25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 4 Апрель 2016 — 01 апреля 2016

Новые механизмы развития налоговой базы

Версия для печати 1302 Материалы по теме
Новые механизмы развития налоговой базы

В конце марта в Москве состоялось общее отчетное собрание членов
НП «Сообщество финансистов России», на котором были подведены итоги 2015 года и обозначены планы на текущий год. В ходе мероприятия представители Минфина России рассказали о тенденциях в исполнении бюджетов регионов, о ситуации с бюджетными кредитами и о новых инструментах развития налогооблагаемой базы.

Заседание, состоявшееся в форме аудио- и видеоконференции, прошло под руководством председателя Совета НП «СФР», заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Н. С. Максимовой. В ходе мероприятия члены сообщества заслушали отчет о деятельности по итогам 2015 года и о задачах на 2016 год. Еще одной темой для обсуждения стала перерегистрация устава НП, в том числе смена наименования на «Союз финансистов России». На мероприятии также прошло награждение победителей и лауреатов всероссийского конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист».

В числе вопросов, которые обсуждали финансисты, было формирование межбюджетных отношений в 2016 году, новации в налоговом законодательстве на ближайшие два года, кассовое обслуживание бюджетов, формирование отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2015 год, изменения в бюджетной классификации.

Позитивные тенденции

Как сообщила директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина, итоги 2015 года с точки зрения доходов регионов стали приятной неожиданностью: предполагалось, что ситуация будет несколько хуже. Субъекты исполнили доходы с ростом в 4,5% к уровню 2014 года. При этом по собственным доходам, налоговым и неналоговым, увеличение составило 6,2%. Особенно хорошую динамику, 7% роста, показал налог на прибыль организаций. В то же время есть регионы, чьи показатели по итогам прошлого года оказались хуже, чем в 2014 году.

При этом расходы продемонстрировали более низкие темпы роста, чем доходы. Это говорит о том, что субъекты РФ действуют при исполнении бюджета в достаточно жестких условиях. Общий рост расходов в 2015 году по отношению к 2014 году составил всего 1%. Аналогичные тенденции видны и по тем плановым значениям, которые регионы представили на 2016 год.

В 2015 году дефицит бюджетов субъектов РФ составил 170 миллиардов рублей против 448 миллиардов годом ранее. Однако это не столь очевидное достижение, учитывая, что решающее влияние на данный показатель оказала пятерка регионов, имеющих самые большие по объему бюджеты (именно они обеспечили столь значительный дефицит в 2014 году).

Данные по исполнению региональных бюджетов на 1 марта Ерошкина также оценила как неплохие, добавив, что определенную роль здесь сыграл дополнительный день месяца 29 февраля. Поэтому эти данные не полностью сопоставимы с данными на 1 марта 2015 года. Тем не менее рост доходов субъектов по сравнению с прошлым годом очевиден и составил около 9%. Поступление налоговых и неналоговых доходов за первые два месяца текущего года увеличилось на 8%, в частности поступления по налогу на прибыль выросли на 41%, по НДФЛ — на 9%. При этом поступления акцизов несколько снизились (на 6%), но налоги на имущество прибавили 9%.

Рост расходов по итогам первых двух месяцев года составил 8%. По словам Ерошкиной, рост является в том числе и следствием того, что ряд субъектов в конце прошлого года приняли на себя обязательства, связанные с переносом расходов с декабря на начало текущего года. Увеличились в основном расходы инвестиционного характера — на 60% за два месяца.

Дефицит и кредиты

Суммарный дефицит региональных бюджетов на 1 марта текущего года составил 208 миллиардов руб­лей. При этом показатели, связанные с привлечением кредитов, в целом сопоставимы с цифрами прошлого года, зато показатели динамики погашений — в два раза больше, чем в 2015 году. Последнему, безусловно, способствует то, что Министерство финансов России уже начало предоставлять бюджетные кредиты на замещение рыночных заимствований. Из 310 миллиардов, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом, уже было распределено 240 миллиардов рублей.

Остатки средств на счетах бюджетов субъектов РФ с начала года уменьшились на 6%, однако эта тенденция объясняется еще и возвратом остатков целевых средств в федеральный бюджет.

По словам Ерошкиной, в Минфине России подвели предварительные итоги выполнения субъектами РФ бюджетного законодательства о предельном размере дефицитов бюджетов и государственного долга. Выяснилось, что по итогам 2015 года девять регионов нарушили показатели предельного объема дефицита бюджета. «Те, кто до этого, в 2013 и 2014 годах, допускал подобные нарушения, прекрасно знают, как действует Минфин в такой ситуации. Это означает, что мы готовим предложения по сокращению текущей финансовой помощи региону», — подчеркнула руководитель департамента.

Она сообщила, что впервые произошло не просто отклонение на 1–1,5%: есть регионы, которые нарушили предельные показатели дефицита, достигнув показателя в 30% доходов. По словам Ерошкиной, в таком случае речь идет уже не о каких-то технических нюансах, связанных с тем, что в конце года не удалось что-то сбалансировать в бюджете субъекта, а о серьезной проблеме. К тому же ряд субъектов уже неоднократно нарушил предельные показатели дефицита бюджета.

Кроме того, в 2015 году 14 субъектов Федерации, получивших бюджетные кредиты, не выполнили соглашения, заключенные в 2014 и 2015 годах, по параметрам дефицита бюджета и государственного долга. В связи с этим до 1 мая они должны вернуть полученные ранее бюджетные кредиты на замещение рыночных займов. Предоставить свои предложения по графику возврата средств регионам предписано до 1 апреля текущего года.

В настоящее время между 74 субъектами Российской Федерации уже распределено 240 миллиардов рублей бюджетных кредитов. Уже приняты решения о непосредственном предоставлении 150 миллиардов, при этом бюджетные кредиты не предоставлены тем регионам, которые допустили нарушения ранее действовавших соглашений. «Просьба скорее проинформировать о действиях, которые будут приняты. Мы ставим срок до 1 мая», — обратилась Ерошкина к представителям региональных финансовых органов, подчеркнув, что сейчас ведомство ограничено в ресурсах для помощи субъектам РФ.

Инструменты поддержки налогоплательщиков

Как рассказал в ходе заседания заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А. С. Кизимов, в настоящее время планируются изменения, которые откроют новые возможности для субъектов. Они исходят из принципа отказа от повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, но при этом предоставляют регионам инструменты для инвестиционного стимулирования и в конечном итоге для развития налоговой базы. В первую очередь речь идет о новых льготах по гринфилд-проектам.

Кизимов напомнил, что с 2014 года на территориях Дальнего Востока появилась возможность предоставлять льготы по налогу на прибыль и по налогу на добычу полезных ископаемых для новых предприятий. Многие регионы тоже просили право предоставлять льготные налоговые режимы для своих налогоплательщиков, в связи с чем и были подготовлены необходимые поправки. Пакет законов достаточно долго обсуждался, был принят во втором чтении в конце марта и, как рассчитывают в Министерстве финансов РФ, в ближайшее время вступит в силу.

Поправки предполагают закреп­ление специального налогового режима для гринфилд-проектов. Планируется, что если инвестор приходит в регион, то при достаточном объеме инвестиций у региона появляется право установить и удерживать ставку в 10% по налогу на прибыль до тех пор, пока объем экономии по налогу на прибыль не сравняется с объемом инвестиций. Иными словами, если инвестор вложил 500 миллионов рублей, льгота будет действовать, пока экономия по налогу не достигнет 500 миллионов. Регион получает доходы от налога на прибыль в размере 10%, а инвестор — льготу на ту же сумму. Фактически происходит софинансирование проекта. При этом обнуляется федеральная часть налога на прибыль, региональная же часть сокращается только на 8%.

Более того, субъекты РФ могут ввести собственные региональные ставки. Налог на прибыль может быть снижен не только до 10%, но и, например, до 12 или 14%. Субъекты РФ также имеют право определить конкретные отрасли, которые могут быть поддержаны с помощью этой льготы.

Также пакет законопроектов вводит новый режим, так называемый специальный инвестиционный контракт, который позволяет использовать еще более широкие механизмы для поддержки инвестиционной активности на территории. Например, ставка по налогу на прибыль может быть полностью обнулена. Для этого между регионом и инвестором должно быть заключено инвестиционное соглашение. Льгота будет действовать в течение всего контракта. Есть оговорка, согласно которой, если инвестор входит в проект, налоговые условия для него не могут ухудшаться на протяжении всего периода действия контракта. Причем негативные изменения для инвестора не могут быть инициированы ни федеральной, ни региональной властью.

Для участников специальных инвестиционных контрактов предусмотрено еще одно послабление. Если в рамках реализации проекта будет произведено какое-то оборудование, оно может быть амортизировано более быстрыми темпами. Таким образом, стимулируется производство средств производства в рамках таких контрактов. Как подчеркнул Кизимов, цель этих проектов — производство товаров, на сферу услуг льготы не распространяются. По его словам, описанными инициативами заинтересовались уже порядка десяти регионов.

Представитель Минфина России напомнил о еще одном направлении развития налоговой базы, которое регионы уже могут реализовать в настоящее время. Речь идет о налоговых каникулах для вновь регистрируемых предпринимателей. К марту текущего года 54 региона приняли необходимые поправки в свою нормативную базу. Кроме того, у субъектов РФ появилось право понижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1%. Сейчас такой режим действует в 12 регионах страны, его ввели традиционно активные в плане привлечения инвестиций регионы, которые хотят стимулировать развитие малого бизнеса. «Есть также интересная практика, в частности она действует в Чеченской Республике. Если численность работников фирмы составляет 20 человек, то ставка равняется одному проценту, если больше, то ставка повышается. Опять же, меры поддержки могут устанавливаться в зависимости от видов деятельности», — отметил Кизимов.

Свои меры поддержки бизнесу могут предоставлять и муниципальные образования. Так, у них есть право понижать ставки по налогам на вмененный доход с 15 до 7,5%. Сейчас активно обсуждается возможная корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса. В частности, речь идет о возможном повышении порога по выручке участников спецрежимов с 60 до 120 миллионов рублей. Однако, по данным Минфина России, 90% таких налогоплательщиков декларируют доходы до 10 миллионов рублей в год. Вопрос требует отдельного обсуждения, поскольку министерство не хотело бы давать возможность крупному бизнесу маскироваться под малый и получать льготы.

Важные поправки, вступившие в силу с текущего года, касаются и налога на доходы физических лиц — основного источника поступлений в региональные бюджеты. Так, налоговых агентов обязали ежеквартально предоставлять информацию по НДФЛ. «Это значительно повысит возможности налоговой службы по администрированию соответствующего дохода. Проблема была в том, что многие налогоплательщики пользовались фактически бюджетными средствами и платили налог на доходы физических лиц позже», — констатировал Кизимов.

К. В. ОВЧАРУК


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно