Версия для печати 13288 Материалы по теме
Плиева Вера
 Вера ПЛИЕВА, заместитель начальника Департамента финансов Томской области

Поводом для подготовки настоящего материала послужило решение Департаментом финансов Томской области одной из многих, на первый взгляд не очень сложных, текущих задач – формирования реестра расходных обязательств. Эта задача сейчас стоит перед финансовыми органами всех без исключения уровней бюджетной системы Российской Федерации, другими субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств).

Убеждена, что специалисты любого финансового органа согласятся с тем, что, несмотря на внешнюю простоту, процесс формирования ре­естров расходных обязательств всегда был трудоемким. С принятием же новых форм реестров, рекомендаций по их заполнению, утвержденных приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ, объем работы возрос многократно. При этом возможность качественного формирования сведений с учетом появления в новых форматах реестров дополнительных аналитических составляющих и их более развернутого содержания вызывала большие сомнения.

Проблемы по составлению реестра у нас возникали и ранее; простые, казалось бы, вопросы порой вызывали значительные трудности. Например:

1. Непосредственно сбор данных. Множество участников процесса, сложноподчиненная структура сдачи-приемки обусловливают ряд проблем организационного характера. В частности, цепочка сбора информации выглядит так: ПБС городского поселения – РБС городского поселения (консолидация реестров подведомственных ПБС) – финансовый орган городского поселения (консолидация фрагментов реестров распорядителей) – финансовый орган муниципального района (свод реестров поселений) – департамент финансов области (свод реестров муниципальных образований).

2. Проверка представленных финансовых показателей реестра на соответствие данным закона (решения) о бюджете, отчетности об исполнении бюджета.

3. Консолидация фрагментов реестров расходных обязательств, полученных от отраслевиков, и свод реестров расходных обязательств, направленных от муниципальных образований Томской области.

4. Непонимание исполнителями смысла проделываемой трудоемкой работы, если полученную информацию нельзя каким-либо образом использовать в дальнейшем.

Повторюсь, что с утверждением новых форм реестров, появлением в них множества дополнительных строк проблемы не только не уменьшились, но в геометрической прогрессии возросли:
  • перенос данных с ранее принятых форм реестров в новые форматы в соответствии с приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ;
  • формальный подход исполнителей к заполнению утвержденных форм, учитывая сжатые сроки сдачи, многографность и отсутствие четких критериев проверки. Такой формальный подход опытный работник департамента финансов фиксировал сразу, однако вернуть полученный документ на доработку был не вправе;
  • сопоставление и попытка свести воедино множество вариантов заполнения графы «Нормативно-правовые акты» субъектами бюджетного планирования. Во всех получаемых нами реестрах содержались ссылки на нормативно-правовые акты, идентичные по содержанию, но разнородные по наименованию. Консолидация данных стала физически невозможной: полученный результат не оправдал бы потраченного на это труда. В итоге сводный документ превратился в простую многометровую таблицу.
Аналогичные проблемы были и на уровне муниципальных образований.

Не секрет, что в финансовых органах в силу их ответственности за всех (за распорядителей бюджетных средств, за финансовые органы нижестоящего уровня бюджета) существует тенденция решать вопросы «за себя и за того парня». Мы это искушение преодолели и подошли к процессу формирования реестров расходных обязательств более принципиально, подключив к решению проблем все субъекты бюджетного планирования вплоть до финансовых органов поселений.

Учитывая локальность задачи и вместе с тем ее территориальную распределенность, Департамент финансов Томской области прежде всего определил ряд контрольных точек, необходимых для ее решения, а именно:
  • проведение тщательной ревизии всех федеральных и региональных нормативно-правовых актов, являющихся основанием для расход­ных обязательств бюджетов всех уровней нашего региона;
  • создание единого механизма формирования реестров, исключающего формальный подход исполнителей к наполняемости ре­естров необходимыми сведениями, в том числе непроверенными данными;
  • создание условий для оперативного сбора реестров со всех субъектов бюджетного планирования за любой заданный период времени (за год, а в перспективе при необходимости и за более короткий период – шесть месяцев, квартал);
  • автоматическая консолидация данных с обязательной контрольной и аналитической составляющими.
В ходе работы стало ясно, что решить обозначенные проблемы без должного уровня автоматизации не представляется возможным. Проанализировав задачи, мы определили качественные характеристики требуемой автоматизированной системы:
  • возможность ее установки на рабочем месте каждого участника процесса;
  • простое освоение системы пользователями (краткий консультационный курс для группы пользователей должен обеспечить освоение системы в объеме, достаточном для дальнейшего самостоятельного применения);
  • возможность создания единой справочной базы нормативно-правовых актов и использования такой базы всеми субъектами бюджетного планирования, в том числе финансовыми органами муниципальных образований;
  • обеспечение согласования передаваемых в электронном виде ре­естров и их фрагментов (принят, не принят, отклонен, удален, отредактирован) между всеми участниками процесса;
  • формирование (в результате сбора данных) отчетов по утвержденным Министерством финансов РФ и произвольным формам отчетности;
  • автоматический перенос из системы сформированных и утвержденных данных реестра расходных обязательств субъекта РФ и свода реестра расходных обязательств муниципальных образований в электронную форму, передаваемую в Министерство финансов РФ (автоматическая выгрузка данных);
  • наличие интерактивных экранных форм для анализа данных реестров в любом разрезе;
  • возможность долгосрочного использования системы вне зависимости от того, какие графы, колонки, строки будут добавлены (удалены, изменены) к следующей отчетной дате.
После проведения конкурса соответствующей нашим требованиям была признана заявка компании Р.О.С.Т.У*, предложившей к внедрению систему «БИС-РРО». Совместно со специалистами названной компании Департаменту финансов Томской области удалось решить поставленные задачи.


*Компания «Р.О.С.Т.У.» – разработчик спектра комплексных технологических решений, предназначенных для автоматизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Решения компании, связанные с управлением бюджетным процессом, включая исполнение и среднесрочное планирование бюджета, осуществление процедуры государственных (муниципальных) закупок, построены на базе Бюджетной информационной системы (БИС).

Поскольку эта статья предназначена для моих коллег, не могу не остановиться на проблемах организационного характера, с которыми мы столкнулись и которых можно было избежать. Рекомендуем начинать автоматизацию процесса с принятия регламента формирования реестра расходных обязательств, определения четких границ и лиц, ответственных за формирование, наполнение и контроль справочников и документов системы. Этот регламент должен распространяться и на финансовые органы муниципальных образований. Особенно много проблем при формировании реестра возникло с некорректно введенным на уровне муниципальных районов перечнем нормативно-правовых актов. В связи с этим нормативно-справочную информацию желательно централизовать и вести в главной базе данных субъекта РФ.

Однако все сказанное не снимает ответственности с участников процесса. Аудит перечня нормативно-правовых актов, служащих основанием для принятия расходных обязательств, необходимо проводить совместно с главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами муниципальных образований. Понятно, что большая часть нагрузки все равно ложится на финансовый орган субъекта, но это неизбежно. В идеале каждый участник процесса, вплоть до каждого учреждения в сельском поселении, должен выполнять возложенные на него обязанности грамотно и с определенной долей ответственности.

Как показала наша практика, достаточно единожды приложить серь­езные усилия – большие, чем требует каждодневный труд финансиста, – и проблема перестанет быть неразрешимой. Здесь нужно отметить роль компании – разработчика системы при автоматизации описанного процесса. Специалисты «Р.О.С.Т.У.» обеспечили комплексный подход к внедрению системы, включая совместное с Департаментом финансов Томской области решение вопросов организационного характера. Для должной реализации задачи была создана рабочая группа, и в итоге система была развернута на рабочих местах пользователей на территории всего региона.

Достигнутый нами результат значительно превзошел предполагаемый. Созданы условия не только для качественного формирования субъектами бюджетного планирования сведений, регламентированных приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ, но и для проведения анализа данных, содержащихся в реестрах, как путем фильтрации и консолидации полученных сведений по любым аналитическим признакам, так и путем детального изучения любого первичного документа, служащего основанием для формирования реестра расходных обязательств.

Сейчас уже можно утверждать, что выбранный нами метод обеспечивает качественное формирование реестров расходных обязательств, позволяет выявить узкие места по планируемым к исполнению расходным обязательствам и скрытые (ранее недоступные для проверки) резервы внутри бюджетов. Кроме того, он исключает возможность предоставления в Министерство финансов РФ информации об объеме расходных обязательств и направлениях использования бюджетных средств в виде простой таблицы, содержащей формальные данные, обеспечивает использование сведений, содержащихся в реестрах, при планировании бюджета, в том числе на среднесрочную перспективу. Именно это позволит ре­естру стать основой для составления бюджета, для чего он, собственно, и предназначен, а не наоборот.


Евгений ДАНЧИКОВ, начальник отдела методологии межбюджетных отношений Министерства финансов РФ:
«На сегодняшний день подход к формированию реестров расходных обязательств в субъектах РФ более формален, чем подразумевалось при включении соответствующей статьи в Бюджетный кодекс. Пока существуют проблемы и при предоставлении в Минфин России реестров субъектов РФ и сводов реестров муниципальных образований. Нарушаются сроки сдачи регламентированной Минфином отчетности, отмечаются случаи ее некачественного формирования.

Описанный подход Департамента финансов Томской области к формированию реестра расходных обязательств уже дал результаты и на федеральном уровне, что, безусловно, заслуживает внимания. Представленная информация позволяет составить реальную картину нормативного регулирования расход­ных обязательств региона.

Следует отметить, что тема перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы еще долгое время будет актуальной. Поэтому информация, содержащаяся в реестрах расходных обязательств, должна стать более развернутой и объективной, что позволит использовать ее для принятия стратегических решений по поиску оптимальной модели распределения полномочий между уровнями бюджетной системы».


Источник: © Бюджет, 2007, № 12
Поделиться