О том, как развиваются регионы Северо-Запада России, и о работе, которая ведется в округе по реализации приоритетных национальных проектов, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, рассказывает заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Галина ИЗОТОВА.
– Галина Сергеевна, как в субъектах РФ, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, реализуются основные положения Послания Президента России Федеральному Собранию? Насколько активно осуществляются программы комплексного и долгосрочного социально-экономического развития регионов?
– Президент России В. Путин неоднократно подчеркивал, что наша страна подошла к очередному этапу своего развития, когда созданы необходимые условия для роста экономики. И этот рост должен в первую очередь способствовать решению масштабных общенациональных задач.
В экономическом развитии страны сохраняется позитивная динамика основных показателей. Темп роста ВВП России за 2006 г. составил 6,7%. Индекс объемов промышленного производства по Северо-Западному федеральному округу за прошлый год увеличился на 106,2%, что выше общероссийского показателя – 103,9%.
В течение последних пяти лет объемы инвестиций в российскую экономику возросли в пять раз. Иными словами, в стране созданы серьезные предпосылки для существенного повышения качества и уровня развития отраслей отечественного производства.
Предприятия и организации Северо-Западного федерального округа являются инвестиционно привлекательными как для российского, так и для иностранного капитала. Объем инвестиций в основной капитал в СЗФО за 2006 г. составил более 620 млрд руб., или 14% от общероссийского объема, а прирост (в сравнении с 2005 г.) – 16,5% (первое место среди федеральных округов). Наибольший вклад в достижение столь высокого показателя внесли Ленинградская и Архангельская области, Республика Коми и Ненецкий автономный округ. По привлечению иностранных инвестиций Северо-Западный регион занимает второе место среди федеральных округов – 7,7 млрд долл., причем основная доля этих инвестиций (68,2%) принадлежит Санкт-Петербургу.
В структуре инвестиций более 65% приходится на привлеченные средства, что свидетельствует о возросшей инвестиционной активности кредитных организаций. Большая часть полученных средств освоена в ведущих отраслях промышленности и транспортном комплексе. Привлекательными для инвесторов являются и добывающие отрасли. Значительные средства поступают на реконструкцию и модернизацию металлургического производства. Отмечается рост инвестиционной активности в сфере развития инфраструктуры и перерабатывающих производств.
Внешнеторговый оборот по всем субъектам СЗФО за 2006 г. составил 91 млрд долл., в том числе экспорт – 60,1 млрд, импорт – 30,9 млрд. Лидерами по экспортным операциям являются Ленинградская, Вологодская и Архангельская области.
В июне текущего года в Санкт-Петербурге состоялся международный экономический форум. Результатом его работы стало подписание 30 протоколов о намерениях и инвестиционных соглашений на сумму 13,5 млрд долл., из них 7,5 млрд – контракты частного бизнеса, 6 млрд – смешанные, частно-государственные инвестиции. Это, на мой взгляд, яркое подтверждение эффективности совместной работы бизнеса и органов власти.
– Чем обусловлены такие высокие показатели?
– Продуманная социально-экономическая политика и работа с инвесторами, приходящими в регион, позволяют субъектам РФ, находящимся в пределах Северо-Западного федерального округа, сформировать на своих территориях устойчиво благоприятный инвестиционный климат, основой которого является региональное инвестиционное законодательство. Во всех субъектах СЗФО приняты и действуют законы об инвестиционной деятельности, обеспечивающие инвесторам значительные объемы льгот по федеральным (в части объемов, зачисляемых в региональные бюджеты), региональным и местным налогам. Кроме того, фискальная политика, проводимая федеральным центром, способствует поиску новых форм поддержки инвесторов, таких как, например, льготирование или полное погашение за счет региональных бюджетов процентной ставки по кредитам.
Важное положение в инвестиционном законодательстве занимают региональные инвестиционные программы, формируемые в рамках реализации долгосрочных стратегий развития регионов. Такие программы, повышая транспарентность экономики регионов, существенно влияют на снижение инвестиционных рисков. Этому же способствует и работа по переходу к программно-целевым методам планирования развития отраслей региональной экономики.
Я уверена, инвестиционный потенциал Северо-Запада огромен и требует дальнейших активных действий по его эффективному использованию. Резервы инвестиционной привлекательности региона следует искать, в числе прочего, в развитии кластерных подходов, повышении конкурентоспособности и финансовой устойчивости отраслей экономики, в активной позиции руководства субъектов РФ и муниципальных образований, а также самих предприятий по привлечению инвестиций, совершенствованию производственных программ, использованию современных финансовых инструментов.
Вместе с тем менеджерский состав организаций недостаточно эффективно использует существующую информационную базу, научные исследования и разработки для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности своих производств. Внедрение современных наукоемких технологий, инновационных продуктов даст развитию бизнеса любого масштаба и в целом экономике региона дополнительные стимулы как для дальнейшего технического перевооружения отечественных предприятий, так и для повышения качества российских товаров, расширения их рынков продаж.
При определенной концентрации усилий и технологий инвестиционный ресурс будет способствовать повышению качества производимой продукции, снижению себестоимости и затрат и с учетом внедрения системы международной сертификации качества позволит сделать продукцию российских торговых марок более востребованной. Это даст отраслям хозяйственного комплекса и отдельным предприятиям возможность масштабно участвовать в обеспечении общего экономического роста, повышении уровня жизни граждан.
В современных условиях развития российской экономики во всех субъектах СЗФО новый импульс должна получить работа по реализации инвестиционных и инновационных проектов. Мы всегда открыты для конструктивного диалога и готовы оказывать необходимую поддержку в осуществлении различных проектных инициатив в отдельных регионах Северо-Запада, а также развитии крупных межрегиональных кластеров экономики.
– Приоритетные национальные проекты – один из ключевых инструментов повышения уровня экономического развития российских регионов. Какая работа проводится в рамках реализации нацпроектов на территории округа?
– Исполнительные органы государственной власти субъектов СЗФО в большинстве своем эффективно используют финансовые и организационные инструменты проектов, активно участвуют в софинансировании отдельных программ, привлекают дополнительные денежные средства федерального бюджета. В прошлом году на начальном этапе реализации нацпроектов практически всем регионам пришлось столкнуться с множеством организационных проблем. Однако благодаря нашим совместным усилиям, конструктивному сотрудничеству с федеральными министерствами и ведомствами, активной позиции глав регионов большую часть вопросов удалось решить.
Наиболее эффективной можно назвать реализацию в субъектах СЗФО нацпроектов «Здоровье» и «Образование». Первый этап их воплощения положил начало повышению качества услуг в сфере здравоохранения и образовательных процессов. В частности, повысился уровень заработной платы, сократился отток кадров, в том числе молодых специалистов. Произошло значительное укрепление материально-технической базы учреждений.
В марте 2007 г. состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Участие в конкурсе принял 51 регион, из них восемь заявок было подано субъектами нашего округа. В своей группе Санкт-Петербург признан лидером системы образования – базовым регионом по распространению опыта комплексной модернизации образования. Победителями конкурса стали Калининградская, Новгородская и Псковская области. В мае текущего года эти четыре субъекта получили дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках реализации нацпроекта.
Основным показателем реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» является ускоренное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока. В семи субъектах округа достигнут рост производства мяса. К числу лидеров относятся Ненецкий автономный округ, Мурманская, Архангельская области и Республика Коми. По производству молока за первое полугодие 2007 г. лучшие показатели в Мурманской и Вологодской областях.
В рамках проекта продолжается кредитование сельхозтоваропроизводителей Россельхозбанком. Полученные средства направлены на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. С Росагролизингом подписаны соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которыми в субъекты поставлена техника, племенное поголовье. Наиболее эффективно в данном направлении работают Ленинградская и Вологодская области. В реализации направления нацпроекта по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе принимают участие все субъекты.
Вместе с тем сделать предстоит еще многое. Необходимо продолжить работу по развитию сельскохозяйственных кооперативов, личных подсобных и фермерских хозяйств, повысить привлекательность программ лизинга и кредитования для сельхозпроизводителей. И самое главное: результаты мониторинга нацпроекта свидетельствуют о необходимости улучшения взаимодействия органов власти субъектов РФ и муниципалитетов для достижения целей проекта, использования именно на местном уровне и в полном объеме существующих инструментов и механизмов нацпроекта.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в большинстве регионов считается наиболее сложно реализуемым. В среднем по округу ввод в действие жилья за 2006 г. составил 116% к уровню 2005 г., построено 4,6 млн кв. м – и это самый высокий показатель за последние пять лет. Рост ввода отмечается практически во всех субъектах округа, лидируют здесь Калининградская, Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, Санкт-Петербург.
– Какие трудности возникают в связи с реализацией данного национального проекта?
– К числу самых серьезных проблем в жилищном строительстве во всех регионах Северо-Запада можно отнести рост цен на жилье. Кроме того, коммунальная инфраструктура на земельных участках для жилищного строительства растет медленно. Неэффективно развивается индустрия малоэтажного строительства. В субъектах РФ, имеющих значительные запасы леса, система комплексной застройки деревянным малоэтажным жильем не имеет должного внедрения. Недостаточно активно вводятся новые мощности строительной индустрии.
Субъектами РФ неоднократно высказывались предложения по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы для повышения эффективности мероприятий нацпроекта. Крайне медленно идет разработка технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений.
Однако результаты мониторинга нацпроекта «Жилье» говорят о значительных резервах в его реализации. Необходимо увеличить количество предлагаемых для застройки участков с применением конкурсных и аукционных процедур, устранить административные барьеры по предоставлению разрешений на строительство, сократить сроки рассмотрения заявок, используя принцип «одного окна». Одним из основных направлений приложения усилий органов власти в рамках данного проекта должна стать работа по совершенствованию механизмов ипотеки и привлечения свободных ресурсов населения.
Учитывая прямое влияние всех нацпроектов на улучшение демографической ситуации, мы должны оценивать эффективность проектов и действий органов государственной власти субъектов и местного самоуправления сквозь призму демографии. В 2001 г. утверждена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Новый импульс она получила с принятием федерального бюджета на 2007 г., который характеризуется как «бюджет инвестиций в человека». Следовательно, нужно в первую очередь обеспечить взаимодействие между органами власти всех уровней по выработке единых подходов к укреплению демографического потенциала территорий. При реализации задач 2007 г. необходимо учесть, что из трех составляющих демографического развития (рождаемость, смертность, миграция) наиболее быстрый эффект в первую очередь может дать снижение высокой смертности населения при одновременном сохранении политики, направленной на стимулирование рождаемости и регулирование миграционных процессов. С этой целью планируется значительно расширить рамки действующих нацпроектов.
– Каким образом региональные власти могут повысить эффективность своей работы? Как реализуется административная реформа, идет процесс совершенствования бюджетной сети и оптимизации бюджетных расходов?
– Законодательной основой названных процессов является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Вопрос эффективности исполнения органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий является весьма актуальным. В течение последних трех лет был принят ряд федеральных законов, сосредоточивших основные исполнительные полномочия на уровне субъектов РФ. С принятием данных законодательных актов завершился очередной этап упорядочения федеративных отношений.
Вместе с тем исполнение региональными органами власти значительного числа полномочий происходит в уникальных условиях. Мы наблюдаем существенное повышение роли субъектов РФ в реализации государственной политики, что в свою очередь приводит к необходимости формирования эффективного механизма осуществления этих полномочий. Перед субъектами РФ стоит задача повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования ресурсов, которыми управляет государство. Главным фактором данного процесса должно стать повышение ответственности органов власти и сокращение неэффективных расходов в бюджетных отраслях: образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственном управлении. Безусловно, такая работа требует изменения основных принципов деятельности органов исполнительной власти. Субъектам необходимо перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой – приоритет интересов потребителя бюджетных услуг.
Органам власти субъектов РФ нужно отрегулировать механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты. Этому должна способствовать подготовительная работа по переходу к программно-целевому методу планирования региональной экономики и ориентированию бюджетных расходов на конечный результат. Ведь именно такая структура управления ставит распределение бюджетных ресурсов в зависимость от практических результатов их использования.
На уровне субъектов РФ сейчас внедряется система показателей оценки эффективности принимаемых решений, увязанных с показателями качества предоставляемых бюджетных услуг, а для этого прежде всего требуется анализ существующих механизмов исполнения собственных полномочий. В рамках этой работы субъекты округа предоставили ряд необходимых показателей для оценки эффективности исполнения своих полномочий.
Экспертным управлением Президента РФ совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО проведен анализ ситуации в большинстве субъектов федерального округа, губернаторы ознакомлены с его результатами. Следующим этапом и логическим продолжением стала разработка комплексов мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов власти субъектов, дальнейшую реализацию административной реформы и сокращение неэффективных бюджетных расходов. Более того, субъекты РФ направили в наш адрес пакет предложений по совершенствованию самой методики расчета. И эта работа будет продолжена.
Родилась 3 мая 1960 г. в Череповце (Вологодская область).
В 1983 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, в 2001 г. – Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД.
С 1977 по 1988 г. работала в Череповецком отделении Госбанка СССР, Череповецком отделении Стройбанка СССР, Металлургическом отделении Промстройбанка СССР.
В 1988–1991 гг. занимала руководящие должности на предприятиях Череповца.
С мая 1991 г. – главный экономист, заместитель начальника расчетно-кассового центра Центробанка РСФСР (Череповец).
С ноября 1992 г. по октябрь 1997 г. – председатель правления АКБ «Соколбанк» (Череповец).
С октября 1997 г. – начальник Департамента финансов, первый заместитель губернатора Вологодской области.
С октября 2006 г. – заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 10
– Галина Сергеевна, как в субъектах РФ, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, реализуются основные положения Послания Президента России Федеральному Собранию? Насколько активно осуществляются программы комплексного и долгосрочного социально-экономического развития регионов?
– Президент России В. Путин неоднократно подчеркивал, что наша страна подошла к очередному этапу своего развития, когда созданы необходимые условия для роста экономики. И этот рост должен в первую очередь способствовать решению масштабных общенациональных задач.
В экономическом развитии страны сохраняется позитивная динамика основных показателей. Темп роста ВВП России за 2006 г. составил 6,7%. Индекс объемов промышленного производства по Северо-Западному федеральному округу за прошлый год увеличился на 106,2%, что выше общероссийского показателя – 103,9%.
В течение последних пяти лет объемы инвестиций в российскую экономику возросли в пять раз. Иными словами, в стране созданы серьезные предпосылки для существенного повышения качества и уровня развития отраслей отечественного производства.
Предприятия и организации Северо-Западного федерального округа являются инвестиционно привлекательными как для российского, так и для иностранного капитала. Объем инвестиций в основной капитал в СЗФО за 2006 г. составил более 620 млрд руб., или 14% от общероссийского объема, а прирост (в сравнении с 2005 г.) – 16,5% (первое место среди федеральных округов). Наибольший вклад в достижение столь высокого показателя внесли Ленинградская и Архангельская области, Республика Коми и Ненецкий автономный округ. По привлечению иностранных инвестиций Северо-Западный регион занимает второе место среди федеральных округов – 7,7 млрд долл., причем основная доля этих инвестиций (68,2%) принадлежит Санкт-Петербургу.
В структуре инвестиций более 65% приходится на привлеченные средства, что свидетельствует о возросшей инвестиционной активности кредитных организаций. Большая часть полученных средств освоена в ведущих отраслях промышленности и транспортном комплексе. Привлекательными для инвесторов являются и добывающие отрасли. Значительные средства поступают на реконструкцию и модернизацию металлургического производства. Отмечается рост инвестиционной активности в сфере развития инфраструктуры и перерабатывающих производств.
Внешнеторговый оборот по всем субъектам СЗФО за 2006 г. составил 91 млрд долл., в том числе экспорт – 60,1 млрд, импорт – 30,9 млрд. Лидерами по экспортным операциям являются Ленинградская, Вологодская и Архангельская области.
В июне текущего года в Санкт-Петербурге состоялся международный экономический форум. Результатом его работы стало подписание 30 протоколов о намерениях и инвестиционных соглашений на сумму 13,5 млрд долл., из них 7,5 млрд – контракты частного бизнеса, 6 млрд – смешанные, частно-государственные инвестиции. Это, на мой взгляд, яркое подтверждение эффективности совместной работы бизнеса и органов власти.
– Чем обусловлены такие высокие показатели?
– Продуманная социально-экономическая политика и работа с инвесторами, приходящими в регион, позволяют субъектам РФ, находящимся в пределах Северо-Западного федерального округа, сформировать на своих территориях устойчиво благоприятный инвестиционный климат, основой которого является региональное инвестиционное законодательство. Во всех субъектах СЗФО приняты и действуют законы об инвестиционной деятельности, обеспечивающие инвесторам значительные объемы льгот по федеральным (в части объемов, зачисляемых в региональные бюджеты), региональным и местным налогам. Кроме того, фискальная политика, проводимая федеральным центром, способствует поиску новых форм поддержки инвесторов, таких как, например, льготирование или полное погашение за счет региональных бюджетов процентной ставки по кредитам.
Важное положение в инвестиционном законодательстве занимают региональные инвестиционные программы, формируемые в рамках реализации долгосрочных стратегий развития регионов. Такие программы, повышая транспарентность экономики регионов, существенно влияют на снижение инвестиционных рисков. Этому же способствует и работа по переходу к программно-целевым методам планирования развития отраслей региональной экономики.
Я уверена, инвестиционный потенциал Северо-Запада огромен и требует дальнейших активных действий по его эффективному использованию. Резервы инвестиционной привлекательности региона следует искать, в числе прочего, в развитии кластерных подходов, повышении конкурентоспособности и финансовой устойчивости отраслей экономики, в активной позиции руководства субъектов РФ и муниципальных образований, а также самих предприятий по привлечению инвестиций, совершенствованию производственных программ, использованию современных финансовых инструментов.
Вместе с тем менеджерский состав организаций недостаточно эффективно использует существующую информационную базу, научные исследования и разработки для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности своих производств. Внедрение современных наукоемких технологий, инновационных продуктов даст развитию бизнеса любого масштаба и в целом экономике региона дополнительные стимулы как для дальнейшего технического перевооружения отечественных предприятий, так и для повышения качества российских товаров, расширения их рынков продаж.
При определенной концентрации усилий и технологий инвестиционный ресурс будет способствовать повышению качества производимой продукции, снижению себестоимости и затрат и с учетом внедрения системы международной сертификации качества позволит сделать продукцию российских торговых марок более востребованной. Это даст отраслям хозяйственного комплекса и отдельным предприятиям возможность масштабно участвовать в обеспечении общего экономического роста, повышении уровня жизни граждан.
В современных условиях развития российской экономики во всех субъектах СЗФО новый импульс должна получить работа по реализации инвестиционных и инновационных проектов. Мы всегда открыты для конструктивного диалога и готовы оказывать необходимую поддержку в осуществлении различных проектных инициатив в отдельных регионах Северо-Запада, а также развитии крупных межрегиональных кластеров экономики.
– Приоритетные национальные проекты – один из ключевых инструментов повышения уровня экономического развития российских регионов. Какая работа проводится в рамках реализации нацпроектов на территории округа?
– Исполнительные органы государственной власти субъектов СЗФО в большинстве своем эффективно используют финансовые и организационные инструменты проектов, активно участвуют в софинансировании отдельных программ, привлекают дополнительные денежные средства федерального бюджета. В прошлом году на начальном этапе реализации нацпроектов практически всем регионам пришлось столкнуться с множеством организационных проблем. Однако благодаря нашим совместным усилиям, конструктивному сотрудничеству с федеральными министерствами и ведомствами, активной позиции глав регионов большую часть вопросов удалось решить.
Наиболее эффективной можно назвать реализацию в субъектах СЗФО нацпроектов «Здоровье» и «Образование». Первый этап их воплощения положил начало повышению качества услуг в сфере здравоохранения и образовательных процессов. В частности, повысился уровень заработной платы, сократился отток кадров, в том числе молодых специалистов. Произошло значительное укрепление материально-технической базы учреждений.
В марте 2007 г. состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Участие в конкурсе принял 51 регион, из них восемь заявок было подано субъектами нашего округа. В своей группе Санкт-Петербург признан лидером системы образования – базовым регионом по распространению опыта комплексной модернизации образования. Победителями конкурса стали Калининградская, Новгородская и Псковская области. В мае текущего года эти четыре субъекта получили дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках реализации нацпроекта.
Основным показателем реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» является ускоренное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока. В семи субъектах округа достигнут рост производства мяса. К числу лидеров относятся Ненецкий автономный округ, Мурманская, Архангельская области и Республика Коми. По производству молока за первое полугодие 2007 г. лучшие показатели в Мурманской и Вологодской областях.
В рамках проекта продолжается кредитование сельхозтоваропроизводителей Россельхозбанком. Полученные средства направлены на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. С Росагролизингом подписаны соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которыми в субъекты поставлена техника, племенное поголовье. Наиболее эффективно в данном направлении работают Ленинградская и Вологодская области. В реализации направления нацпроекта по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе принимают участие все субъекты.
Вместе с тем сделать предстоит еще многое. Необходимо продолжить работу по развитию сельскохозяйственных кооперативов, личных подсобных и фермерских хозяйств, повысить привлекательность программ лизинга и кредитования для сельхозпроизводителей. И самое главное: результаты мониторинга нацпроекта свидетельствуют о необходимости улучшения взаимодействия органов власти субъектов РФ и муниципалитетов для достижения целей проекта, использования именно на местном уровне и в полном объеме существующих инструментов и механизмов нацпроекта.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в большинстве регионов считается наиболее сложно реализуемым. В среднем по округу ввод в действие жилья за 2006 г. составил 116% к уровню 2005 г., построено 4,6 млн кв. м – и это самый высокий показатель за последние пять лет. Рост ввода отмечается практически во всех субъектах округа, лидируют здесь Калининградская, Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, Санкт-Петербург.
– Какие трудности возникают в связи с реализацией данного национального проекта?
– К числу самых серьезных проблем в жилищном строительстве во всех регионах Северо-Запада можно отнести рост цен на жилье. Кроме того, коммунальная инфраструктура на земельных участках для жилищного строительства растет медленно. Неэффективно развивается индустрия малоэтажного строительства. В субъектах РФ, имеющих значительные запасы леса, система комплексной застройки деревянным малоэтажным жильем не имеет должного внедрения. Недостаточно активно вводятся новые мощности строительной индустрии.
Субъектами РФ неоднократно высказывались предложения по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы для повышения эффективности мероприятий нацпроекта. Крайне медленно идет разработка технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений.
Однако результаты мониторинга нацпроекта «Жилье» говорят о значительных резервах в его реализации. Необходимо увеличить количество предлагаемых для застройки участков с применением конкурсных и аукционных процедур, устранить административные барьеры по предоставлению разрешений на строительство, сократить сроки рассмотрения заявок, используя принцип «одного окна». Одним из основных направлений приложения усилий органов власти в рамках данного проекта должна стать работа по совершенствованию механизмов ипотеки и привлечения свободных ресурсов населения.
Учитывая прямое влияние всех нацпроектов на улучшение демографической ситуации, мы должны оценивать эффективность проектов и действий органов государственной власти субъектов и местного самоуправления сквозь призму демографии. В 2001 г. утверждена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Новый импульс она получила с принятием федерального бюджета на 2007 г., который характеризуется как «бюджет инвестиций в человека». Следовательно, нужно в первую очередь обеспечить взаимодействие между органами власти всех уровней по выработке единых подходов к укреплению демографического потенциала территорий. При реализации задач 2007 г. необходимо учесть, что из трех составляющих демографического развития (рождаемость, смертность, миграция) наиболее быстрый эффект в первую очередь может дать снижение высокой смертности населения при одновременном сохранении политики, направленной на стимулирование рождаемости и регулирование миграционных процессов. С этой целью планируется значительно расширить рамки действующих нацпроектов.
– Каким образом региональные власти могут повысить эффективность своей работы? Как реализуется административная реформа, идет процесс совершенствования бюджетной сети и оптимизации бюджетных расходов?
– Законодательной основой названных процессов является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Вопрос эффективности исполнения органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий является весьма актуальным. В течение последних трех лет был принят ряд федеральных законов, сосредоточивших основные исполнительные полномочия на уровне субъектов РФ. С принятием данных законодательных актов завершился очередной этап упорядочения федеративных отношений.
Вместе с тем исполнение региональными органами власти значительного числа полномочий происходит в уникальных условиях. Мы наблюдаем существенное повышение роли субъектов РФ в реализации государственной политики, что в свою очередь приводит к необходимости формирования эффективного механизма осуществления этих полномочий. Перед субъектами РФ стоит задача повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования ресурсов, которыми управляет государство. Главным фактором данного процесса должно стать повышение ответственности органов власти и сокращение неэффективных расходов в бюджетных отраслях: образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственном управлении. Безусловно, такая работа требует изменения основных принципов деятельности органов исполнительной власти. Субъектам необходимо перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой – приоритет интересов потребителя бюджетных услуг.
Органам власти субъектов РФ нужно отрегулировать механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты. Этому должна способствовать подготовительная работа по переходу к программно-целевому методу планирования региональной экономики и ориентированию бюджетных расходов на конечный результат. Ведь именно такая структура управления ставит распределение бюджетных ресурсов в зависимость от практических результатов их использования.
На уровне субъектов РФ сейчас внедряется система показателей оценки эффективности принимаемых решений, увязанных с показателями качества предоставляемых бюджетных услуг, а для этого прежде всего требуется анализ существующих механизмов исполнения собственных полномочий. В рамках этой работы субъекты округа предоставили ряд необходимых показателей для оценки эффективности исполнения своих полномочий.
Экспертным управлением Президента РФ совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО проведен анализ ситуации в большинстве субъектов федерального округа, губернаторы ознакомлены с его результатами. Следующим этапом и логическим продолжением стала разработка комплексов мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов власти субъектов, дальнейшую реализацию административной реформы и сокращение неэффективных бюджетных расходов. Более того, субъекты РФ направили в наш адрес пакет предложений по совершенствованию самой методики расчета. И эта работа будет продолжена.
Справка «Бюджета»
Галина Сергеевна ИЗОТОВА, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округеРодилась 3 мая 1960 г. в Череповце (Вологодская область).
В 1983 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, в 2001 г. – Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД.
С 1977 по 1988 г. работала в Череповецком отделении Госбанка СССР, Череповецком отделении Стройбанка СССР, Металлургическом отделении Промстройбанка СССР.
В 1988–1991 гг. занимала руководящие должности на предприятиях Череповца.
С мая 1991 г. – главный экономист, заместитель начальника расчетно-кассового центра Центробанка РСФСР (Череповец).
С ноября 1992 г. по октябрь 1997 г. – председатель правления АКБ «Соколбанк» (Череповец).
С октября 1997 г. – начальник Департамента финансов, первый заместитель губернатора Вологодской области.
С октября 2006 г. – заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 10