Редакция журнала регулярно публикует материалы, посвященные важным проблемам реформы местного самоуправления. В частности, в майском номере мы представили интервью с президентом «Корпорации ПАРУС» Александром КАРПАЧЕВЫМ о проблемах муниципальной реформы. Сегодня А. Карпачев рассказывает об опыте компании в сфере консалтинговых услуг и комплексном решении для муниципальных образований.
Опыт работы в консалтинговых проектах компания накапливала в течение нескольких лет, предоставляя услуги клиентам в секторе государственного управления. Участие в реализации административной, бюджетной и муниципальной реформ позволило корпорации расширить диапазон услуг.
В перечень разработок «ПАРУСа» входит проектирование типовой методики построения регламентов электронного обмена между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней.
Компания принимала участие в построении системы бюджетного программно-целевого планирования и мониторинга бюджетных расходов для Федеральной службы по тарифам РФ. Работа проходила в рамках эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результат. Специалисты «ПАРУСа» разработали порядок программно-целевой деятельности ведомства. Кроме того, были созданы методики формирования бюджета службы и оценки результативности бюджетных расходов, методика проведения маркетинговых исследований для совершенствования государственных закупок.
Полученный опыт корпорация использовала в консалтинговом проекте для Федеральной службы по финансовым рынкам. Был подготовлен пакет методических документов, необходимых для создания систем программно-целевого планирования и мониторинга деятельности этого ведомства.
Корпорация «ПАРУС» участвовала и в реализации проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия» – создании нормативно-правовой документации для проведения электронных закупок. Свою деятельность компания ведет с 2002 г. в рамках выигранного в конкурсе лота № 10 ФЦП «Практическая реализация мероприятий по обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления». Разработанный в ходе проекта пакет документов, освещающих правовые (модельные законодательные акты), методические и организационные аспекты, в настоящее время утвержден Минэкономразвития России как типовой. Компания, приступая к работам в регионах, адаптирует документы, учитывая специфику местных администраций.
Кроме того, «ПАРУС» внес свой вклад в создание второй очереди автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом в столице. Данный проект реализуется в рамках целевой программы «Электронная Москва». Специалисты корпорации участвовали в разработке технического задания для системы, технико-экономического обоснования для автоматизированных подсистем «Бюджетный учет» и «Реестр продукции».
Корпорация принимала активное участие в реформе бюджетного сектора. В 2005 г. силами компании выпущено второе издание учебно-методического пособия «Бюджетный учет и общая методология применения положений инструкции и плана счетов бюджетного учета». Кроме того, были подготовлены и изданы методические инструкции по ведению учета в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты Москвы. Для Департамента имущества Москвы «ПАРУС» подготовил пакет методических указаний по ведению учета объектов недвижимости и финансовых активов (акции, доли хозяйствующих субъектов, доли уставных капиталов ГУПов). Специалисты компании разработали методические рекомендации по организации бюджетного учета в бюджетных отраслях. Все эти материалы прошли экспертизу в Минфине РФ и получили положительную оценку.
Решение для муниципалитетов
Муниципальным образованиям корпорация предлагает комплексное решение для целого спектра направлений: управление бюджетным процессом, муниципальной службой и муниципальным заказом, похозяйственный и территориальный учет, управление собственностью муниципального образования.
В пакет предложений по этим направлениям входит подготовка нормативно-правовой документации: проекты постановлений и распоряжений глав администраций, решений органов законодательной власти, соглашений между поселением и муниципальным районом, правил ведения реестров, а также консультации и готовые «рецепты» для решения конкретных проблем.
Например, консалтинговые услуги по муниципальному заказу включают в себя формирование пакета документов по организации планирования, размещения, контроля исполнения заказа. Специалисты помогут создать классификатор закупаемой продукции, реестры торгов, закупок, муниципальных контрактов и поставщиков, регламенты и методические рекомендации по видам размещения муниципального заказа.
Предложения компании по управлению муниципальной собственностью – это разработка реестров ведения муниципального имущества, регламентов и методических рекомендаций по учету, инвентаризации и выбытию муниципального имущества, а также расчету затрат на его содержание и обслуживание.
«ПАРУС» также готов помочь муниципальным образованиям в программно-целевом планировании: подготовке бюджетных целевых программ, создании системы управления бюджетными целевыми программами, проведении аудита эффективности бюджетных расходов. С помощью названных инструментов можно проконтролировать качество исполнения программ, провести оперативную диагностику возникающих проблем и найти эффективные варианты их устранения.
Грамотное управление муниципальным образованием невозможно без создания единого информационного, методологического и правового пространства. Поэтому корпорация предлагает полнофункциональную систему «ПАРУС – Муниципальное управление». Это комплекс взаимосвязанных программно-методических решений, предназначенный для руководителей муниципальных администраций, а также их финансовых и экономических служб. С помощью данной системы главы местных администраций смогут оперативно принимать аргументированные управленческие решения на основании реальных количественных данных по всем вопросам местного значения.
Инициативы «Корпорации ПАРУС» комментирует председатель комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Владимир Семенович МОКРЫЙ:
"Муниципальная реформа обнажила множество проблем, возникших еще в 1990-е гг. В настоящее время органы местного самоуправления для исполнения возложенных полномочий испытывают потребность в кадровых, материальных и финансовых ресурсах. Анализ финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что практически во всех субъектах Федерации доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления по реализации ими собственных полномочий, осуществлению капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры.
Для успешного решения указанных задач действительно необходим комплексный подход. Полагаю, что консалтинговые компании, к которым относится «Корпорация ПАРУС», способны оказать грамотную нормативно-правовую, методологическую и образовательную поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Основу таких услуг составляет оперативное информирование органов местного самоуправления о ходе муниципальной реформы, разъяснение на курсах и семинарах ключевых положений законодательства о местном самоуправлении, помощь в разработке нормативно-правовой документации. Эта поддержка будет способствовать созданию органами местного самоуправления эффективной системы управления бюджетным процессом, муниципальным заказом, муниципальной службой, собственностью муниципального образования.
В целом консалтинговые услуги таких компаний, как «Корпорация ПАРУC», позволят администрациям муниципалитетов более эффективно решать вопросы местного значения и своевременно принимать грамотные управленческие решения".