Финансы№1 Январь 2008 — 07 февраля 2008

Этапы становления и перспективы развития системы управления финансами Казначейства России

Версия для печати 12091 Материалы по теме
Елена Яковлева
 Елена ЯКОВЛЕВА, начальник Финансового управления Федерального казначейства 

В рамках реформирования бюджетного процесса одним из важнейших направлений деятельности Федерального казначейства как главного распорядителя средств федерального бюджета явилась реализация системы управления бюджетными ресурсами по главе 100 «Федеральное казначейство». В этой связи в период становления Казначейства России был разработан и внедрен механизм сквозного бюджетного финансового планирования в двухуровневом варианте.

Для решения вопросов финансового планирования на уровне центрального аппарата как получателя бюджетных средств создана комиссия по планированию закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства (далее – комиссия) с выделением администраторов закупок* и четким закреплением за ними ряда функций: ответственности за финансовое планирование, осуществления свое­временного кассового расхода и перераспределения бюджетных средств. Комиссией рассматриваются вопросы формирования проекта плана централизованных закупок товаров, работ и услуг для нужд центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства (далее – план централизованных закупок) и предложения по внесению в него изменений, а также распределение и перераспределение средств между администраторами закупок. План централизованных закупок утверждается руководителем Федерального казначейства до начала финансового года.



* Администраторы закупок – структурные подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, назначенные в плане централизованных закупок ответственными за организацию соответствующих закупок.

По истечении каждого месяца проводится мониторинг исполнения указанного плана в разрезе направлений расходования средств федерального бюджета внутри статей и подстатей экономической классификации расходов. Информация об исполнении плана централизованных закупок ежемесячно направляется администраторам закупок для проведения анализа и внесения соответствующих изменений в план централизованных закупок в целях своевременного внесения корректив в сводную бюджетную роспись в установленные сроки.

По итогам финансового года проводится аналитическая работа по обработке информации исполнения плана централизованных закупок, которая находит отражение в формируемом отчете об исполнении плана централизованных закупок (далее – отчет). Отчетная форма предполагает группировку закупаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг в разрезе статей экономической классификации расходов по видам, количеству и цене, поставщикам и способам размещения заказов, а также по стадиям исполнения контрактов.

Во исполнение поручений Правительства РФ по равномерности расходования средств федерального бюджета уже в 2005 г. на уровне центрального аппарата Федерального казначейства разработан календарный кассовый план, формируемый в соответствии с поквартальным распределением объемов бюджетных ассигнований и утвержденным планом централизованных закупок. Календарный кассовый план содержит помесячное распределение бюджетных средств по администраторам закупок в разрезе кодов экономической классификации расходов. Равномерность расходования бюджетных средств принимается как четкое соответствие произведенного кассового расхода утвержденному плану централизованных закупок и календарному кассовому плану.

Для решения вопросов финансового планирования на уровне распорядителя бюджетных средств создана балансовая комиссия, целью работы которой помимо оптимизации и эффективности расходования бюджетных средств является равный доступ к ресурсам, а также прозрачность при формировании необходимой потребности в бюджетных ассигнованиях и их распределении по управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ. И, как следствие, каждая копейка бюджетных ассигнований распределяется по территориальным органам Федерального казначейства на основании комиссионных решений.

В целях совершенствования процедуры исполнения бюджета, а также повышения ответственности администраторов закупок за осуществление кассовых операций разработан Порядок проведения операций по лицевому счету получателя средств федерального бюджета по главе 100 «Федеральное казначейство» по оплате договоров, государственных контрактов и соглашений.

Для минимизации объемов налич­ных денежных средств в обороте в 2006 г. в систему Федерального казначейства внедрен «зарплатный проект». На сегодняшний день в системе Федерального казначейства заключено более 3,5 тыс. договоров по реализации данного проекта. В рамках антимонопольного законодательства денежные средства 88% сотрудников Федерального казначейства зачисляются на пластиковые карты Сбербанка России и ряда коммерческих банков. Выплата командировочных через пластиковые карты позволила практически полностью отказаться от наличных денежных средств. Также прорабатывается вопрос о выпуске корпоративных карт для подотчетных лиц, осуществляющих представительские расходы и занимающихся приобретением товарно-материальных ценностей.

С целью повышения результативности бюджетных расходов и создания условий для максимально эффективного управления бюджетными средствами Федеральным казначейством в 2006 г. при отсутствии нормативно-правовых актов, регулирующих механизм реализации системы бюджетного управления в целом, разработана и с 1 января 2007 г. внедрена единая система сметного планирования (рис. 1), особенностями которой являются:
  • упорядочение процедуры формирования сметы доходов и расходов центрального аппарата Федерального казначейства и управлений Федерального казначейства по субъектам РФ;
  • представление смет доходов и расходов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ в электронном виде и утверждение их на уровне главного распорядителя бюджетных средств с использованием электронной цифровой подписи;
  • детализация сметы доходов и расходов управления Федерального казначейства по субъекту РФ по направлениям расходов внутри статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
  • наличие финансово-эконо­ми­чес­кого обоснования расходов федерального бюджета, основанного на нормативном, индексном и прогнозном методах планирования.
Рис. 1. Единая система сметного планирования






Внедрение единого порядка сметного планирования позволило:
  • сократить временной интервал согласования и доведения до управлений Федерального казначейства по субъектам РФ утвержденной сметы доходов и расходов в связи с внедрением системы электронного документооборота;
  • внедрить новые технологии автоматизированного контроля сметных проектировок.
Сегодня модель управления финансами на уровне ведомства сфокусирована исключительно на процессе управления затратами и не увязывается с целями и ожидаемыми результатами произведенных расходов, в связи с чем Федеральное казначейство приступило в 2007 г. к разработке системы управленческого учета (рис. 2).
Рис. 2. Модель системы управленческого учета, планируемая к внедрению в системе Федерального казначейства

Основными предпосылками для создания данной системы явились:
  • отсутствие четкого взаимодействия между целями и конечными результатами использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств (под администратором бюджетных средств понимается главный распорядитель, распорядитель и получатель бюджетных средств);
  • ограниченность полномочий администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
  • преобладание внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внеш­него мониторинга обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
  • отсутствие системы оценки финансового результата деятельности администраторов бюджетных средств;
  • отсутствие стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов и оптимизации бюджетной сети.
Целью и задачами разработки системы управленческого учета явились:
  • создание информационной базы для оценки и непосредственно сама оценка эффективности функционирования и результативности деятельности Федерального казначейства;
  • формирование информационной базы для принятия эффективных управленческих решений;
  • распределение ресурсов по поставленным целям деятельности;
  • повышение эффективности контроля за достижением результатов и исполнением решений Федерального казначейства;
  • определение персональной ответственности должностных лиц за решение возложенных на них задач, достижение показателей результативности и эффективности их деятельности.
В рамках внедрения в системе Федерального казначейства принципов бюджетирования по результатам, отражающих взаимосвязь между бюджетными расходами и достигаемыми результатами, планируется:
  • ориентировать деятельность территориальных органов Федерального казначейства на достижение конкретных результатов;
  • установить и измерить взаимо­связь между затраченными бюджетными средствами и полученными результатами;
  • провести анализ причин, не позволивших достичь тех или иных результатов;
  • на основе данного анализа принять решение о сохранении или изменении объемов финансирования, реализации мер по повышению эффективности бюджетных расходов с целью достижения заданных результатов.
Для решения задачи по постановке и внедрению управленческого учета в системе Федерального казначейства предполагается:
  • создать механизм ведомственного планирования бюджетных расходов по целям и результатам;
  • унифицировать единые в системе Федерального казначейства план закупок товаров, работ и услуг, а так­же отчет о его исполнении;
  • разработать ведомственный порядок учета затрат;
  • разработать показатели финансового менеджмента;
  • сформировать систему материального поощрения, увязанную с результатами деятельности.
Таким образом, предлагаемая модель системы управленческого учета позволит:
  • формировать на уровне центрального аппарата Федерального казначейства информационную базу, содержащую сведения о результатах деятельности территориальных органов и необходимую для принятия управленческих решений;
  • существенно повысить качество бюджетного планирования, ориентированного на результат;
  • усилить эффективность управления бюджетными средствами;
  • повысить ответственность за принятие управленческих решений в рамках реализации целей деятельности и поставленных задач;
  • усовершенствовать механизм распределения бюджетных ассигнований между подведомственными учреждениями, создав основу для конкурентного распределения ресурсов;
  • получать показатели для оценки результативности деятельности территориальных органов;
  • усилить материальную мотивацию работников на достижение ими конкретных результатов деятельности как органа Федерального казначейства, так и ведомства в целом.



Справка «Бюджета»

Елена Павловна ЯКОВЛЕВА, начальник Финансового управления Федерального казначейства

Родилась 22 августа 1965 г. в Саратове.
В 1989 г. окончила Саратовский экономический институт.
1989–1991 г. – бухгалтер в ряде коммерческих организаций Саратова.
1992–2000 гг. – экономист 1-й категории, старший государственный налоговый инспектор, главный бухгалтер инспекции Министерства налогов и сборов РФ по Заводскому району Саратова.
2000–2002 гг. – заместитель начальника отдела финансирования, учета и отчетности органов Федерального казначейства, главный бухгалтер Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Саратовской области.
2002 г. – заместитель руководителя управления – главный бухгалтер Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Московской области.
С 2005 г. – начальник Финансового управления Федерального казначейства.
Имеет награды Министерства финансов РФ, Казначейства России



Источник: © Бюджет, 2008, № 1


Поделиться