Версия для печати 2297 Материалы по теме

В Томске состоялась конференция АСДГ «Финансово-экономическая деятельность муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в современных условиях». В мероприятии приняли участие руководители финансовых и экономических служб органов местного самоуправления, контрольных органов, органов статистики, члены представительных органов муниципалитетов, ученые, эксперты и представители общественных объединений — более 120 человек из 17 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Организатором мероприятия совместно с АСДГ выступила администрация города Томска.

Экономия и поиск новых доходных источников

Открывая конференцию, член Совета АСДГ, мэр города Томска И. Г. Кляйн акцентировал внимание аудитории на непростых условиях, в которых приходится работать муниципалитетам, — экономическая ситуация в стране не позволяет рассчитывать на серьезные вливания со стороны федерального центра. Местные власти вынуждены искать внутренние резервы для повышения доходной части бюджета или сокращать расходы. По словам мэра, Томск уже несколько лет учится жить по средствам. Так, в 2015 году расходная часть бюджета Томска была оптимизирована почти на 870 миллионов рублей, или 11,4% от первоначально утвержденных параметров. В том числе на 154 миллиона рублей были сокращены расходы на обслуживание муниципального долга. А экономия от проведения конкурсных процедур за 2014–2015 годы превысила 234 миллиона рублей. Помимо этого, муниципалитет смог, несмотря на кризисные явления в экономике, привлечь порядка 180 миллионов рублей внебюджетных средств на обустройство общественных пространств, ремонт дорог и фасадов, проведение общегородских праздников.

«На текущий год перед финансово-экономическим блоком я поставил задачу не наращивать муниципальный долг, а по возможности сократить его. В этой связи особое внимание нам необходимо уделить имущественным доходам, которые по итогам 2015 года формируют около 34 процентов собственных доходов бюджета муниципального образования (около двух миллиардов рублей) и занимают второе место после НДФЛ», — озвучил ближайшие задачи Кляйн. Также он отметил, что объективно объем доходов от приватизации и аренды муниципального имущества постоянно снижается, а инвестиционный спрос на земельные участки, предлагаемые муниципалитетом к реализации на торгах, падает. В связи с этим актуальным становится вопрос расширения налогооблагаемой базы путем легализации объектов налогообложения.

«Решением вопроса по повышению доходной части местных бюджетов и увеличению собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц, на наш взгляд, станет полный учет земельных участков, объектов капитального строительства и их владельцев. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие государственных и муниципальных ОИВ на основе проведенной инвентаризации объектов имущества и земельных участков с последующим контролем за постановкой на учет указанных объектов, выявлением потенциальных плательщиков налогов», — резюмировал мэр. При этом основной потенциал роста доходов от сбора земельного налога администрация Томска ожидает не от повышения кадастровой стоимости земель различных категорий, а от увеличения числа налогоплательщиков, в том числе за счет граждан, которые используют земли, но не торопятся оформить свои права.

Современные проблемы

Актуальным экономическим и финансовым проблемам местного самоуправления посвятил свой доклад вице-президент АСДГ Р. В. Бабун. «Экономическая ситуация в стране сложная — все это понимают. Становится очевидно, что надо менять экономическую стратегию страны. Именно для этого, как мне представляется, к работе Центра стратегических разработок (ЦСР) был привлечен бывший министр финансов А. Л. Кудрин и советник Президента РФ С. Ю. Глазьев», — заявил эксперт. По его мнению, в сегодняшних экономических реалиях никто не даст муниципалитетам никаких дополнительных налоговых поступлений, в том числе потому что субъекты Федерации очень сильно закредитованы. Поэтому сегодня необходим поиск механизмов по изменению ситуации в экономике на уровне муниципалитетов. «Главными ресурсами для повышения доходной базы бюджета сегодня могут быть земля и имущество, — поддержал Бабун мэра Томска. — Неучтенные, незарегистрированные в установленном порядке земельные участки, повышение кадастровой стоимости — все это ресурсы для пополнения городской казны». При этом он обратил внимание участников конференции на то, что пополнение бюджета за счет кадастровой стоимости земли ударяет по карману горожан и представителей бизнеса, а значит, в этом вопросе необходимо искать компромиссы. «Важным моментом является то, что муниципалитеты фактически не участвуют в процессе определения кадастровой стоимости, и АСДГ намерена поднимать этот вопрос», — заявил вице-президент ассоциации.

Еще одним мощным ресурсом для поддержки местного бюджета является малый бизнес — он худо-бедно несет деньги в казну. Еще один ресурс — социально ориентированные некоммерческие организации: доходов они не принесут, но помогут сократить расходы бюджета. Также, по словам Бабуна, ресурсом может стать так называемое социальное предпринимательство. Подчеркнул докладчик и важность погашения муниципальных долгов и повышения эффективности работы с контрольно-счетными органами.

Секвестр бюджета

В июне планируется секвестировать бюджет города Барнаула на 2016 год из-за прогнозируемого снижения налоговых доходов, отметил в своем выступлении заместитель главы администрации столицы Алтайского края В. С. Химочка. «Сегодня мы видим, что плановые показатели бюджета по доходам будут выполнены не в полном объеме. И мы серьезно задумываемся о сокращении расходов. В июне будем выходить на секвестирование при очередном уточнении бюджета», — заявил он. Расходы планируется сократить на 360 миллионов рублей. По словам Химочки, в бюджет города на текущий год уже заложено сокращение расходов по сравнению с 2015 годом на 7,9%. Однако ранее ожидавшийся рост поступлений от уплаты НДФЛ на 4,7% — в связи с прогнозируемым ростом фондов оплаты труда — не состоялся.

«Практика работы в первом квартале года говорит о том, что реальность вносит изменения в наш сценарий», — констатировал представитель Барнаула, посетовав, что предприятия сегодня находятся не в лучшей экономической ситуации. «Уже есть примеры задолженностей по заработной плате. Динамика не совсем хорошая. И мы прогнозируем, что по итогам года недополучим по НДФЛ 130 миллионов рублей», — добавил Химочка. Кроме того, по его словам, помимо НДФЛ ожидается снижение поступлений от уплаты имущественных налогов в связи с переносом срока уплаты с октября на декабрь — это эквивалентно потере 95,5 миллиона рублей. «Эти денежные средства, конечно, перейдут на следующий год, но хотелось их получить уже в этом году», — отметил он.

Также городские власти ожидают сохранения коэффициента-дефлятора по ЕНВД на уровне 2015 года вместо заложенного в бюджет роста — это, в свою очередь, приведет к недобору 51,1 миллиона рублей. После перехода с инвентаризационной на кадастровую стоимость в Барнауле в налогооблагаемую базу по налогу на имущество физлиц не вошел ряд объектов. Это произошло из-за отсутствия инвентаризационной стоимости вводимого с 2013 года жилья — речь идет о 1,8 миллиона квадратных метров жилья и 148,2 миллиона рублей выпадающих доходов (рисунок 1). «Единственное, что мы получим от кадастровой переоценки, — это рост задолженности по аренде и по налогу на землю. Помимо этого, загруженность предприятий в судах и загруженность самих судов», — отметил вице-мэр, пояснив, что сегодня многие компании пытаются оспорить кадастровую стоимость земли, которая у некоторых из них выросла в десять раз.

Вместе с тем Химочка подчеркнул, что городу удалось сохранить муниципальный долг на минимальном уровне — за счет отказа от привлечения больших кредитов. По данным, размещенным на сайте мэрии Барнаула, доходы городского бюджета на 2016 год утверждены в объеме 8,85 миллиарда рублей, расходы — 9,25 миллиарда рублей. Дефицит бюджета составит 399 миллионов рублей, или 4,3% расходов.

Точки роста

О потенциале роста доходной части местных бюджетов рассказала заместитель мэра Томска по экономическому развитию и инновациям Е. А. Лазичева. Она представила сравнительный анализ структуры налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов административных центров Сибирского федерального округа в 2015 году (рисунок 2). Так, в среднем свыше 40% собственных доходов муниципалитетов приносит налог на доходы физических лиц. «Поступления НДФЛ — это показатель занятости населения и уровня заработной платы. Органы местного самоуправления с 2015 года работают не только над легализацией заработной платы, но и над сокращением неформальной занятости. Однако отдача от этой работы пока получается не такой высокой, как хотелось бы», — отметила Лазичева.

На данный момент в Томске выявлено 16,4 тысячи неформально трудоустроенных человек, официально трудоустроить удалось только 7,2 тысячи. Применив в расчетах уровень заработной платы, установленный региональным соглашением о минимальной заработной плате в Томской области (8,925 тысячи рублей), при трудоустройстве всех этих работников дополнительные доходы городского бюджета составят порядка 60 миллионов рублей.

Доля ЕНВД в бюджетах городов составляет в среднем 7–8%. Лазичева предложила в итоговый документ конференции включить предложение о продлении действия этого налога. Удельный вес поступлений налога на имущество физлиц составляет от 1 до 3%. При этом существует ряд объективных причин, сдерживающих рост данных поступлений. «Для муниципалитетов, которые сохранили инвентаризационную стоимость объектов в качестве налоговой базы, данные обстоятельства не позволяют вовлекать в налоговый оборот объекты, вводимые после 1 января 2012 года, из-за отсутствия информации об их инвентаризационной стоимости», — подчеркнула заместитель мэра. Кроме того, кадастровая оценка недвижимости не отражает реальную ситуацию. К примеру, в Томске некорректность кадастровой оценки проявляется в том, что завышена стоимость старых построек и в то же время занижена стоимость нового и элитного жилья. Применение такой кадастровой стоимости при начислениях налога на имущество физлиц может создать социальную напряженность. Поэтому Лазичева предложила направить от имени АСДГ обращение к Правительству РФ о внесении изменений в существующую методику оценки объектов недвижимости.

Управление долгом

Как сообщила начальник департамента финансов администрации Томска И. Ю. Ярцева, впервые муниципальный долг появился в бюджете города в 1998 году, и, по данным на 1 января 2016 года, он составляет 58,4% от собственных доходов. Для сравнения, в Новосибирске этот показатель достигает 77,7%, в Красноярске — 74%, в Кемерове — 37,3%, в Хабаровске — 18%. 82% в структуре долга Томска занимают кредиты коммерческих банков и 18% — муниципальные ценные бумаги. При этом в качестве одного из инструментов сокращения расходов на обслуживание муниципального долга с конца 2015 года департамент финансов Томска начал выпуск облигаций городского внутреннего займа. 

На нашем сайте есть подборка материалов о муниципальном долге, с которой можно ознакомиться здесь.

На сегодня Томск — единственный муниципалитет, выпускающий такие ценные бумаги. «После проведенного анализа мы поняли, что если занять у населения средства под 12 процентов, то в выигрыше останутся обе стороны. Облигации защищены всем имуществом города, муниципальной казной и денежными средствами. Кроме того, доход по ним не облагается налогом, и он существенно выше, если сравнивать с сопоставимыми вкладами в банках. Поэтому администрация Томска в декабре прошлого года выпустила сто тысяч облигаций стоимостью одна тысяча рублей за каждую. На данный момент их продано на сумму 32 миллиона рублей», — отметила Ярцева. В целом мероприятия по снижению расходов на обслуживание муниципального долга в 2015 году принесли экономию бюджету города в размере 154,1 миллиона рублей.[1]

Обмен опытом

В ходе конференции прозвучали доклады представителей городов Сибири и Дальнего Востока на такие актуальные для муниципальных финансистов темы, как формирование заданий на оказание муниципальных услуг, осуществление муниципального финансового контроля, централизация закупок, повышение эффективности реализации программного бюджета, механизмы поддержки предпринимательства, повышение открытости муниципального управления.

На мероприятии был использован режим видео-конференц-связи, благодаря которому коллеги из разных городов смогли задать свои вопросы представителям аппарата комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. По итогам работы конференции выработаны рекомендации, которые будут направлены в федеральные органы власти.

По информации, предоставленной пресс-службой АСДГ и Департаментом финансов администрации
города Томска.

[1] Интервью И. Ю. Ярцевой можно прочитать в майском номере журнала «Бюджет».

Поделиться