Версия для печати 4106 Материалы по теме
Андрей Останин
Реализация политики энергосбережения – процесс длительный, требующий решения различных экономических, социальных, технических проблем и проведения организационно-нормативных мероприятий. В Кировской области налажена работа по организации управления энергосбережением, формированию правовой базы, финансово-экономическому, информационному и научно-техническому обеспечению. Об этом направлении деятельности рассказывает директор Кировского областного государственного унитарного предприятия «Агентство энергосбережения» Андрей ОСТАНИН.

5 сентября 2002 г. правительство Кировской области подписало распоряжение «О создании Кировского областного государственного предприятия “Агентство энерго­сбережения”», главной целью которого должна была стать практическая реализация политики энергосбережения в регионе. Для эффективного осуществления своих функций КОГУП «Агентство энергосбережения» разработало следующие нормативно-правовые акты:
  • Концепцию энергосбережения Кировской области (утверждена распоряжением правительства области);
  • Порядок стимулирования в муниципальных районах (городских округах) экономии топливно-энергетических ресурсов.
В целях пропаганды идей энерго­сбережения Агентство издает ин­фор­мационно-аналитический журнал «Эко­номика Кировской области и топ­лив­но-энергетический комплекс» (ЭКО-ТЭК). Кроме того, уже в течение семи лет Агентством энергосбережения и Вятской торгово-промышленной палатой при поддержке правительства области ежегодно проводится специализированная конференция-выставка «Энергосбережение», которая призвана содействовать внедрению новых технологий и решений в области энергосбережения и обмену опытом между специалистами.

Финансирование энергосберегающих мероприятий
Для реализации энергосберегающих мероприятий Агентство энерго­сбережения уже в пятый раз проводит среди предприятий Кировской области конкурс на получение беспроцентных займов. Основными критериями оценки заявок являются стоимость проекта, величина экономии энергетических и денежных ресурсов, срок окупаемости, социальная значимость проекта, гарантии возврата займа. Отбор претендентов производится три-четыре раза в год. Общий экономический эффект от данного мероприятия составил 119 млн руб.

13 сентября 2007 г. в КОГУП «Агентство энергосбережения» прошел очередной конкурс проектов по энергосбережению. На рассмотрение конкурсной комиссии, в состав которой вошли специалисты тепло- и электроэнергетики, ученые, представители правительства области, региональной службы по тарифам и Агентства энергосбережения, свои проекты представили 11 предприятий и организаций. Все разработки направлены на снижение затрат на производство тепловой энергии, модернизацию и замену технологического оборудования и др.

В итоге победителями были признаны:
  • проект «Модернизация котельной, замена сетевых насосов и теплотрассы, проведение энергоаудита» администрации Тужинского рай­она (сумма финансирования проекта – 1,25 млн руб., экономический эффект от проведенных мероприятий − 2 млн в год);
  • проект «Модернизация насосной станции п. Восточной» МКУП ЖКХ «Коммунальник» Омутнинского района (сумма финансирования проекта – 2 млн руб., экономический эффект от проведенных мероприятий − 0,7 млн в год);
  • проект «Капитальный ремонт котельной с заменой котлов» МП ЖКХ п. Вичевщина Куменского района (сумма финансирования проекта – 2,5 млн руб., экономический эффект от проведенных мероприятий − 1,5 млн в год) и др.
Очередной конкурс проектов по энергосбережению состоится в конце ноября 2007 г.

На повестке дня
Потенциальные возможности агентства достаточно высоки, и на повестке дня стоит вопрос дальнейшего совершенствования качества предоставляемых услуг. Например, при проведении энергоаудита бюджетных организаций возможно продолжение взаимодействия в сфере расходования энергоресурсов. Сюда относятся анализ заключенных договоров на энергоснабжение, правильность начисления платы за потребленные ТЭР, проработка вариантов финансирования мероприятий, предложенных аудиторами. Это позволит не оставлять бюджетные организации один на один с результатами энергоаудита и убедит их в необходимости и результативности проведения энергетических обследований.

Необходимо активизировать нормотворческую деятельность, в первую очередь по отработке содержания муниципальных программ энерго­сбережения, а также по выполнению организационно-правовых мероприятий Концепции энергосбережения области. Предстоит изыскать дополнительные способы финансирования энергосберегающих проектов, подумать о возобновлении некоторых конкурсов по проблемам энергосбережения, расширении взаимодействия со средствами массовой информации.

Если говорить о проблемах энергосбережения в целом, то для выработки наиболее эффективных путей реализации государственной политики энергосбережения в области имеет смысл рассмотреть вопрос об образовании межведомственного координационного совета по энергосбережению Кировской области.

Источник: © Бюджет, 2007, № 11

Поделиться