Курганская область с гордостью встречает свой 65-летний юбилей: в регионе постоянно растут объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличиваются доходы населения и снижается уровень бедности. Губернатор Курганской области Олег БОГОМОЛОВ рассказывает, как области удается решать сложнейшие проблемы экономического и социального роста.
– Олег Алексеевич, каковы основные цели и задачи принятой областным правительством Программы социально-экономического развития Курганской области на 2008 г. и среднесрочную перспективу и Концепции стратегии социально-экономического развития региона до 2015 г.?
– Программа социально-экономического развития области разработана с учетом направлений, заложенных в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, посланий Президента РФ Федеральному Собранию, приоритетных национальных проектов и проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. Главной задачей правительства области по-прежнему остается повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности региона.
В частности, Программа предусматривает опережающее повышение заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен. Среднемесячная зарплата в 2008 г. увеличится на 18% и достигнет 11 тыс. руб. Рост реальной зарплаты должен составить 9,7%. Кроме того, номинальные денежные доходы населения по сравнению с 2007 г. повысятся на 18,7% – до 8 919,3 руб.
Намеченные мероприятия позволят снизить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2004 г. почти 35% жителей области находились за чертой бедности, то в 2007 г. уже 19,9%, а к 2010 г. этот показатель планируется уменьшить до 16%.
В среднесрочной перспективе ожидается продолжение динамичного развития реального сектора экономики.
В 2006 г. по сравнению с 2000 г. объем промышленного производства повысился на 41%. В 2008 г. рост должен составить 106,9%, а в 2010 г. – 119,5% к уровню 2007 г. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2008 г. увеличится на 102,9%, в 2010 г. – на 110,4% по отношению к 2007 г.
Имеющиеся ограничения предполагается устранить посредством развития инновационной инфраструктуры. В 2008 г. уровень инновационной активности увеличится на 12%, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства – на 7,5%. Объем розничной торговли и платных услуг населению в 2008 г. повысятся соответственно на 10,5 и 6,9%, а к 2010 г. – на 31,3 и 20,9%.
В течение 2006 г. ВРП увеличился на 10,9%, в 2007 г. прирост сохранился на том же уровне. Увеличение объемов в реальном секторе экономики и повышение доходов населения позволят в 2008 г. обеспечить прирост валового регионального продукта на 6,5%, что дает возможность выполнить поставленную Президентом РФ задачу удвоения ВРП.
О динамичном социально-экономическом развитии области свидетельствует и тот факт, что по итогам Всероссийского конкурса «Золотой рубль» Курганская область заняла первое место в Уральском федеральном округе по динамике развития. Зауралье было отмечено за динамику роста по всем 23 показателям номинации «Лучший субъект РФ по экономическим показателям». Эти показатели – результат целенаправленной совместной деятельности органов власти региона, муниципальных образований, предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
– Сельское хозяйство – вторая по значимости отрасль экономики области. Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем состоянии агропромышленного комплекса, его структуре, процессах кооперации и интеграции в АПК.
– Действительно, Зауралье является индустриально-аграрным регионом, в сельской местности у нас проживает 44% населения. Таких субъектов в России всего 12. Поэтому АПК – это важнейший сектор экономики Курганской области: на его долю приходится почти 20% ВРП.
Объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса Зауралья постоянно растут. С 2000 г. финансирование сельского хозяйства Курганской области из всех бюджетных источников повысилось в 8,5 раз. А в 2007 г. по сравнению с 2006 г. бюджетные ассигнования увеличились еще в 1,5 раза. Однако на бюджетную поддержку могут рассчитывать только те хозяйства, которые трудятся эффективно, внедряя ресурсосберегающие и инновационные технологии.
Стимулирование лучших хозяйств и муниципальных образований создает условия для привлечения в отрасль инвестиций – только в 2007 г. эта сумма составила 918 млн руб. Сейчас в сельском хозяйстве региона работают около 80 компаний-инвесторов, с которыми областное руководство смогло выстроить конструктивные отношения.
Площадь неиспользуемой пашни за последние годы удалось сократить в 1,5 раза. В 2006 г. наша область заняла третье место в Российской Федерации по производству зерна на душу населения (1 548 кг). В 2007 г. валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составил 1 707 тыс. тонн, или 129% к уровню 2006 г.
Программно-целевой метод государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей позволяет получить наибольшую отдачу от вложенных бюджетных средств. В настоящее время в АПК реализуются шесть областных целевых программ. За счет средств областного бюджета компенсируются расходы на применение средств защиты растений, на ввод в оборот неиспользуемой пашни, стимулируется повышение продуктивности в молочном животноводстве и свиноводстве. Хозяйствам, внедряющим ресурсосберегающие технологии в зерновом производстве, предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Реализация областных целевых программ и нацпроекта в сфере АПК усилили позитивные изменения в животноводстве. За последние годы на сельскохозяйственных предприятиях области среднесуточные привесы крупного рогатого скота увеличились в 1,3 раза, свиней – в 1,5 раза, а средние надои от одной коровы выросли в 1,8 раза, достигнув в 2007 г. 3 350 кг. Производство молока в 2006–2007 гг. повысилось на 5,5%, поголовье скота и птицы – на 9%. В целом по сравнению с 2004 г. производство сельхозпродукции выросло на 25%.
Товаропроизводители Зауралья не только обеспечивают потребности населения области в основных видах продуктов питания, но и предлагают значительные объемы сельхозпродукции, сырья и продовольствия другим регионам РФ. В 2007 г. объемы импорта АПК превысили 4 млрд руб.
Перспективы дальнейшего развития АПК региона еще более благоприятны. В октябре 2007 г. утверждена целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008–2012 гг.», на реализацию которой из областного бюджета планируется выделить 2,7 млрд руб. Будет продолжена работа по привлечению частных инвестиций в агропромышленное производство. Из внебюджетных источников на выполнение мероприятий программы предполагается направить 17,1 млрд руб., а общий объем финансирования превысит 22 млрд, что позволит увеличить производство продукции сельского хозяйства относительно 2006 г. на 24%, доходы сельских жителей – в 2,1 раза.
Совершенствуется система услуг по поставке сельскохозяйственной техники, ее сервисному и техническому обслуживанию. Благодаря высокому научному потенциалу АПК в регионе создана современная система семеноводства. Так что инвесторам, которые приходят работать в сельское хозяйство, мы предлагаем не только инвестиционные проекты и земельные участки, но и консультации специалистов.
– Какие шаги делаются правительством области для развития социальной сферы на селе?
– С 2003 г. у нас действует областная целевая программа «Социальное развитие села Курганской области до 2010 г.», целью которой является развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, прежде всего их газификация и водоснабжение, жилищное строительство. Если в 2003 г. объем инвестиций на социальное развитие села из всех источников финансирования составил 50,3 млн руб., то в 2007 г. он вырос более чем в пять раз – до 255,4 млн руб. Всего за пять лет реализации программы привлечено 611,7 млн руб., из них 70% – средства регионального бюджета и внебюджетных источников.
Стимулом для развития сел, подсобного хозяйства и укрепления благосостояния сельхозтоваропроизводителей является газификация. В 2007 г. финансирование строительства распределительных газовых сетей на селе возросло в 13,4 раза к уровню 2003 г., а общая сумма инвестиций из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников за 2003–2007 гг. составила 272,5 млн руб. Это позволило обеспечить «голубым огнем» более 8 тыс. семей в 67 селах области.
Кроме того, за пять лет действия Программы введено 30 км водопроводных сетей.
Улучшение качества жизни в сельской местности связано не только с развитием социальной и инженерной инфраструктуры, но и с обеспеченностью людей благоустроенным жильем. За 2003–2007 гг. в Зауралье в рамках программы построено и приобретено свыше 50 тыс. кв. м жилья, новоселье отпраздновали 633 семьи.
Последовательная реализация программы «Социальное развитие села до 2010 г.» – это большой шаг навстречу сельскому населению, дающий им надежду на стабилизацию условий жизни, что в свою очередь должно отозваться увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции.
– Какие меры способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона и какие инвестиционные проекты осуществляются в настоящее время?
– Повышению инвестиционной привлекательности способствуют прежде всего поступательное социально-экономическое развитие и политическая стабильность. В последние 8–10 лет в области значительно изменилась политика привлечения инвестиций. Основными направлениями деятельности правительства области определены создание благоприятных возможностей для инвестирования, государственная поддержка программ развития инфраструктуры, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов и, как следствие, формирование положительного инвестиционного климата.
И эта политика уже дает ощутимые результаты. Так, в 2006 г. по сравнению с 2000 г. приток инвестиций вырос в 2,3 раза и достиг 12,2 млрд руб., а в 2007 г. эти показатели составят 112,3% и 15,1 млрд. В 2008 г. по сравнению с 2007 г., по прогнозам, можно ожидать увеличения денежного потока на 13%, а в 2010 г. планируется рост в 1,5 раза – до 27,4 млрд.
Основным механизмом государственной поддержки инвестиционной деятельности является субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами для реализации своих проектов.
При выборе территории для инвестирования определяющим фактором является степень инфраструктурного обеспечения региона. Поэтому приоритетным направлением деятельности правительства Курганской области стало именно развитие инфраструктуры посредством механизмов государственно-частного партнерства. Главную роль здесь играет повышение энергобезопасности региона. На 2009–2010 гг. намечен ввод в эксплуатацию новой генерации электроэнергии, строительство которой началось осенью 2007 г., при помощи частных инвестиций (порядка 7 млрд руб.) и при активном участии администрации. ТЭЦ-2 увеличит обеспеченность собственного производства электроэнергией с 29 до 80%, снизит стоимость электроэнергии и даст областному центру дополнительный источник тепла.
Положительное влияние на развитие инфраструктуры региона, особенно на уровень газификации, оказывает реализация федеральных целевых программ. При поддержке федерального бюджета и ОАО «Газпром» общий объем инвестиций в газовое хозяйство за последние четыре года составил 2,1 млрд руб. Уровень газификации области за 10 лет вырос в 2,5 раза, общая протяженность газотранспортной сети – в 3,2 раза, количество газифицированных населенных пунктов – в 2,7 раза, количество газовых котельных – в 19 раз.
Принимаемые меры сказываются на инвестиционной привлекательности региона: в область приходят инвесторы, как российские, так и зарубежные. Приведу несколько примеров крупных инвестиционных проектов, реализованных на территории области за последнее время. В 2006 г. на основе ЗАО «Курганстальмост» создано совместное российско-германское предприятие «Бауэр Машины – Курганстальмост» для выпуска нового поколения буровых машин. С участием французского капитала организовано совместное предприятие по производству стальной дроби для нужд металлургической промышленности. ОАО «Курганхиммаш» начало производство вертикальных стальных резервуаров для хранения нефти (до сих пор такая продукция производилась только за рубежом); основным заказчиком является АК «Транснефть». Московская холдинговая компания «Нефтегазовые системы» выступила инвестором строительства Курганского кабельного завода, производящего бронированный кабель для нефтяной промышленности, который не имеет аналогов в России. ОАО «ШААЗ» первым в стране освоило технологию «Купробрейз» по производству радиаторов для легковых и грузовых автомобилей. С помощью итальянских партнеров в 2007 г. начато возведение завода по производству строительных конструкций нового поколения мощностью 160 тыс. кв. м жилья в год. В восточных районах области ООО «Зауралнефтегаз», акционером которого является компания «Балтик Петролеум», сейчас ведет разведку нефтегазовых месторождений, объемы которых, по оценкам специалистов, могут достигать сотен миллионов тонн. Инвестиции в проект уже превысили 450 млн руб.
В итоге за шесть лет объем финансовых вложений у нас вырос более чем вдвое, а в 2006 г. Курганская область впервые вошла в первую десятку регионов России по темпам роста инвестиций в основной капитал (133,2%). Общий объем инвестиций в 2006 г. составил 12,2 млрд руб., в 2007 г. – 15 млрд. Эти цифры – возможно, не очень большие в абсолютном выражении – для нас серьезный успех, поскольку они сопоставимы с доходной частью бюджета области. К 2010 г. объемы привлекаемых инвестиций планируется увеличить еще как минимум вдвое.
– Подходит к концу второй год реализация на территории области приоритетных национальных проектов. Каким образом ведется контроль за их осуществлением? Каковы итоги?
– Приоритетные национальные проекты обсуждаются у нас еще с конца 2005 г., поскольку они в значительной степени затрагивают все социально-экономические сферы жизни. Отмечу, что все нацпроекты – в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, сельского хозяйства – сегодня успешно работают и приносят свои плоды. В 2007 г. на реализацию нацпроектов выделено 1 848 млн руб., в том числе 762 млн – из федерального бюджета и внебюджетных фондов, 1 087 млн – из консолидированного бюджета области.
С целью обеспечения взаимодействия между органами исполнительной и государственной власти Курганской области и органами местного самоуправления по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией нацпроектов, в ноябре 2005 г. при губернаторе Курганской области создан совет по реализации приоритетных национальных проектов. В декабре 2006 г. к основным задачам совета добавились вопросы демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства. Совет координирует работу по подготовке региональных программ и первоочередных мер, направленных на осуществление нацпроектов и демографической политики, проводит анализ практики исполнения региональных программ и оценку эффективности мер.
Для комплексного решения вопросов по выполнению нацпроектов в Курганской области на областном уровне создана сквозная система управления и контроля. Осуществляется ежемесячный мониторинг финансирования проектов, в том числе в разрезе муниципальных районов и городских округов. Разработана вся необходимая нормативно-правовая база, по каждому проекту приняты областные целевые программы. С учетом нацпроектов вносятся коррективы в Программу социально-экономического развития Курганской области на среднесрочную перспективу.
Работу в рамках национальных проектов мы выстраиваем через вертикаль управления: мы убеждены, что такие проекты должны реализовываться не только на уровне страны и региона, но и в еще большей степени на муниципальном уровне. В меру своих полномочий реализацией нацпроектов должны заниматься все 458 муниципальных образований области.
Что касается итогов, скажу, что реализация нацпроекта в сфере АПК позволила существенно усилить внимание к сельскому хозяйству на всех уровнях. В 2007 г. объемы бюджетного финансирования аграрного сектора экономики Курганской области относительно 2005 г. возросли в 2,6 раза, а производство сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке увеличилось на 3,5% по сравнению с 2006 г. Благодаря проекту «Развитие АПК» впервые за годы рыночных преобразований удалось обеспечить положительные изменения по большинству основных направлений в животноводстве, привлечь инвестиции в данную отрасль. В 2006 г. финансовые вложения в животноводство превысили 226 млн руб. (155% к уровню 2005 г.), а за девять месяцев 2007 г. составили 180 млн.
Усиление государственной поддержки АПК, повышение спроса на продовольствие позитивно отражаются на экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствуют повышению уровня жизни сельского населения. За период реализации нацпроекта среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве возросла почти на 80%, располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности – на 32%.
Национальный проект «Здоровье» стал хорошим шансом сделать шаг на пути к оздоровлению общества. Значительные ассигнования в здравоохранение дали возможность улучшить материально-техническое обеспечение учреждений отрасли, увеличить зарплату медицинских работников. Финансовая поддержка позволяет рассчитывать на реальное повышение качества и объемов оказания медицинской помощи населению.
Благодаря нацпроекту в сфере образования образовательные учреждения получили мощный стимул для пересмотра методов своей деятельности. Федеральные гранты в 1 млн руб., подключение школ к сети Интернет и их оснащение учебно-лабораторным оборудованием позволяют эффективно использовать открывшиеся возможности.
Еще до принятия приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» в регионе успешно реализовывались областные целевые программы «Развитие системы образования в Курганской области» (подпрограмма «Школьный автобус») и «Санитарный автомобиль для села», согласно которой проводилось обновление парка машин скорой помощи.
В рамках подпрограммы «Школьный автобус» для муниципальных учреждений Курганской области за период с 2002 по 2005 г. было приобретено 177 автобусов. Другим направлением программы было обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений школьными учебниками. А за два года реализации нацпроекта «Образование» за счет средств бюджетов трех уровней приобретено 85 автобусов и 35 микроавтобусов, что тоже, безусловно, влияет на качество и доступность образования.
Говоря о приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», отмечу, что конечной целью одноименной областной целевой программы является строительство и ввод в эксплуатацию 500 тыс. кв. м жилья к 2010 г. В 2007 г. плановый ввод жилья составил около 170 тыс. кв. м, в 2008 г. эта цифра достигнет 240 тыс. Сегодня одной из форм решения проблемы доступности жилья являются кредиты, в том числе ипотечное кредитование. Кстати, у нас уже семь лет (с 2001 г.) действует областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области», разработанная с перспективой до 2015 г.
Ипотечное жилищное кредитование в регионе осуществляется по двум направлениям:
В итоге за семь лет в области ипотечного жилищного кредитования жилищные условия улучшили 674 семьи. За период действия программы выдано 2 012 кредитов на общую сумму 1 157 млн руб., при этом 30% получателей – молодые семьи. Собственных средств заемщиков привлечено на сумму 168 млн руб. Финансирование из областного бюджета составило 141 млн руб.
В 2007 г. с целью выполнения задач по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» принята областная целевая программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Курганской области на 2007–2010 гг.», поскольку сейчас почти 100% жилья, строящегося в районах, – это индивидуальные жилые дома.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ в регионе проводится работа по капитальному ремонту многоквартирных домов. По предварительным расчетам, капитального ремонта требуют более половины многоквартирных домов в области, то есть около 5,7 млн кв. м общей площади. На приведение их в нормальное техническое состояние требуется более 3 млрд руб. Это же направление – проведение капитального ремонта жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства – обозначено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.
В целом хочется сказать, что проблемы, неизбежно возникающие при реализации нацпроектов, решаются комплексно – как при формировании нормативной базы, так и в случае решения практических задач. Успех проектов в основном зависит от активности администраций муниципальных районов и от их взаимодействия с органами исполнительной власти области.
– Какие задачи по осуществлению мер социальной защиты и поддержки граждан области, в том числе семей, имеющих детей-инвалидов, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предстоит решить в 2008 г.?
– Особое внимание органы социальной защиты уделяют вопросам социальной поддержки населения Курганской области. В 2007 г. на финансирование данного направления выделено 1 182 млн руб., в том числе 577,1 млн – ветеранам и труженикам тыла.
Адресную социальную помощь в виде продуктовых наборов, одежды, финансовых средств на общую сумму 4,45 млн руб. в 2007 г. получили 15 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расходы областного бюджета на дополнительные социальные выплаты военнослужащим и членам их семей, беременным женщинам, гражданам, страдающим хроническими заболеваниями почек, составили более 20 млн руб.
В целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории региона, принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Курганской области на 2008–2010 гг.», предусматривающая проведение комплекса мероприятий по обеспечению трудоустройства и занятости инвалидов, развитию реабилитационных учреждений, укреплению их материально-технической базы, оснащению оборудованием, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, внедрению современных технологий в процесс социально-медицинской реабилитации инвалидов. Расходы областного бюджета на реализацию программы составят 10,5 млн руб.
Курганская область в числе первых в России стала развивать такую форму семейного устройства детей, как патронат. Эта форма устройства детей-сирот позволила сократить количество интернатных учреждений.
В настоящее время в детских домах работают 257 патронатных воспитателей, в семьях которых проживает 409 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Финансирование расходов на содержание воспитанников и оплату труда патронатных воспитателей осуществляется из областного бюджета.
В области принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, направленных на улучшение положения семьи и детей, профилактику социального сиротства. Утверждена Концепция государственной семейной политики на период до 2015 г., устанавливающая основы семейной политики в вопросах охраны семьи, материнства, отцовства и детства. С 1 января 2007 г. при одновременном рождении трех и более детей семьям предоставляется субсидия на приобретение жилья или индивидуальное строительство.
Для повышения социального статуса материнства, общественного признания и уважения материнского труда в Курганской области утвержден знак отличия «Материнская слава». Многодетным матерям, награжденным этим знаком, с 1 января 2008 г. будет выплачиваться единовременное пособие в размере от 25 до 100 тыс. руб.
– Расскажите, как региону удалось добиться повышения среднемесячной заработной платы и снижения доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума?
– Главной целью деятельности правительства Курганской области является обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей, а это не только уровень доходов, но и обеспеченность работой, жильем, развитие социальной сферы и многие другие аспекты. С 2004 г. начала действовать областная целевая программа «Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 г.», в основе которой лежит создание условий для вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.
В 2007 г. темпы роста денежных доходов населения и реальной заработной платы в Зауралье значительно превысили среднероссийские: средняя зарплата составила 9 300 руб., что на 27,5% выше уровня 2006 г., реальная заработная плата (с учетом инфляции) увеличилась на 15,3%.
Кроме того, значительно улучшились качественные показатели уровня жизни. Так, если по итогам 2004 г. соотношение денежных доходов населения и величины прожиточного минимума в области составляло 169%, то по итогам 2007 г. – уже 248%. Соотношение средней оплаты труда с учетом выплат социального характера и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004 г. составляло 184%, а сейчас равно 256%.
– Каковы особенности внешнеэкономической деятельности Курганской области? С какими партнерами установлены прочные экономические связи?
– Укрепление и расширение международных и внешнеэкономических связей является важным направлением деятельности правительства Курганской области. На сегодняшний день Зауралье имеет прочные экономические связи более чем с 40 странами дальнего зарубежья и 10 странами СНГ. Около 90% внешнеторгового оборота области в 2006–2007 гг. формировалось за счет торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, Узбекистаном, Германией, Украиной, Киргизией, Таджикистаном и Китаем. Самый крупный торговый партнер Курганской области – Республика Казахстан, его доля в объеме внешнеторгового оборота области превышает 40%.
Продукция ведущих предприятий нашей области: ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат», ОАО «Курганмашзавод», АКО «Синтез», ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ОАО «Курганхиммаш», ОАО «Корвет» и др. – уже в течение ряда лет пользуется устойчивым спросом как в России, так и за рубежом. Сложившиеся экономические связи способствуют росту внешнеторгового оборота Курганской области: в 2007 г. он превысил 500 млн долл. (130% к уровню 2006 г.).
Экспорт в объеме внешнеторгового оборота Курганской области составляет 40%, причем лидирующее положение (более 70%) занимает продукция, являющаяся конечным результатом производственного цикла: машины, оборудование, транспортные средства, изделия из металла, фармацевтическая и молочно-консервная продукция.
На импорт приходится соответственно 60% внешнеторгового оборота. В структуре импорта преобладают металлы и изделия из них, продовольственные товары, машины, оборудование и транспортные средства. В 2007 г. объемы ввоза в регион металлов, машин, оборудования и транспортных средств увеличились.
В 2008 г. правительством Курганской области будет продолжена работа, направленная на укрепление и расширение внешнеэкономических и межрегиональных связей, развитие постоянного делового партнерства как с зарубежными странами, так и с регионами России, на увеличение взаимного товарооборота, особенно объема экспорта товаров и услуг, что должно способствовать не только экономическому росту субъекта в целом, но и повышению благосостояния и уровня жизни населения.
Родился 4 октября 1950 г. в Петухово Курганской области.
В 1972 г. окончил Курганский машиностроительный институт.
1972–1975 гг. – инженер-конструктор Курганского машиностроительного завода им. В. И. Ленина.
1975–1981 гг. – старший инженер, комиссар, затем командир Курганского областного студенческого строительного отряда, руководитель областного штаба строительных отрядов.
1981–1988 гг. – инструктор Курганского обкома КПСС, секретарь парткома производственного строительно-монтажного объединения «Кургантяжстрой».
1988–1990 гг. – председатель Октябрьского райисполкома города Кургана; в 1990 г. избран депутатом Курганского областного Совета народных депутатов.
1991–1992 гг. – председатель Курганского городского комитета по управлению муниципальным имуществом.
В 1992 г. избран председателем Курганского областного Совета народных депутатов.
1994–1996 гг. – председатель Курганской областной Думы.
1995–2001 гг. – депутат, а с декабря 1996 г. – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета по делам СНГ, представлял Совет Федерации в парламентской Ассамблее Совета Европы.
С декабря 1996 г. по настоящее время – губернатор Курганской области.
Действительный член Академии проблем дипломатических наук и международных отношений. Награжден орденами Дружбы и «Знак Почета», почетным знаком «За заслуги в развитии парламентаризма».
Женат, имеет двух дочерей.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1
– Олег Алексеевич, каковы основные цели и задачи принятой областным правительством Программы социально-экономического развития Курганской области на 2008 г. и среднесрочную перспективу и Концепции стратегии социально-экономического развития региона до 2015 г.?
– Программа социально-экономического развития области разработана с учетом направлений, заложенных в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, посланий Президента РФ Федеральному Собранию, приоритетных национальных проектов и проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. Главной задачей правительства области по-прежнему остается повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности региона.
В частности, Программа предусматривает опережающее повышение заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен. Среднемесячная зарплата в 2008 г. увеличится на 18% и достигнет 11 тыс. руб. Рост реальной зарплаты должен составить 9,7%. Кроме того, номинальные денежные доходы населения по сравнению с 2007 г. повысятся на 18,7% – до 8 919,3 руб.
Намеченные мероприятия позволят снизить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2004 г. почти 35% жителей области находились за чертой бедности, то в 2007 г. уже 19,9%, а к 2010 г. этот показатель планируется уменьшить до 16%.
В среднесрочной перспективе ожидается продолжение динамичного развития реального сектора экономики.
В 2006 г. по сравнению с 2000 г. объем промышленного производства повысился на 41%. В 2008 г. рост должен составить 106,9%, а в 2010 г. – 119,5% к уровню 2007 г. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2008 г. увеличится на 102,9%, в 2010 г. – на 110,4% по отношению к 2007 г.
Имеющиеся ограничения предполагается устранить посредством развития инновационной инфраструктуры. В 2008 г. уровень инновационной активности увеличится на 12%, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства – на 7,5%. Объем розничной торговли и платных услуг населению в 2008 г. повысятся соответственно на 10,5 и 6,9%, а к 2010 г. – на 31,3 и 20,9%.
В течение 2006 г. ВРП увеличился на 10,9%, в 2007 г. прирост сохранился на том же уровне. Увеличение объемов в реальном секторе экономики и повышение доходов населения позволят в 2008 г. обеспечить прирост валового регионального продукта на 6,5%, что дает возможность выполнить поставленную Президентом РФ задачу удвоения ВРП.
О динамичном социально-экономическом развитии области свидетельствует и тот факт, что по итогам Всероссийского конкурса «Золотой рубль» Курганская область заняла первое место в Уральском федеральном округе по динамике развития. Зауралье было отмечено за динамику роста по всем 23 показателям номинации «Лучший субъект РФ по экономическим показателям». Эти показатели – результат целенаправленной совместной деятельности органов власти региона, муниципальных образований, предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
– Сельское хозяйство – вторая по значимости отрасль экономики области. Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем состоянии агропромышленного комплекса, его структуре, процессах кооперации и интеграции в АПК.
– Действительно, Зауралье является индустриально-аграрным регионом, в сельской местности у нас проживает 44% населения. Таких субъектов в России всего 12. Поэтому АПК – это важнейший сектор экономики Курганской области: на его долю приходится почти 20% ВРП.
Объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса Зауралья постоянно растут. С 2000 г. финансирование сельского хозяйства Курганской области из всех бюджетных источников повысилось в 8,5 раз. А в 2007 г. по сравнению с 2006 г. бюджетные ассигнования увеличились еще в 1,5 раза. Однако на бюджетную поддержку могут рассчитывать только те хозяйства, которые трудятся эффективно, внедряя ресурсосберегающие и инновационные технологии.
Стимулирование лучших хозяйств и муниципальных образований создает условия для привлечения в отрасль инвестиций – только в 2007 г. эта сумма составила 918 млн руб. Сейчас в сельском хозяйстве региона работают около 80 компаний-инвесторов, с которыми областное руководство смогло выстроить конструктивные отношения.
Площадь неиспользуемой пашни за последние годы удалось сократить в 1,5 раза. В 2006 г. наша область заняла третье место в Российской Федерации по производству зерна на душу населения (1 548 кг). В 2007 г. валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составил 1 707 тыс. тонн, или 129% к уровню 2006 г.
Программно-целевой метод государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей позволяет получить наибольшую отдачу от вложенных бюджетных средств. В настоящее время в АПК реализуются шесть областных целевых программ. За счет средств областного бюджета компенсируются расходы на применение средств защиты растений, на ввод в оборот неиспользуемой пашни, стимулируется повышение продуктивности в молочном животноводстве и свиноводстве. Хозяйствам, внедряющим ресурсосберегающие технологии в зерновом производстве, предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Реализация областных целевых программ и нацпроекта в сфере АПК усилили позитивные изменения в животноводстве. За последние годы на сельскохозяйственных предприятиях области среднесуточные привесы крупного рогатого скота увеличились в 1,3 раза, свиней – в 1,5 раза, а средние надои от одной коровы выросли в 1,8 раза, достигнув в 2007 г. 3 350 кг. Производство молока в 2006–2007 гг. повысилось на 5,5%, поголовье скота и птицы – на 9%. В целом по сравнению с 2004 г. производство сельхозпродукции выросло на 25%.
Товаропроизводители Зауралья не только обеспечивают потребности населения области в основных видах продуктов питания, но и предлагают значительные объемы сельхозпродукции, сырья и продовольствия другим регионам РФ. В 2007 г. объемы импорта АПК превысили 4 млрд руб.
Перспективы дальнейшего развития АПК региона еще более благоприятны. В октябре 2007 г. утверждена целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008–2012 гг.», на реализацию которой из областного бюджета планируется выделить 2,7 млрд руб. Будет продолжена работа по привлечению частных инвестиций в агропромышленное производство. Из внебюджетных источников на выполнение мероприятий программы предполагается направить 17,1 млрд руб., а общий объем финансирования превысит 22 млрд, что позволит увеличить производство продукции сельского хозяйства относительно 2006 г. на 24%, доходы сельских жителей – в 2,1 раза.
Совершенствуется система услуг по поставке сельскохозяйственной техники, ее сервисному и техническому обслуживанию. Благодаря высокому научному потенциалу АПК в регионе создана современная система семеноводства. Так что инвесторам, которые приходят работать в сельское хозяйство, мы предлагаем не только инвестиционные проекты и земельные участки, но и консультации специалистов.
– Какие шаги делаются правительством области для развития социальной сферы на селе?
– С 2003 г. у нас действует областная целевая программа «Социальное развитие села Курганской области до 2010 г.», целью которой является развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, прежде всего их газификация и водоснабжение, жилищное строительство. Если в 2003 г. объем инвестиций на социальное развитие села из всех источников финансирования составил 50,3 млн руб., то в 2007 г. он вырос более чем в пять раз – до 255,4 млн руб. Всего за пять лет реализации программы привлечено 611,7 млн руб., из них 70% – средства регионального бюджета и внебюджетных источников.
Стимулом для развития сел, подсобного хозяйства и укрепления благосостояния сельхозтоваропроизводителей является газификация. В 2007 г. финансирование строительства распределительных газовых сетей на селе возросло в 13,4 раза к уровню 2003 г., а общая сумма инвестиций из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников за 2003–2007 гг. составила 272,5 млн руб. Это позволило обеспечить «голубым огнем» более 8 тыс. семей в 67 селах области.
Кроме того, за пять лет действия Программы введено 30 км водопроводных сетей.
Улучшение качества жизни в сельской местности связано не только с развитием социальной и инженерной инфраструктуры, но и с обеспеченностью людей благоустроенным жильем. За 2003–2007 гг. в Зауралье в рамках программы построено и приобретено свыше 50 тыс. кв. м жилья, новоселье отпраздновали 633 семьи.
Последовательная реализация программы «Социальное развитие села до 2010 г.» – это большой шаг навстречу сельскому населению, дающий им надежду на стабилизацию условий жизни, что в свою очередь должно отозваться увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции.
– Какие меры способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона и какие инвестиционные проекты осуществляются в настоящее время?
– Повышению инвестиционной привлекательности способствуют прежде всего поступательное социально-экономическое развитие и политическая стабильность. В последние 8–10 лет в области значительно изменилась политика привлечения инвестиций. Основными направлениями деятельности правительства области определены создание благоприятных возможностей для инвестирования, государственная поддержка программ развития инфраструктуры, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов и, как следствие, формирование положительного инвестиционного климата.
И эта политика уже дает ощутимые результаты. Так, в 2006 г. по сравнению с 2000 г. приток инвестиций вырос в 2,3 раза и достиг 12,2 млрд руб., а в 2007 г. эти показатели составят 112,3% и 15,1 млрд. В 2008 г. по сравнению с 2007 г., по прогнозам, можно ожидать увеличения денежного потока на 13%, а в 2010 г. планируется рост в 1,5 раза – до 27,4 млрд.
Основным механизмом государственной поддержки инвестиционной деятельности является субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами для реализации своих проектов.
При выборе территории для инвестирования определяющим фактором является степень инфраструктурного обеспечения региона. Поэтому приоритетным направлением деятельности правительства Курганской области стало именно развитие инфраструктуры посредством механизмов государственно-частного партнерства. Главную роль здесь играет повышение энергобезопасности региона. На 2009–2010 гг. намечен ввод в эксплуатацию новой генерации электроэнергии, строительство которой началось осенью 2007 г., при помощи частных инвестиций (порядка 7 млрд руб.) и при активном участии администрации. ТЭЦ-2 увеличит обеспеченность собственного производства электроэнергией с 29 до 80%, снизит стоимость электроэнергии и даст областному центру дополнительный источник тепла.
Положительное влияние на развитие инфраструктуры региона, особенно на уровень газификации, оказывает реализация федеральных целевых программ. При поддержке федерального бюджета и ОАО «Газпром» общий объем инвестиций в газовое хозяйство за последние четыре года составил 2,1 млрд руб. Уровень газификации области за 10 лет вырос в 2,5 раза, общая протяженность газотранспортной сети – в 3,2 раза, количество газифицированных населенных пунктов – в 2,7 раза, количество газовых котельных – в 19 раз.
Принимаемые меры сказываются на инвестиционной привлекательности региона: в область приходят инвесторы, как российские, так и зарубежные. Приведу несколько примеров крупных инвестиционных проектов, реализованных на территории области за последнее время. В 2006 г. на основе ЗАО «Курганстальмост» создано совместное российско-германское предприятие «Бауэр Машины – Курганстальмост» для выпуска нового поколения буровых машин. С участием французского капитала организовано совместное предприятие по производству стальной дроби для нужд металлургической промышленности. ОАО «Курганхиммаш» начало производство вертикальных стальных резервуаров для хранения нефти (до сих пор такая продукция производилась только за рубежом); основным заказчиком является АК «Транснефть». Московская холдинговая компания «Нефтегазовые системы» выступила инвестором строительства Курганского кабельного завода, производящего бронированный кабель для нефтяной промышленности, который не имеет аналогов в России. ОАО «ШААЗ» первым в стране освоило технологию «Купробрейз» по производству радиаторов для легковых и грузовых автомобилей. С помощью итальянских партнеров в 2007 г. начато возведение завода по производству строительных конструкций нового поколения мощностью 160 тыс. кв. м жилья в год. В восточных районах области ООО «Зауралнефтегаз», акционером которого является компания «Балтик Петролеум», сейчас ведет разведку нефтегазовых месторождений, объемы которых, по оценкам специалистов, могут достигать сотен миллионов тонн. Инвестиции в проект уже превысили 450 млн руб.
В итоге за шесть лет объем финансовых вложений у нас вырос более чем вдвое, а в 2006 г. Курганская область впервые вошла в первую десятку регионов России по темпам роста инвестиций в основной капитал (133,2%). Общий объем инвестиций в 2006 г. составил 12,2 млрд руб., в 2007 г. – 15 млрд. Эти цифры – возможно, не очень большие в абсолютном выражении – для нас серьезный успех, поскольку они сопоставимы с доходной частью бюджета области. К 2010 г. объемы привлекаемых инвестиций планируется увеличить еще как минимум вдвое.
– Подходит к концу второй год реализация на территории области приоритетных национальных проектов. Каким образом ведется контроль за их осуществлением? Каковы итоги?
– Приоритетные национальные проекты обсуждаются у нас еще с конца 2005 г., поскольку они в значительной степени затрагивают все социально-экономические сферы жизни. Отмечу, что все нацпроекты – в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, сельского хозяйства – сегодня успешно работают и приносят свои плоды. В 2007 г. на реализацию нацпроектов выделено 1 848 млн руб., в том числе 762 млн – из федерального бюджета и внебюджетных фондов, 1 087 млн – из консолидированного бюджета области.
С целью обеспечения взаимодействия между органами исполнительной и государственной власти Курганской области и органами местного самоуправления по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией нацпроектов, в ноябре 2005 г. при губернаторе Курганской области создан совет по реализации приоритетных национальных проектов. В декабре 2006 г. к основным задачам совета добавились вопросы демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства. Совет координирует работу по подготовке региональных программ и первоочередных мер, направленных на осуществление нацпроектов и демографической политики, проводит анализ практики исполнения региональных программ и оценку эффективности мер.
Для комплексного решения вопросов по выполнению нацпроектов в Курганской области на областном уровне создана сквозная система управления и контроля. Осуществляется ежемесячный мониторинг финансирования проектов, в том числе в разрезе муниципальных районов и городских округов. Разработана вся необходимая нормативно-правовая база, по каждому проекту приняты областные целевые программы. С учетом нацпроектов вносятся коррективы в Программу социально-экономического развития Курганской области на среднесрочную перспективу.
Работу в рамках национальных проектов мы выстраиваем через вертикаль управления: мы убеждены, что такие проекты должны реализовываться не только на уровне страны и региона, но и в еще большей степени на муниципальном уровне. В меру своих полномочий реализацией нацпроектов должны заниматься все 458 муниципальных образований области.
Что касается итогов, скажу, что реализация нацпроекта в сфере АПК позволила существенно усилить внимание к сельскому хозяйству на всех уровнях. В 2007 г. объемы бюджетного финансирования аграрного сектора экономики Курганской области относительно 2005 г. возросли в 2,6 раза, а производство сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке увеличилось на 3,5% по сравнению с 2006 г. Благодаря проекту «Развитие АПК» впервые за годы рыночных преобразований удалось обеспечить положительные изменения по большинству основных направлений в животноводстве, привлечь инвестиции в данную отрасль. В 2006 г. финансовые вложения в животноводство превысили 226 млн руб. (155% к уровню 2005 г.), а за девять месяцев 2007 г. составили 180 млн.
Усиление государственной поддержки АПК, повышение спроса на продовольствие позитивно отражаются на экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствуют повышению уровня жизни сельского населения. За период реализации нацпроекта среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве возросла почти на 80%, располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности – на 32%.
Национальный проект «Здоровье» стал хорошим шансом сделать шаг на пути к оздоровлению общества. Значительные ассигнования в здравоохранение дали возможность улучшить материально-техническое обеспечение учреждений отрасли, увеличить зарплату медицинских работников. Финансовая поддержка позволяет рассчитывать на реальное повышение качества и объемов оказания медицинской помощи населению.
Благодаря нацпроекту в сфере образования образовательные учреждения получили мощный стимул для пересмотра методов своей деятельности. Федеральные гранты в 1 млн руб., подключение школ к сети Интернет и их оснащение учебно-лабораторным оборудованием позволяют эффективно использовать открывшиеся возможности.
Еще до принятия приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» в регионе успешно реализовывались областные целевые программы «Развитие системы образования в Курганской области» (подпрограмма «Школьный автобус») и «Санитарный автомобиль для села», согласно которой проводилось обновление парка машин скорой помощи.
В рамках подпрограммы «Школьный автобус» для муниципальных учреждений Курганской области за период с 2002 по 2005 г. было приобретено 177 автобусов. Другим направлением программы было обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений школьными учебниками. А за два года реализации нацпроекта «Образование» за счет средств бюджетов трех уровней приобретено 85 автобусов и 35 микроавтобусов, что тоже, безусловно, влияет на качество и доступность образования.
Говоря о приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», отмечу, что конечной целью одноименной областной целевой программы является строительство и ввод в эксплуатацию 500 тыс. кв. м жилья к 2010 г. В 2007 г. плановый ввод жилья составил около 170 тыс. кв. м, в 2008 г. эта цифра достигнет 240 тыс. Сегодня одной из форм решения проблемы доступности жилья являются кредиты, в том числе ипотечное кредитование. Кстати, у нас уже семь лет (с 2001 г.) действует областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области», разработанная с перспективой до 2015 г.
Ипотечное жилищное кредитование в регионе осуществляется по двум направлениям:
- сопровождение за счет средств областного бюджета путем субсидирования разницы процентных ставок по выданным ипотечным кредитам;
- рефинансирование ипотечных кредитов через ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (Москва).
В итоге за семь лет в области ипотечного жилищного кредитования жилищные условия улучшили 674 семьи. За период действия программы выдано 2 012 кредитов на общую сумму 1 157 млн руб., при этом 30% получателей – молодые семьи. Собственных средств заемщиков привлечено на сумму 168 млн руб. Финансирование из областного бюджета составило 141 млн руб.
В 2007 г. с целью выполнения задач по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» принята областная целевая программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Курганской области на 2007–2010 гг.», поскольку сейчас почти 100% жилья, строящегося в районах, – это индивидуальные жилые дома.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ в регионе проводится работа по капитальному ремонту многоквартирных домов. По предварительным расчетам, капитального ремонта требуют более половины многоквартирных домов в области, то есть около 5,7 млн кв. м общей площади. На приведение их в нормальное техническое состояние требуется более 3 млрд руб. Это же направление – проведение капитального ремонта жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства – обозначено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.
В целом хочется сказать, что проблемы, неизбежно возникающие при реализации нацпроектов, решаются комплексно – как при формировании нормативной базы, так и в случае решения практических задач. Успех проектов в основном зависит от активности администраций муниципальных районов и от их взаимодействия с органами исполнительной власти области.
– Какие задачи по осуществлению мер социальной защиты и поддержки граждан области, в том числе семей, имеющих детей-инвалидов, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предстоит решить в 2008 г.?
– Особое внимание органы социальной защиты уделяют вопросам социальной поддержки населения Курганской области. В 2007 г. на финансирование данного направления выделено 1 182 млн руб., в том числе 577,1 млн – ветеранам и труженикам тыла.
Адресную социальную помощь в виде продуктовых наборов, одежды, финансовых средств на общую сумму 4,45 млн руб. в 2007 г. получили 15 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расходы областного бюджета на дополнительные социальные выплаты военнослужащим и членам их семей, беременным женщинам, гражданам, страдающим хроническими заболеваниями почек, составили более 20 млн руб.
В целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории региона, принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Курганской области на 2008–2010 гг.», предусматривающая проведение комплекса мероприятий по обеспечению трудоустройства и занятости инвалидов, развитию реабилитационных учреждений, укреплению их материально-технической базы, оснащению оборудованием, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, внедрению современных технологий в процесс социально-медицинской реабилитации инвалидов. Расходы областного бюджета на реализацию программы составят 10,5 млн руб.
Курганская область в числе первых в России стала развивать такую форму семейного устройства детей, как патронат. Эта форма устройства детей-сирот позволила сократить количество интернатных учреждений.
В настоящее время в детских домах работают 257 патронатных воспитателей, в семьях которых проживает 409 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Финансирование расходов на содержание воспитанников и оплату труда патронатных воспитателей осуществляется из областного бюджета.
В области принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, направленных на улучшение положения семьи и детей, профилактику социального сиротства. Утверждена Концепция государственной семейной политики на период до 2015 г., устанавливающая основы семейной политики в вопросах охраны семьи, материнства, отцовства и детства. С 1 января 2007 г. при одновременном рождении трех и более детей семьям предоставляется субсидия на приобретение жилья или индивидуальное строительство.
Для повышения социального статуса материнства, общественного признания и уважения материнского труда в Курганской области утвержден знак отличия «Материнская слава». Многодетным матерям, награжденным этим знаком, с 1 января 2008 г. будет выплачиваться единовременное пособие в размере от 25 до 100 тыс. руб.
– Расскажите, как региону удалось добиться повышения среднемесячной заработной платы и снижения доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума?
– Главной целью деятельности правительства Курганской области является обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей, а это не только уровень доходов, но и обеспеченность работой, жильем, развитие социальной сферы и многие другие аспекты. С 2004 г. начала действовать областная целевая программа «Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 г.», в основе которой лежит создание условий для вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.
В 2007 г. темпы роста денежных доходов населения и реальной заработной платы в Зауралье значительно превысили среднероссийские: средняя зарплата составила 9 300 руб., что на 27,5% выше уровня 2006 г., реальная заработная плата (с учетом инфляции) увеличилась на 15,3%.
Кроме того, значительно улучшились качественные показатели уровня жизни. Так, если по итогам 2004 г. соотношение денежных доходов населения и величины прожиточного минимума в области составляло 169%, то по итогам 2007 г. – уже 248%. Соотношение средней оплаты труда с учетом выплат социального характера и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004 г. составляло 184%, а сейчас равно 256%.
– Каковы особенности внешнеэкономической деятельности Курганской области? С какими партнерами установлены прочные экономические связи?
– Укрепление и расширение международных и внешнеэкономических связей является важным направлением деятельности правительства Курганской области. На сегодняшний день Зауралье имеет прочные экономические связи более чем с 40 странами дальнего зарубежья и 10 странами СНГ. Около 90% внешнеторгового оборота области в 2006–2007 гг. формировалось за счет торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, Узбекистаном, Германией, Украиной, Киргизией, Таджикистаном и Китаем. Самый крупный торговый партнер Курганской области – Республика Казахстан, его доля в объеме внешнеторгового оборота области превышает 40%.
Продукция ведущих предприятий нашей области: ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат», ОАО «Курганмашзавод», АКО «Синтез», ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ОАО «Курганхиммаш», ОАО «Корвет» и др. – уже в течение ряда лет пользуется устойчивым спросом как в России, так и за рубежом. Сложившиеся экономические связи способствуют росту внешнеторгового оборота Курганской области: в 2007 г. он превысил 500 млн долл. (130% к уровню 2006 г.).
Экспорт в объеме внешнеторгового оборота Курганской области составляет 40%, причем лидирующее положение (более 70%) занимает продукция, являющаяся конечным результатом производственного цикла: машины, оборудование, транспортные средства, изделия из металла, фармацевтическая и молочно-консервная продукция.
На импорт приходится соответственно 60% внешнеторгового оборота. В структуре импорта преобладают металлы и изделия из них, продовольственные товары, машины, оборудование и транспортные средства. В 2007 г. объемы ввоза в регион металлов, машин, оборудования и транспортных средств увеличились.
В 2008 г. правительством Курганской области будет продолжена работа, направленная на укрепление и расширение внешнеэкономических и межрегиональных связей, развитие постоянного делового партнерства как с зарубежными странами, так и с регионами России, на увеличение взаимного товарооборота, особенно объема экспорта товаров и услуг, что должно способствовать не только экономическому росту субъекта в целом, но и повышению благосостояния и уровня жизни населения.
Справка «Бюджета»
Олег Алексеевич БОГОМОЛОВ, губернатор Курганской областиРодился 4 октября 1950 г. в Петухово Курганской области.
В 1972 г. окончил Курганский машиностроительный институт.
1972–1975 гг. – инженер-конструктор Курганского машиностроительного завода им. В. И. Ленина.
1975–1981 гг. – старший инженер, комиссар, затем командир Курганского областного студенческого строительного отряда, руководитель областного штаба строительных отрядов.
1981–1988 гг. – инструктор Курганского обкома КПСС, секретарь парткома производственного строительно-монтажного объединения «Кургантяжстрой».
1988–1990 гг. – председатель Октябрьского райисполкома города Кургана; в 1990 г. избран депутатом Курганского областного Совета народных депутатов.
1991–1992 гг. – председатель Курганского городского комитета по управлению муниципальным имуществом.
В 1992 г. избран председателем Курганского областного Совета народных депутатов.
1994–1996 гг. – председатель Курганской областной Думы.
1995–2001 гг. – депутат, а с декабря 1996 г. – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета по делам СНГ, представлял Совет Федерации в парламентской Ассамблее Совета Европы.
С декабря 1996 г. по настоящее время – губернатор Курганской области.
Действительный член Академии проблем дипломатических наук и международных отношений. Награжден орденами Дружбы и «Знак Почета», почетным знаком «За заслуги в развитии парламентаризма».
Женат, имеет двух дочерей.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1