Летом 2014 года в Бюджетном послании губернатор Оренбургской области Ю. А. Берг озвучил основные задачи стратегического планирования в бюджетной сфере региона на ближайшую перспективу, отметив, что в условиях напряженного исполнения бюджета слова о повышении эффективности бюджетных расходов должны наполниться новым смыслом. В Оренбургской области накоплены все необходимые ресурсы и созданы предпосылки для перехода на качественно новый уровень управления бюджетными средствами. В области поддерживаются и активно внедряются все новации бюджетного законодательства. Успешно реализованы Программа реформирования региональных финансов и Программа повышения эффективности бюджетных расходов. Сегодня весь бюджетный процесс полностью обеспечен нормативной правовой базой. В том же Бюджетном послании губернатора Оренбургской области была поставлена задача формирования областного бюджета на основании долгосрочного бюджетного прогноза.
Бюджетный кодекс на тот момент не предусматривал обязанности формировать долгосрочный бюджетный прогноз. Подобных документов не разрабатывал ни один субъект РФ. Несмотря на это, в Оренбургской области была разработана концепция формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период, которая в дальнейшем и легла в основу формирования бюджетного прогноза. Основная цель долгосрочного бюджетного прогноза — достижение конечных результатов за счет имеющихся бюджетных возможностей. Эта цель сформулирована и в долгосрочной стратегии социально-экономического развития, других стратегических документах, что в свою очередь направлено на повышение эффективности бюджетного планирования.
В долгосрочном периоде нами планируется осуществлять мероприятия по:
совершенствованию бюджетного процесса;
развитию системы управления государственным долгом, имуществом, финансовыми активами;
интеграции процедур комплексной контрактной системы Оренбургской области в бюджетный процесс;
повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций;
формированию интегрированной системы управления государственными финансами (электронный бюджет).
Главное не цифры
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные показатели социально-экономического прогноза развития Оренбургской области до 2030 года. Главная задача, поставленная перед органами исполнительной власти, — обеспечить принятие реалистичных обязательств и не нарушить устойчивость бюджетной системы. Определение источников финансирования расходных обязательств является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств.
По долгосрочному бюджетному прогнозу доходы и расходы областного бюджета в реальном выражении существенно возрастут. С 2015 года началось поэтапное снижение дефицита бюджета для последующего, начиная с 2020 года, принятия бездефицитного бюджета. Основные параметры консолидированного и областного бюджетов Оренбургской области за период с 2015 по 2030 год представлены в таблице.
Долговая нагрузка на областной бюджет до 2030 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по ее обслуживанию. Основные принципы достижения целей и задач, предусмотренных долгосрочным бюджетным прогнозом, представлены на рисунке. В частности, предполагается создание резервного фонда Оренбургской области с последующим определением источников его формирования и направлений расходования средств.
В условиях экономической неопределенности целесообразность долгосрочного бюджетного прогноза подвергается сомнению: как можно строить планы до 2030 года, если нет четкого понимания того, что будет в ближайший год-два? Но долгосрочный бюджетный прогноз — это не цифры, главное в нем — ориентиры бюджетной политики.
Совершенствование межбюджетных отношений
Вместе с тем при планировании областного бюджета на 2015–2017 годы учтены отдельные изменения в системе распределения и перераспределения межбюджетных трансфертов. Основным принципом и целевым ориентиром стало повышение доли межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности не менее 50% всех межбюджетных трансфертов. Тем самым была усилена выравнивающая составляющая межбюджетных трансфертов.
Еще одним новшеством является повышение стимулирующей роли дотаций. Впервые объем дотаций сохранен на уровне, утвержденном на 2015 год в областном бюджете на 2014–2016 годы, тем муниципальным образованиям, которым по расчетам должна причитаться меньшая сумма. Это позволит полноценно использовать преимущества среднесрочного планирования — скользящей трехлетки, а также обеспечит предсказуемость нашей политики и положительно скажется на финансовом положении муниципальных образований.
В настоящее время разрабатывается план мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию межбюджетных отношений в Оренбургской области на 2015–2017 годы. Он включает в себя следующие мероприятия:
стимулирование повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
долгосрочное бюджетное прогнозирование межбюджетных отношений;
совершенствование механизмов планирования и предоставления межбюджетных трансфертов.
В бюджете на 2015–2017 годы впервые была использована консолидация субвенций. В расходах областного бюджета предусматривается единая субвенция на содержание детей в замещающих семьях, объединяющая следующие направления:
выплата денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);
выплата денежных средств патронатному воспитателю на содержание ребенка, переданного ему на воспитание;
выплата денежных средств приемным родителям на содержание детей, находящихся в приемной семье.
Еще одно нововведение — распределение между муниципальными образованиями области максимального количества субсидий и иных межбюджетных трансфертов до начала финансового года. Эта мера направлена на то, чтобы муниципальные образования заблаговременно смогли обеспечить софинансирование и подготовить мероприятия, не откладывая эту работу на конец года.