74

100,0

107 128,96

100,0

118 632,64

100,0

131 046,66

100,0

2.2

Налог на прибыль организаций

18 471,33

18,88

21 414,33

19,99

21 327,72

17,98

19 654,06

15,0

2.3

НДФЛ

35 314,11

36,09

39 413,22

36,79

48 494,40

40,88

56 059,13

42,78

2.4

Акцизы

15 160,51

15,49

16 967,87

15,84

19 911,23

16,78

21 797,21

16,63

2.5

Налог на имущество организаций

7887,78

8,06

8449,37

7,89

9731,68

8,20

11 739,52

8,96

3

Консолидированный бюджет Чеченской Республики

3.1

Налоговые и неналоговые доходы

8689,51

100,0

10 354,37

100,0

11 650,61

100,0

12 250,25

100,0

3.2

Налог на прибыль организаций

847,15

9,75

1546,01

14,93

665,57

5,71

486,74

3,97

3.3

НДФЛ

4842,54

55,73

5329,82

51,47

7128,12

61,18

7917,75

64,63

3.4

Акцизы

2365,97

27,23

2347,32

22,67

2639,14

22,65

2444,12

19,95

3.5

Налог на имущество организаций

355,34

4,09

401,27

3,88

581,40

4,99

778,17

6,35

 Источник: Составлено на основе данных федерального казначейства (info.minfin.ru).


Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил 6,8 миллиарда рублей убытка. 156 организаций получили прибыль в размере 920,7 миллиона рублей, 111 организаций имели убыток на сумму 7,7 миллиарда рублей6.

Таблица 3. Доля организаций, получивших прибыль (убыток) по видам экономической деятельности, % к общему числу организаций 

Вид экономической деятельности

2013

2012

Доля прибыльных организаций

Доля убыточных организаций

Доля прибыльных организаций

Доля убыточных организаций

Всего

58,4

41,6

49,5

50,5

В том числе организации с основным видом деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

42,6

57,4

26,7

73,3

Добыча полезных ископаемых

66,7

33,3

66,7

33,3

Обрабатывающие производства

71,9

28,1

72,2

27,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

21,2

78,8

11,8

88,2

Строительство

84,9

15,1

83,1

16,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

66,7

33,3

80,0

20,0

Гостиницы и рестораны

100,0

100,0

Транспорт и связь

63,9

36,1

43,5

56,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

100,0

100,0

Образование

50,0

50,0

100,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

100,0

100,0

Предоставление прочих коммунальных услуг, социальных и персональных услуг

16,7

82,3

50,0

50,0

Источник: доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике о социально-экономическом положении Чеченской Республики (январь 2014 года). 

Во-вторых, на обеспечение роста капитальных вложений в производственные объекты, дающие больший синергетический экономический эффект. В качестве таких (реперных) точек роста экономики Чеченской Рес­публики выступают семь экономических кластеров, подробно описанных нами в августовском номере журнала "Бюджет"7.

С учетом июльских поручений Д. А. Медведева в части экономического и социального развития Северо-Кавказского федерального округа8 существенно повышается вероятность возрождения в республике нефтегазохимической отрасли промышленности. Федеральному правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав СКФО, и крупным промышленным компаниям (ОАО «НК „Роснефть“», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК „ЕЭС“», ОАО «Россети» и др.) поручено проработать вопросы о перепрофилировании промышленных предприятий, локализации производства промышленной продукции, а также импортозамещения, в том числе в оборонно-промышленном комплексе СКФО. Необходимо продумать механизм стимулирования крупных промышленных компаний к размещению на территории СКФО своего производства и снятия инфраструктурных ограничений для развития промышленности в СКФО, в том числе в рамках реализации государственных программ РФ. Поручение касается и размещения на территории СКФО производства комплектующих и запчастей для топливно-энергетического комплекса, проведения инвентаризации промышленных проектов, реализующихся и ранее запланированных к реализации на территории СКФО, а также совершенствования тарифной политики на территории СКФО.

Чеченская Республика обязана и может реализовать уникальную возможность возродить на своей территории производство промышленной продукции производственно-технического назначения. А также войти в отрасли общего и среднего машиностроения, выпускающие продукцию оборонного назначения. Это позволит многократно нарастить экономический потенциал и повысить уровень занятости населения, а следовательно, и финансовый (включая налоговый) потенциал республики.

НДФЛ

Чтобы увеличить налоговую базу по НДФЛ, необходимо соответственно увеличить уровень оплаты труда по всем направлениям экономической деятельности в республике и выйти на среднероссийские уровень и повышение общего уровня занятости населения, в том числе за счет развития форм надомного труда. Среднемесячная начисленная заработная плата в январе — декабре 2013 года в Чеченской Республике (по полному кругу организаций) составила 20,06 тысячи рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 16,2%. В декабре 2013 года она составила 29,14 тысячи рублей и выросла по сравнению с декабрем предыдущего года на 11,9%9.

Другим потенциалом роста доходов физических лиц является повышение общего уровня занятости населения региона, который в Чечне является крайне низким. Так, согласно данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю января 2014 года, уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15–72 лет) составил 56,8%10. Рост общего уровня занятости населения Чеченской Республики видится как за счет активизации реперных точек развития ее экономики в соответствии с июльскими поручениями Д. А. Медведева о развитии промышленности регионов СКФО11, так и расширения масштаба охвата незанятой немобильной части населения различными формами и видами надом­ного труда. 

Можно констатировать, что в качестве меры роста налоговой базы по доходам физических лиц следует рассматривать прежде всего:

  • расчет нижних порогов уровня оплаты труда на среднесрочный период в соответствии с программой кластеризации экономики республики — РНПУОТНСП;

  • разработку и реализацию программы привлечения части незанятого населения к надомному труду — РПВНННТ.
  • Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

На долю доходов по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики по состоянию на 1 января 2013 года приходится 23,4%, что в 4,7 раза больше уровня по субъектам СКФО и в 3,1 раза больше среднего уровня по всем субъектам РФ. Налоговая база по налогам на товары, работы и услуги, реализуемые на территории страны (акцизам), зависит от различных факторов, влияющих на объемы реализации этих товаров, работ и услуг. Произведенная организациями, но не реализованная продукция (товары, работы и услуги) увеличивает издержки предприятий и хозяйств республики. Тому свидетельство недопустимо высокие уровни просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности и просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности организаций республики. Так, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике12, кредиторская задолженность организаций республики на конец декабря 2013 года составила 112,96 миллиарда рублей, из нее просроченная — 71,24 миллиарда рублей, или 63,1% от общей суммы кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность на конец декабря 2013 года составила 40,17 миллиарда рублей, из них просроченная — 18,27 миллиарда рублей, или 45,5% от общего объема дебиторской задолженности. Все это влияет на прибыльность организаций, что, в свою очередь, мешает предприятиям осуществлять своевременные платежи по налогу на прибыль и другим налогам.

В качестве меры, направленной на обеспечение роста налоговой базы по акцизам, следует рассматривать прежде всего разработку предложений по снижению уровня кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и учреждений Чеченской Респуб­лики — РППСКДЗП.

рисунок1.jpg

Налоги на имущество

Доля доходов от налогов на имущество в республике, составляющая всего 6% в налоговых доходах консолидированного бюджета, существенно меньше среднего уровня по субъектам РФ (13,6%) и по регионам СКФО (14,9%) — соответственно в 2,3 раза и 2,5 раза (таблица 1). Это объясняется объективными причинами (последствия военного конфликта 90-х годов) и свидетельствует о значительных возможностях роста доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики по налогам на недвижимое имущество организаций и физических лиц, транспортному и земельному налогам.

В целях дальнейшего расширения налоговой базы по имуществу физических и юридических лиц Чеченской Республики необходимо прежде всего:

  • проведение инвентаризации недвижимого имущества организаций и физических лиц — ПИНИОИФЛ;
  • проведение инвентаризации транспортных средств организаций и физических лиц — ПИТСОИФЛ;
  • проведение инвентаризации земельных участков, выделенных организациям и физическим лицам, — ПИЗУВОИФЛ.

Сформированная нами иерархия, обеспечивающая рост налогового потенциала Чеченской Республики, представлена на рисунке 1.

Оценка приоритета мероприятий

Сформулированные нами выше мероприятия по обеспечению роста налогового потенциала Чеченской Республики в среднесрочной перспективе имеют определенные приоритеты, которые подлежат количественному вычислению. Расчет попарных сравнений мероприятий (альтернатив) по развитию налоговых баз по основным четырем налогам позволил сделать оценку значимости (приоритета) каждого конкретного мероприятия (альтернативы). Итоговая оценка приоритета каждого мероприятия (альтернативы), проведенная на основе программного продукта "MPRIORITY 1.0"13, позволяющая применить метод анализа иерархий, представлена на рисунке 2.

Расчет попарных сравнений налоговых баз по основным видам налогов относительно налогового потенциала Чеченской Республики показал:

  • приоритет налоговой базы по налогу на прибыль (НБПРИБЫЛЬ) составляет 0,46;
  • приоритет налоговой базы по НДФЛ (НБДОХФИЗЛ) составляет 0,26;
  • приоритет налоговых баз по акцизам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (НБАКЦИЗЫ), и налогу на имущество организаций и физических лиц (НБНАЛИМУЩ) составляет 0,14.

Можно констатировать, что по приоритетности мероприятия (альтернативы), сформулированные в отношении налоговых баз четырех основных видов налогов (критериев), должны реализовываться в следующей последовательности:

  • обоснование выбора видов производств по каждому из семи кластеров региональной экономики (приоритет составляет около 0,21);
  • коррекция принятых республиканских целевых программ (приоритет — около 0,16);
  • выработка предложений по коррекции федеральной целевой программы (приоритет — около 0,14);
  • расчет нижнего порога уровня оплаты труда на среднесрочный период (приоритет — около 0,13);
  • разработка программы вовлечения незанятого населения к надомному труду (приоритет — свыше 0,1);
  • разработка предложений по снижению уровня кредиторской и дебиторской задолженности предприятий республики (приоритет — около 0,1);
  • проведение инвентаризации недвижимого имущества организаций и физических лиц (приоритет — около 0,06);
  • проведение инвентаризации транспортных средств организаций и физических лиц (приоритет — около 0,06);
  • проведение инвентаризации земельных участков выделенных организациям и физическим лицам (приоритет — около 0,06).
рисунок2.jpg

1 В частности, дорожные карты: «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2014 года № 1385-р; «Совершенствование налогового администрирования», распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 162-р и др.

2 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

3 Третьяк В. П. Форсайт региона; опыт Иркутской области // Власть, 2006, № 11, с. 52–59.

4 Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 316 с.; Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 360 с.

5 Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе 2014 года. Доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2014. 141 с.

6 Там же.

7 Рассуханов У. А.-А., Цакаев А. Х. Кластеризация экономики — основа роста регионального налогового потенциала // Бюджет, 2014, № 8.

8 Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа от 1 июля 2014 года № 10.

9 Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе 2014 года. Доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2014, с. 82.

10 Там же, с. 89.

11 Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа от 1 июля 2014 года № 10.

12 Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе 2014 года. Доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2014, с. 71–74.

13 Абакаров А. Ш., Сушков Ю. А. Программная система поддержки принятия рациональных решений «MPRIORITY 1.0» // Электронный научный журнал «Исследовано в России», 2005, с. 2130–2146.

Поделиться