Основной вектор развития системы соцзащиты населения задан в майских указах Президента РФ и его посланиях Федеральному собранию. Одна из задач заключается в том, чтобы повысить адресность социальной поддержки — иными словами, помощь должна предоставляться тем, кто в ней действительно нуждается. Сегодня этот принцип успешно реализуется в Волгоградской области.
Лилия Юрьевна ЗАБОТИНА,
председатель Комитета социальной защиты населения Волгоградской области
Впоследние годы стало очевидно, что система оказания социальной помощи населению в Волгоградской области, сформировавшаяся в
Летом 2015 года Контрольно- счетная палата Волгоградской области провела аудит системы социальной помощи (поддержки) населению Волгоградской области, результаты которого также говорили о необходимости реформы. В частности, аудиторы выявили, что в регионе существует много видов помощи, в которых непросто разобраться, поскольку в данной сфере действует 172 закона. При том, что размер оказываемой помощи не позволяет повысить уровень жизни, меры поддержки получают люди, не всегда нуждающиеся в них (нарушение принципа нуждаемости), а многие нуждающиеся получают помощь недостаточно (нарушение принципа адресности). При этом доля расходов на социальную политику в бюджете Волгоградской области ежегодно растет: в 2014 году она составила 22,6%, в 2015 году — 23,3%. Налицо неэффективность системы.
Учитывая все это, губернатор Волгоградской области поставил задачу усилить критерии адресности в системе социальной поддержки области и создать правовые основы для оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. В связи с этим было принято решение разработать и принять Социальный кодекс Волгоградской области, призванный обеспечить соответствие социальной политики основным принципам, установленным на федеральном уровне.
Новые отношения государства и граждан
С 1 июля 2016 года Волгоградская область начала жить по новому Социальному кодексу. В разработке документа приняли участие не только представители Общественной палаты Волгоградской области, Общероссийского народного фронта, Контрольно-счетной палаты области, депутаты областной Думы, но и организации, представляющие интересы детей-инвалидов, многодетных семей, малоимущих и других нуждающихся в поддержке государства категорий населения.
Структура кодекса отличается простотой, прозрачностью и понятностью. Главы документа сформированы по социальным категориям граждан. Это позволяет любому получателю мер социальной поддержки и социальной помощи легко ориентироваться в действующей системе социальной поддержки и ясно представлять, на какие меры или виды социальной помощи гражданин имеет право.
Основным принципом формирования Социального кодекса стало повышение адресности социальной поддержки граждан. Критерий адресности так важен потому, что результат целевой помощи всегда можно оценить. Пример — многодетные семьи Волгоградской области. Сегодня они получают детское пособие, региональный родительский капитал, ежемесячное пособие на ЖКУ, ежеквартальную дотацию. В итоге набирается сумма, которая позволяет в период ухода за ребенком поддержать материальное положение семьи.
Сегодня важнее не то, к какой социальной группе относится человек, а сам факт того, нуждается ли он в мерах поддержки. Акцент на адресности-нуждаемости позволяет уйти от так называемого иждивенческого подхода, когда для получения социальной помощи люди скрывают свои доходы. Теперь для назначения мер соцподдержки гражданин должен указывать весь перечень движимого и недвижимого имущества, которым он владеет. Кстати, когда в муниципальных образованиях обсуждался Социальный кодекс, именно граждане указывали на то, что зачастую социальная помощь по формальным признакам оказывается тем, кто имеет хорошее жилье, дорогие иномарки.
В зоне особого внимания региональной власти остаются незащищенные слои населения, многодетные семьи — для них меры социальной поддержки сохранены в полном объеме. Более того, для многодетных семей, в которых третий или последующий ребенок родился после 1 января 2016 года, в полтора раза — до 70 тысяч рублей — увеличен размер родительского капитала. Дополнительную поддержку также получили отцы-одиночки, молодые студенческие семьи и родители, воспитывающие детей-инвалидов.
Усилены меры социальной поддержки и малоимущих граждан. Расширен круг получателей путем введения категории «малоимущие граждане трудоспособного возраста», и увеличен размер ежемесячного адресного социального пособия для малоимущих граждан в зависимости от количества членов семьи.
Критерии нуждаемости
Благодаря введению критериев нуждаемости изменились условия предоставления ряда мер социальной поддержки. Для определения этих критериев была проделана серьезная работа с различными ведомствами и организациями.
Сегодня социальная помощь оказывается при условии, что ни один из членов малоимущей семьи или одиноко проживающий малоимущий гражданин не имеет в собственности более двух объектов движимого и недвижимого имущества. Перечень такого имущества утвержден постановлением администрации Волгоградской области. В него входит дом/квартира, земельный участок, автотранспорт, сельхозтехника, катера и так далее. Претенденты на социальную помощь не должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, но обязаны осуществлять трудовую деятельность. Исключение сделано для официально признанных безработных, учащихся в вузах и тех, кто осуществляет уход за инвалидами.
На наш взгляд, такие условия способствует снижению иждивенческих настроений и мотивируют граждан к получению доходов от трудовой деятельности. Мы наладили взаимодействие с центрами занятости населения, с тем чтобы оказывать содействие в трудоустройстве вышеуказанной категории граждан. В свою очередь, центры занятости населения разработали комплекс мероприятий по поиску подходящей работы и трудоустройству.
Также наш комитет взаимодействует со структурами, в ведении которых находится информация, необходимая учреждениям социальной защиты населения при определении нуждаемости гражданина в помощи, — а именно с подразделениями ГИБДД, осуществляющими регистрацию автотранспортных средств, с инспекцией государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области и Государственной инспекцией по маломерным судам. Кроме того, комитет отправляет запросы в Управление Росреестра по Волгоградской области.
Злоупотребления и разъяснительная работа
К сожалению, случаи предоставления гражданами недостоверной информации при обращении за назначением социальной помощи не единичны. Например, семья из двух человек (пенсионерка и ее трудоспособный сын) обратились в учреждение социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного адресного социального пособия. Запрос в ГИБДД позволил выяснить, что сын заявителя имеет в собственности три грузовых автомобиля и легковой автомобиль иностранного производства.
Другой пример. Заявитель обратился с заявлением о назначении ежемесячного адресного социального пособия. По запросу в областное управление Росреестра получен ответ, что семья заявителя имеет в собственности квартиру, дачу, участок земли и 11 нежилых помещений в центре Волгограда. Как говорится, комментарии излишни.
Поскольку принятие Социального кодекса затрагивало широкие слои населения, была проведена активная информационная работа по разъяснению его положений. Важно было дойти до каждого человека и объяснить, с какой целью меняются подходы к оказанию государственной социальной помощи. Организована работа горячей линии не только в комитете, но и во всех центрах социальной защиты населения Волгоградской области. Кроме того, осуществлялись телефонные прозвоны, и гражданам подробно разъяснялись введенные критерии нуждаемости и адресности. Во всех населенных пунктах прошли встречи с получателями различных мер социальной поддержки. В выездной работе приняли участие главы администраций городских и сельских поселений, представители ТОСов.
Практика применения новых критериев нуждаемости уже показала свою эффективность. Вместе с тем Социальный кодекс с учетом практики применения будет меняться, дорабатываться. Как отметил губернатор региона А. И. Бочаров, необходимые изменения в Социальный кодекс подскажет сама жизнь.
Социальное казначейство
Эффективной реализации Социального кодекса способствует и разработанная в регионе автоматизированная информационная система «Социальный регистр населения Волгоградской области» (далее — АИС «Соцрегистр»). Это уникальный региональный подход к созданию «социального казначейства».
Действующая в области еще с 2006 года АИС «Социальный регистр населения Волгоградской области» представляет собой не просто регистр получателей всех мер социальной поддержки, а систему управления сферой социальной защиты населения региона, которая позволяет автоматизировать процесс предоставления мер социальной поддержки и оказания государственных услуг, а также осуществлять межведомственное взаимодействие, взаимодействие структурных подразделений комитета и его подведомственных учреждений. Также в регионе функционирует АИС «Регистр получателей социальных услуг Волгоградской области». В этих двух базах аккумулирована вся управленческая информация, необходимая комитету.
Стоит отметить, что в Волгоградской области государственные услуги в сфере социальной защиты населения получают 115 категорий граждан, а количество мер социальной поддержки составляет 92 (в том числе 81 мера предоставляется в виде денежных выплат). В АИС «Соцрегистр» содержится информация о более чем двух миллионах человек (80% населения Волгоградской области), из них получателей услуг, предоставление которых является полномочием ведомства, — более 1,2 миллиона человек (почти 50% от общего числа жителей области).
Сегодня в этой базе собираются данные обо всех лицах и их семьях, которые хотя бы один раз обращались в органы социальной защиты населения за получением какого-либо вида мер социальной поддержки. То есть информация аккумулируется не только по получателям мер социальной поддержки, но и по их семьям, которые, в свою очередь, также могут быть получателями помощи.
Возможности системы
Важно, что концепция «Соцрегистра» создана с учетом всех существующих в законодательстве России подходов к определению состава семьи и позволяет получить сведения по членам семьи во всех возможных разрезах. Например, для оказания государственной социальной помощи в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Для назначения мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, под семьей понимаются состоящие в браке родители (усыновители), мачеха, отчим и их несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети, пасынок, падчерица), родитель (усыновитель) и его несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети). А для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в расчет берется доход граждан, зарегистрированных по одному месту жительства.
Как уже было сказано выше, АИС «Соцрегистр» переросла из простого регистра в автоматизированную систему управления отраслью. На сегодняшний день вся деятельность по предоставлению мер социальной поддержки в регионе управляется комитетом именно через эту систему. С ее помощью осуществляется в том числе ведение и контроль расходования бюджетных средств. В системе формируются заявки на финансовое обеспечение расходов по различным мерам социальной поддержки, выплатные документы для банка и почты.
По факту получения сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия происходит анализ иждивенческого поведения получателя мер социальной поддержки. Например, если он не платит коммунальные и прочие платежи в течение трех месяцев, «Соцрегистр» в автоматическом режиме приостанавливает все выплаты социального характера.
Контроль за расходованием средств и назначением мер соцподдержки
Комитет имеет возможность контролировать расходование бюджетных средств как из федерального, так и из регионального бюджетов. Поскольку репликация баз данных (синхронизация баз данных в центрах социальной защиты населения и комитете) осуществляется ежедневно, комитет практически в режиме реального времени получает актуальные данные по расходованию бюджетных средств.
С помощью АИС «Соцрегистр» осуществляется контроль и за назначением мер социальной поддержки на местах. Система предусматривает единый стандарт автоматизированного механизма предоставления государственных услуг на территории всей Волгоградской области, в основе которого лежат 55 административных регламентов по предоставлению государственных услуг. Назначение мер и осуществление контроля за этим процессом основано на единых для всех пользователей процедурах и требованиях.
Комитет осуществляет автоматизированный контроль за достоверностью и однократностью ввода информации о заявителе и членах семьи. При этом для обеспечения надежности и достоверности информации система предусматривает максимальное использование справочников и классификаторов для ввода данных путем выбора нужных значений, контроль входной информации по типу данных и на допустимые значения реквизитов. Также контролируется право регистрации льготной категории в соответствии с правоустанавливающими документами гражданина.
Осуществляется системный аудит, поскольку при работе в системе все действия специалистов центров социальной защиты населения фиксируются в системном журнале изменений.
Электронный архив, отчетность, аналитика
АИС «Соцрегистр» позволяет формировать для каждой семьи-заявителя электронную карточку, в которую вносится вся необходимая для назначения мер информация, прикрепляются сканированные документы. Благодаря этому граждане обращаются за получением различных видов помощи в клиентскую службу одного окна центра социальной защиты населения с одним пакетом документов, без повторного прохождения целого ряда административных процедур. Поскольку АИС «Соцрегистр» объединяет все задачи в одну систему, по одному получателю вместо нескольких дел, как было ранее, формируется единое личное дело без дублирования копий одних и тех же документов.
Система обеспечивает автоматизированное формирование, хранение и просмотр статистической отчетности и аналитической информации по всем направлениям деятельности центров социальной защиты населения. Всего это порядка 100 различных тематических отчетов и аналитических данных, формируемых путем выборки по заданным параметрам.
В АИС «Соцрегистр» осуществляется и внутриведомственное электронное взаимодействие. В том числе происходит обмен справками в электронном виде между центрами социальной защиты населения. Предусмотрено системой и межведомственное электронное взаимодействие, в развитии которого в последнее время достигнуты значительные успехи.
Таким образом, разработка Социального кодекса — это не просто принятие свода законов, а именно изменение самой системы социальной поддержки населения в регионе, ее структуры и применение принципиально новых подходов к назначению социальных выплат с целью установления единых принципов назначения мер социальной поддержки исходя из адресности и нуждаемости граждан.