25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6242 Материалы по теме
Андрей Данц
Бюджетная политика в Ярославле социально ориентирована и направлена на поиск резервов пополнения бюджета города, экономию бюджетных расходов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе за счет совершенствования организационных структур управления экономикой и финансами города. Большое внимание уделяется повышению инвестиционной привлекательности Ярославля в рамках подготовки к тысячелетию города, которое будет отмечаться в 2010 г. Об этих и других вопросах рассказывает заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля Андрей ДАНЦ.

– Андрей Аркадьевич, каковы особенности исполнения бюджета города в 2007 г., насколько оно было напряженным?

– В 2007 г. доходная часть бюджета включала в себя более 7,5 млрд руб. собственных средств и почти 4 млрд средств вышестоящих бюджетов, из которых на исполнение государственных полномочий направлено 2,6 млрд. Расходы городского бюджета составили 11,7 млрд. На 1 января 2008 г. задолженность бюджета города по заемным средствам – муниципальному облигационному займу – равнялась 400 млн руб.

В 2007 г. в городе принимались меры по дополнительной мобилизации финансовых ресурсов в городской бюджет. В соответствии с утвержденным муниципалитетом Прогнозным планом приватизации муниципального имущества был приватизирован 81 объект недвижимости. В результате в бюджет города поступило 2,1 млрд руб., что в 2,9 раза превышает уровень 2006 г.

Проводились аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Продажа прав по семи земельным участкам общей площадью около 600 тыс. кв. м позволила получить более 300 млн руб. Впервые проведены аукционы на право размещения объектов уличной торговли, 27 аукционов дали бюджету города около 5 млн руб. В целях реализации ФЦП «Жилище» проведены 13 аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, в бюджет поступило более 10 млн руб.

С 2006 г. на территории Ярославля введены земельный налог и арендная плата за землю, расчет по которым производится на основе утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, что увеличило поступление данных платежей в 1,5 раза (850 млн руб. в 2007 г. – 11,5% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов).

В течение ряда лет в городе работают межведомственные комиссии по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты подоходного и социального налогов, а также городская комиссия по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы. В результате в 2007 г. в бюджет города дополнительно поступило около 50 млн руб.

Одним из резервов повышения эффективности использования бюджетных средств и пополнения доходной части бюджета могло бы стать предоставление муниципальным образованиям, не получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, права размещать на банковских депозитах временно свободные бюджетные средства, остающиеся при исполнении бюджета на счетах по учету средств местных бюджетов, для чего необходимо внесение соответствующего дополнения в ст. 236 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Среди особенностей бюджета города следует отметить:
  • утверждение в составе его доходов и расходов в период с 2005 г. до середины 2007 г. средств целевого бюджетного фонда развития жилищного строительства и городской инфраструктуры, что сыграло положительную роль в процессе исполнения бюджета города: дисциплинировало администраторов и распорядителей бюджетных средств, повышало их ответственность и возможность контроля за целевым использованием поступающих средств. В связи с изменениями, внесенными в БК РФ, данный фонд в бюджете с июня 2007 г. был упразднен, но с сохранением учета утвержденных в нем доходных и расходных статей;
  • для отдельных межотраслевых муниципальных учреждений, в том числе созданных для обеспечения деятельности органов городского самоуправления, разработана и утверждена муниципалитетом новая система оплаты труда, стимулирующая повышение его эффективности и производитель­ности.
– В ходе исполнения бюджета возникали проблемы?

– Да, есть проблемы, которые отрицательно повлияли на финансовую самостоятельность органов местного самоуправления. Так, согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ) возврат из бюджета излишне уплаченных платежей с нарушением налоговыми органами сроков возврата, а также возврат излишне взысканных платежей осуществляется с учетом начисленных процентов. В Ярославле, например, в конце 2004 г. по акту проверки налоговых органов в бюджет было перечислено более 60 млн руб. налога на прибыль. В конце 2006 г. – начале 2007 г. в соответствии с решением суда данный налог был возвращен из бюджета как излишне взысканный с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, то есть за год и три месяца. В результате сумма процентов составила около 11 млн руб. Получается, что в результате решений арбитражных судов, вынесенных не в пользу налоговых органов, региональные и местные бюджеты несут финансовые потери. Поскольку налоговые инспекции являются федеральными органами, мы считаем, что проценты должны возмещаться за счет федерального бюджета.

Другая проблема – учет имущества муниципальной казны. Согласно разъяснениям Минфина России такое имущество следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции по управлению муниципальным имуществом. В Ярославле это Комитет по управлению муниципальным имуществом. Поставить имущество казны на учет необходимо до 1 января 2008 г. Однако данное требование противоречит положениям Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), поскольку:
  • собственником казны является муниципальное образование в целом как правообладатель этого имущества, а не орган местного самоуправления или его структурное подразделение;
  • отражению на балансе подлежит только то имущество, которое передано предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а имущество казны не принадлежит Комитету на праве хозяйственного ведения и не закреплено на праве оперативного управления.
До настоящего времени отсутствует федеральный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок постановки на баланс муниципальной казны. Постановка имущества на баланс Комитета повлечет за собой необходимость уплаты налога на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ, что приведет к увеличению расходов местных бюджетов (в Ярославле – примерно на 3%).

Напряженность исполнения расходов бюджета на 2007 г. частично связана с действием Федерального закона № 94-ФЗ, предусматривающего длительные процедуры (около двух месяцев) размещения заказа и необходимость подготовки большого объема документации как получателями бюджетных средств, так и уполномоченным органом по размещению муниципального заказа. В то же время проведение конкурсов на закупку продукции для муниципальных нужд экономит бюджетные средства. Для работы в новых условиях мы приобрели и внедрили автоматизированную систему «Муниципальный заказ», позволившую автоматизировать деятельность по осуществлению закупок в рамках закона № 94-ФЗ в тесной увязке с казначейским исполнением бюджета города.

– Каким образом в городе реализуются нацпроекты? Принимаются ли меры для социальной поддержки населения?

– Особенно активно нацпроекты осуществляются в сферах здравоохранения и жилищного строительства. В целях социальной поддержки отдельных категорий медработников, не получающих денежные выплаты в рамках нацпроекта «Здоровье», ежемесячно выплачиваются средства за счет городского бюджета.

В соответствии с федеральной прог­раммой «Жилище» на 2002–2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 (в редакции от 11 августа 2007 г.) в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» из городского бюджета выделены средства на реализацию следующих программ:
  • «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» – 330,9 млн руб. Это позволило за счет всех уровней бюджета построить и приобрести 33,2 тыс. кв. м нового жилья, что почти в три раза превышает уровень 2006 г.;
  • «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области на 2006–2007 гг.» (на реконструкцию котельной и газификацию жилого дома) – 3,6 млн руб.;
  • «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (на прокладку газопровода высокого давления) – 0,6 млн руб.
В целях своевременного строительства объектов, предусмотренных федеральной программой «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилого фонда» и частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, поступление которых ожидалось только в конце 2007 г., для соблюдения условий и сроков оплаты по договорам долевого участия в строительстве жилых домов  муниципальному предприятию-заказчику из бюджета города был предоставлен кредит на сумму 103 млн руб. с учетом его возврата в текущем году при поступлении средств из федерального бюджета.

Кроме того, в рамках участия города в федеральной программе «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» в 2006 г. был предоставлен бюджетный кредит МУП «Ярославльводоканал» на строительство стального водовода в сумме 28 млн руб. на срок до трех лет.

Отмечу, что субсидии на приобретение (строительство) жилья по федеральной программе «Обеспечение жильем молодых семей» предоставлялись из трех уровней бюджета, в результате чего в 2007 г. свои жилищные условия смогли улучшить 147 молодых семей. Эти субсидии позволяют молодой семье из двух человек компенсировать 35% расчетной стоимости жилья, из трех и более человек – 40%. Еще 90 нуждающихся семей улучшили жилищные условия с помощью механизма безвозмездной финансовой поддержки из областного и городского бюджетов при приобретении (строительстве) жилья с привлечением ипотечных кредитов, что в среднем позволяет компенсировать семье из трех человек 30% рыночной стоимости однокомнатной квартиры.

Для отдельных категорий граждан, имеющих социальные льготы по федеральным и региональным полномочиям, стоимость единого проездного билета установлена в размере 120 руб. в месяц (при полной стоимости 480 руб.). При этом организациям, осуществляющим перевозки пассажиров транспортом общего пользования, за счет средств городского и областного бюджетов выплачивалась субсидия, возмещающая 50% установленной стоимости проездного билета.

– Как в Ярославле реализуются положения новой редакции БК РФ?

– В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. федерального закона о внесении изменений в БК РФ органам городского самоуправления, департаменту финансов, главным распорядителям бюджетных средств необходимо разработать порядка 50 муниципальных правовых актов. В декабре 2007 г. приняты в новой редакции Положение о бюджетном процессе в городе Ярославле и ряд других муниципальных правовых актов, регламентирующих работу в новых условиях и взаимодействие участников бюджетного процесса.

– Как проходило формирование и утверждение бюджета города на 2008 г.? Каковы параметры бюджета и его основная направленность?

– Утверждению бюджета на 2008 г. предшествовала большая работа всех структурных подразделений мэрии. Многократное обсуждение проекта бюджета, в том числе на публичных слушаниях и заседаниях всех постоянных комиссий муниципалитета, размещение проекта в СМИ и в Интернете позволило учесть все поступившие предложения. Решением муниципалитета города Ярославля от 5 декабря 2007 г. бюджет Ярославля на 2008 г. был утвержден единогласно.

Параметры нового бюджета дают возможность решения важнейших социально-экономических задач. Общий объем доходов составляет почти 12 млрд руб. с ростом в 9% к 2007 г., в том числе 7,7 млрд – за счет средств городского бюджета; объем расходной части равен 13 млрд, из них 8,8 млрд (рост в 1,07) за счет собственных средств; дефицит максимальный – 1 млрд.

Бюджет на 2008 г. имеет свои отличительные черты. В соответствии с БК РФ одновременно с проектом бюджета был разработан среднесрочный финансовый план, который можно считать постепенным переходом к «скользящей трехлетке», то есть к составлению и утверждению трехлетнего бюджета.

При планировании доходной части бюджета учтены принятые нормативные правовые акты, предусматривающие индексацию ставок земельного налога, арендной платы за муниципальное имущество и землю на уровне инфляции (10%), установлен корректирующий коэффициент К2 для расчета единого налога на вмененный доход в среднем по всем видам деятельности с увеличением на 6,5% к 2007 г.

Основным доходным источником в 2008 г. останется налог на доходы физических лиц, который составит 3,8 млрд руб. с ростом на 26% к 2007 г. Такого роста планируется достичь за счет прогнозируемого увеличения фонда заработной платы по всем организациям города в среднем на 22%, а также в результате работы межведомственных комиссий по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты подоходного и социального налогов и комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города и обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

Еще одной отличительной чертой стало продолжение начатого в 2007 г. процесса утверждения нормативов формирования расходов городского бюджета для решения вопросов местного значения, осуществляемого как органами городского самоуправления, так и муниципальными учрежде­ниями.

В связи с введением в БК РФ понятия «публичные нормативные обязательства», включающего в себя обязательства городского и вышестоящего бюджетов, указанные средства впервые обозначены и в бюджете города Ярославля на 2008 г. – это 46 видов денежных выплат жителям города (пенсии, пособия, стипендии) на сумму почти 900 млн руб., в том числе за счет средств городского бюджета – 157,4 млн по 22 видам выплат.

Внесение изменений в БК РФ в части бюджетной классификации позволило присвоить всем 26 городским целевым программам, реализуемым в 2008 г., собственный код целевой статьи и отразить их в решении о бюджете Ярославля, что сделало такое решение более прозрачным и понятным для населения. Введение в 2007 г. дополнительной детализации расходов бюджета в части осуществления мероприятий городских целевых программ (на сумму около 2,5 млрд руб.) позволило вести финансовый мониторинг их реализации, уточнить перечень и параметры действующих долгосрочных целевых программ перед принятием бюджета города на 2008 г. и, таким образом, создать нормативную правовую базу, необходимую для формирования и утверждения бюджета.

Для обеспечения сбалансированности городского бюджета план доходов от реализации муниципального имущества, включая продажу земельных участков и акций, а также прав на заключение договоров аренды за землю, установлен в сумме 1 905 млн руб.

При формировании доходной части бюджета учтена сумма выпадающих доходов от предоставления в 2008 г. муниципалитетом города Ярославля льгот по земельному налогу:
  • учреждениям бюджетной сферы, организациям, осуществляющим социально значимые функции, а также выполняющим городской заказ, – 157,7 млн руб.;
  • предприятиям города в целях поддержки 22 инвестиционных проектов – 31,3 млн руб.
Размер задолженности по основным налоговым платежам в городской бюджет, включая НДФЛ, в результате постоянного контроля со стороны муниципалитета на протяжении ряда лет остается практически на одном уровне – около 4% от суммы налоговых и неналоговых доходов.

Основную долю расходов бюджета города (почти 70%) составляют расходы текущего характера, в которых ежегодно сохраняется значительная доля заработной платы с начислениями (около 40%).

В 2008 г. сохранены все меры социальной поддержки граждан, принятые в городе в 2007 г. Расходная часть бюджета по-прежнему имеет социальную направленность. На содержание и функционирование отраслей социальной сферы в 2008 г. выделено 39% всех расходов бюджета. Если расходы отраслей социальной сферы на 2007 г. составили 3 002,1 млн руб., то на 2008 г. – 3 479,6 млн, то есть выросли почти на 16%.

Важное для города направление – благоустройство территории и развитие жилищно-коммунальной сферы, поэтому расходы на функционирование ЖКХ также являются значительными и составляют в общем объеме бюджета 15%. В 2008 г. на благоустройство города будет направлено на 25% больше средств – почти половина всех расходов на ЖКХ.

Особенностью бюджета на 2008 г. является значительный объем расходов инвестиционного характера: на строительство и реконструкцию социально значимых объектов планируется направить почти 2 млрд руб. – это связано с подготовкой к тысячелетнему юбилею Ярославля, реализацией мероприятий по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Рис. 1. Структура доходной части бюджета города Ярославля на 2008 г.
















Рис. 2. Структура расходов жкх Ярославля на 2008 г.

















– Какие новые задачи город планирует решать в области бюджетной политики?

– В 2008 г. предполагается осуществить поэтапный переход на новые отраслевые схемы оплаты труда работников бюджетной сферы, что означает отмену единой тарифной сетки. Уже с 1 сентября 2007 г. в соответствии с постановлением правительства Ярославской области введена новая система оплаты труда в государственных образовательных учреждениях Яро­славской области и муниципальных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. В текущем году в городе планируется переход на новую систему оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, рассматривается вопрос о поэтапном переводе на новые схемы оплаты труда и других отраслей городского хозяйства.

Бюджет на 2008 г. предполагает повышение самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств и их ответственности за использование финансовых ресурсов, а также разработку и формирование для подведомственных учреждений муниципальных заданий по оказанию муниципальных услуг надлежащего качества с учетом потребностей населения. Одной из важнейших задач остается проведение мероприятий по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат. Среди вопросов, требующих решения в ближайшее время, – повышение квалификации муниципальных служащих и работников бюджетных учреждений, дальнейшая автоматизации бюджетного процесса.



Справка «Бюджета»

Андрей Аркадьевич ДАНЦ, заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля

Родился 7 ноября 1962 г. в Ярославле.
 
В 1984 г. окончил Ярославский государственный университет, специальность «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В 2004 г. прошел курс повышения квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по теме «Управление развитием региона», в 2006–2007 гг. обучался в Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова.

С 1986 г. работает в Департаменте финансов мэрии города Ярославля. Начал трудовую деятельность в должности ревизора-инспектора отдела госдоходов.

В 1990 г. назначен заведующим финансовым отделом Дзержинского районного исполкома города Ярославля.

С 1994 г. – начальник управления цен Управления по бюджету Департамента финансов Ярославля.

В 2000 г. – руководитель управления городского казначейства.

С 2002 г. – заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля.

Награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», почетными грамотами губернатора Ярославской области и мэрии города Ярославля, дипломом Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».



Источник: © Бюджет, 2008, № 2

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно