Несмотря на то что на федеральном уровне к настоящему времени принято уже около двадцати документов, направленных на реализацию Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», многие ранее озвученные проблемы, связанные с его реализацией на региональном и муниципальном уровнях, не решены и продолжают требовать урегулирования.
Елена Викторовна ЗЕНЦОВА, руководитель направления департамента развития комплексных решений Компании БФТ
Обязанность и сроки подготовки документов сохранены
Ряд субъектов и муниципальных образований занимают выжидательную позицию, суть которой можно кратко сформулировать следующей фразой: «Подождем, пока на федеральном уровне примут все документы, а потом уже реализуем все требования Закона № 172‑ФЗ у себя». Между тем, несмотря на то что еще в 2015 году планировалось принятие изменений в Закон № 172‑ФЗ, направленных на продление сроков подготовки документов стратегического планирования с 1 января 2017 года до 1 января 2019 года, данная инициатива до сих пор не реализована.
Минэкономразвития России в информации «Ответы на часто задаваемые вопросы субъектов РФ по реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ „О стратегическом планировании в Российской Федерации“» отмечало, что, поскольку ряд важнейших документов федерального уровня находится в стадии разработки или согласования, до их выхода субъектам РФ необходимо использовать существующие экономические и правовые механизмы стратегического планирования и прогнозирования. Таким образом, обязанность по реализации норм, предусматривающих разработку (или приведение в соответствие с Законом № 172‑ФЗ) документов стратегического планирования в срок до 1 января 2017 года, на данный момент сохраняется.
Задача первая: анализ и структурирование документов
В период подготовки или актуализации основополагающих документов, таких как, например, стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (муниципального образования), на наш взгляд, было бы целесообразно сосредоточиться на анализе уже действующих документов стратегического планирования с точки зрения соблюдения принципов планирования, предусмотренных Законом № 172‑ФЗ. И в первую очередь речь должна идти о государственных (муниципальных) программах. Не секрет, что некоторые из них были сформированы в форс-мажорном режиме, в том числе путем простого переименования ранее действовавших долгосрочных целевых программ в расчете на последующую корректировку. В результате возникают ситуации, когда формально необходимые документы существуют, а организация эффективного мониторинга и контроля, в том числе в автоматизированном режиме, требует дополнительных действий и обеспечения сопоставимости в «ручном режиме» при каждом случае обращения к данным, отраженным в действующих документах.
Необходимость проведения соответствующей работы подчеркивается также и теми результатами, которые озвучены председателем Счетной палаты по итогам проведенного в 2015 году аудита государственных программ РФ. В докладе Т. А. Голиковой значительное место отведено проблеме качественного формирования документов «нижнего» уровня стратегического планирования (государственных программ) и подчеркнута необходимость ее решения[1].
Задача вторая: обеспечение интеграции с ГАС «Управление»
Наряду с Законом № 172‑ФЗ действуют и иные документы, направленные на обеспечение решений в сфере стратегического планирования и управления и требующие реализации на региональном и муниципальном уровнях в режиме реального времени, то есть не дожидаясь готовых решений сверху. В этой связи наиболее актуальным представляется постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе „Управление“» (далее — Постановление). Указанным Постановлением предусмотрено создание единой информационной системы, обеспечивающей формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования, а также анализ информации на основании указанных данных.
Реализация функциональных задач стратегического планирования инструментами государственной автоматизированной системы «Управление» предусматривается в три этапа. На первом этапе в системе формируется реестр документов стратегического планирования и осуществляется регистрация документов в ГАС «Управление», данная работа уже ведется с декабря 2015 года. На втором этапе планируется реализовать аналитические функции, что позволит осуществлять мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования. На третьем этапе должна быть обеспечена возможность разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования.
Оператором системы (Федеральное казначейство) запланировано осуществление в системе восьми видов мониторинга: «Майские указы», «Прогноз социально-экономического развития», «Мониторинг процессов в реальном секторе экономики», «Моногорода», «Оценка эффективности ОИВ субъектов РФ», «Государственные и муниципальные услуги», «Контрольно-надзорная деятельность», «Лицензирование». Кроме того, по данным Минэкономразвития России, в 2016 году планируется перевести в систему еще как минимум пять мониторингов по следующим направлениям: рейтинг губернаторов, государственно-частное партнерство, реализация инвестиционных проектов, эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, казначейское сопровождение государственных контрактов.
Анализ свидетельствует о том, что отдельные показатели уже используются (могут использоваться) на региональном и муниципальном уровнях в качестве показателей, характеризующих достижение целей и задач социально-экономического развития, результативности деятельности органов власти. Поэтому целесообразно создание универсального механизма, позволяющего, с одной стороны, формировать документы стратегического планирования, с другой, осуществлять последующий мониторинг и контроль их реализации, включая формирование планов деятельности ОИВ (ОМСУ). Следует отметить, что поскольку осуществление мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в ГАС «Управление» планируется начать с мая 2016 года, создание таких универсальных механизмов и инструментов можно считать первоочередной, неотложной задачей, требующей решения на региональном уровне и уровне муниципальных образований в ближайшее время.
Наиболее целесообразным представляется использование региональных (муниципальных) автоматизированных систем, информационные ресурсы которых предназначены для их последующей интеграции с ГАС «Управление». К преимуществам создания таких информационных систем относятся существенное сокращение дублирующих информационных потоков между различными органами власти, значительное повышение качества данных, рост оперативности и детализации данных, увеличение способов и методов аналитической обработки данных (например, развитие моделирования и прогнозирования). В конечном итоге создание указанных информационных систем способствует повышению эффективности государственного (муниципального) управления, прозрачности и обоснованности принимаемых управленческих решений.