№ 6 Июнь 2016 — 01 июня 2016

И снова о повышении доходов бюджетов

Версия для печати 4037 Материалы по теме
И снова о повышении доходов бюджетов

Задачи, связанные с повышением доходов бюджета, на протяжении многих лет являются приоритетными для всех уровней власти, в том числе для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

Юлия Степановна КУЛАГИНА, ведущий консультант департамента развития комплексных решений Компании БФТ

Неналоговые платежи

Стремясь добиться увеличения бюджетных доходов, местные власти сталкиваются со значительными трудностями. Так, в части поступлений от неналоговых источников возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, наблюдающимся на фоне непростой экономической ситуации в стране.

Однако указанная проблема не является главной причиной плохого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы дисциплинированы, зачастую они допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет соответствующих сумм решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за сбор арендных платежей, не мешают неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, неприменение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами — вот далеко не полный перечень факторов, которые обусловливают снижение доходов бюджетов.

Налоговая дисциплина

Проблема слабой налоговой дисциплины также является одной из основных причин низкой собираемости земельного налога и в целом имущественных налогов. Как и в случае с арендными платежами, ухудшение финансового положения налогоплательщиков также приводит к падению показателей собираемости налогов. Бесспорно, плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающихся на уровне налоговых поступлений. Основываясь на неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем, после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат из бюджетов излишне полученных сумм в виде налогов. Как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными.

Среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. Типичными примерами являются отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, неосуществление постановки на кадастровый учет земельных участков.

Последней из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является потеря сведений об объектах налогообложения при межведомственном взаимодействии налоговой и кадастровой служб. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действий служб и их неэффективного электронного взаимодействия.

Предложения

Приведенный анализ причин, приводящих к снижению доходов местных бюджетов от использования имущества, имеет цель не только классифицировать такие причины, но и выработать некоторые предложения по их устранению.

В отношении снижения дебиторской задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, в частности договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества, договоров найма квартир. Данный инструмент позволит видеть четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, а также выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода к организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения которым наделены органы местного самоуправления, применение мер правового воздействия к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества (в том числе земельных участков), вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом — вот лишь часть комплекса мер, который может значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

Что касается повышения налоговых поступлений, то здесь свою эффективность может показать укрепление налоговой дисциплины, в том числе путем формирования на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, а также проведения массовой разъяснительной работы среди населения. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода к такой оценке, что в настоящее время планируется на федеральном уровне. В целях решения проблемы выявления скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных при межведомственном взаимодействии представляется необходимым проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Реализация перечисленных мер позволит:

  • получить достоверную информацию о налогооблагаемой базе;
  • организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала;
  • получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений для устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:

  • программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB — автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом;
  • комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов;
  • методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.

Поделиться