Версия для печати 9265 Материалы по теме
Татьяна Вассель
Казначейство России успешно функционирует и развивается уже 15 лет. Однако, несмотря на это, порой приходится сталкиваться с непониманием, решение каких вопросов входит в число полномочий Федерального казначейства. Ниже мы на примере УФК по Ленинградской области попытаемся разобраться, в чем состоит миссия Федерального казначейства и каковы его функции в качестве участника бюджетного процесса. 
Татьяна ВАССЕЛЬ, начальник операционного отдела УФК по Ленинградской области 

Миссия Федерального казначейства. Казначейская система

Миссия Федерального казначейства определена указом Президента РФ № 1556 от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе» и заключается в создании условий для проведения эффективной государственной бюджетной политики. Отвечая всем требованиям бюджетного законодательства на каждом этапе его развития, Федеральное казначейство выполняет назначенную миссию благодаря непрерывному процессу совершенствования своей функциональной деятельности, посредством постоянной модернизации казначейских технологий.

Вступивший в силу в 2000 г. Бюджетный кодекс РФ установил казначейскую систему исполнения бюджетов. В ее основе лежит соблюдение принципа единства кассы, который воплощается в конкретной технологии – технологии единого казначейского счета. При этом казначейская система является не целью, а инструментом, необходимым для работы хорошо организованной бюджетной системы.

Казначейская система исполнения бюджетов в Ленинградской области. Переход на кассовое обслуживание

Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов в Ленинградской области был сложным.

До 2005 г. в области не существовало ни региональных, ни местных казначейских органов. Несмотря на неоднократные заявления УФК по Ленинградской области о готовности исполнять кассовые операции со средствами областных и местных бюджетов, порядок исполнения бюджетов сохранялся прежним. Все региональные и местные налоговые и неналоговые платежи продолжали зачисляться напрямую на счета областного и 29 местных бюджетов Ленинградской области. Это не только создавало неудобства для плательщиков, но и делало невозможным оперативное получение полной информации о кассовых поступлениях бюджетов разных уровней (данные Федерального казначейства, УФНС по Ленинградской области, финансовых органов были достоверными, но отличались по наполнению). Сами счета бюджетов, как и счета бюджетополучателей, были открыты, как правило, в коммерческих банках.

Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов в Ленинградской области был осуществлен правительством области и органами местного самоуправления в сжатые сроки. В немалой степени это было вызвано необходимостью выполнения требований Бюджетного кодекса о переходе с 1 января 2006 г. на кассовое обслуживание исполнения бюджетов в органы Федерального казначейства.

Изменения начались в мае 2005 г., с принятием губернатором Ленинградской области решения о создании регионального и муниципальных казначейств. Муниципальные казначейства, созданные в составе 29 местных финансовых органов, не находятся в подчинении Департамента казначейского исполнения областного бюджета Комитета финансов Ленинградской области, а являются структурными подразделениями органов местного самоуправления.

В течение 2005 г. в 10 муниципальных образованиях области 10 финансовыми органами, отобранными на конкурсной основе, проводилась работа по созданию муниципальных казначейств; постепенно закрывались счета бюджетополучателей в коммерческих банках и открывались лицевые счета в муниципальных казначействах. Однако массовым этот процесс стал лишь в самом конце 2005 г. – начале 2006 г.

В соответствии с решениями правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления, принятыми во исполнение ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, на территории региона был определен единый вариант кассового обслуживания исполнения областного и местных бюджетов – вариант с открытием и ведением единого лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета в органах Федерального казначейства области.

Подготовительный этап

1 января 2006 г. стало для органов Федерального казначейства Ленинградской области своеобразным «моментом истины»: именно тогда про­явился результат всего накопленного опыта и огромной подготовительной работы, проведенной органами Федерального казначейства совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления, финансовыми органами, Главным управлением Банка России по Ленинградской области для выполнения требований бюджетного законодательства в рамках реформы межбюджетных отношений.

Подготовка к переводу на кассовое обслуживание исполнения бюджетов Ленинградской области со стороны органов Федерального казначейства Ленинградской области происходила в условиях высокой неопределенности. Начав эту работу в апреле 2005 г., УФК не располагало информацией о количестве местных бюджетов. Не были известны структура и состав органов местного самоуправления, поскольку выборы депутатского корпуса прошли лишь 9 октября 2005 г., а администрации вновь созданных 222 муниципальных образований были сформированы в ноябре-декабре 2005 г. Тем не менее во многом благодаря настойчивому обращению казначеев Ленинградской области в августе 2005 г. во всех муниципальных образованиях был утвержден вариант кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. При этом решение принималось главами администраций, срок полномочий которых истекал 31 декабря 2005 г.

Переход на кассовое обслуживание осуществлялся в условиях, когда различными участниками бюджетного процесса области решалось одновременно множество функциональных задач. Прежде всего правительством Ленинградской области было принято решение о формировании и исполнении начиная с 1 января 2006 г. бюджетов всех 222 муниципальных образований области в связи с вступлением в силу закона № 131-ФЗ на территории области в полном объеме.

С этого же момента приступили к работе муниципальные казначейства, только что созданные в составе финансовых органов 17 муниципальных районов и одного городского округа, получившие к тому же бюджетные полномочия по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджетов 193 поселений, входящих в их состав. 11 финансовым органам городских и сельских поселений области было предоставлено право самостоятельного осуществления данных бюджетных полномочий.

С 1 января 2006 г. все региональные и местные налоговые и неналоговые доходы стали подлежать зачислению на единый счет УФК по Ленинградской области. И наконец, в этот же день осуществлен перевод на кассовое обслуживание исполнения областного и 222 местных бюджетов органами УФК.

Выстраивая систему

Во вновь сформированных администрациях муниципальных образований области в декабре 2005 г. проводились сложные организационные процедуры, связанные с принятием уставов, государственной регистрацией, приемом-передачей полномочий и утверждением бюджетов. В связи с этим УФК по Ленинградской области было очень важно своевременно и доходчиво донести до органов местного самоуправления необходимые условия перехода на кассовое обслуживание, без реализации которых процесс исполнения местных бюджетов на начальном этапе реализации реформы местного самоуправления на территории Ленинградской области мог бы оказаться под угрозой.

Выступив инициатором и организатором кустовых совещаний с представителями Главного управления Банка России по Ленинградской области, финансовых органов, администраторов доходов, УФК по Ленинградской области настаивало на необходимости совместного решения следующих первоочередных задач.

Задача обеспечения своевременного поступления доходов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Ленинградской области

В 2005 г. было положено начало внедрению системы единых счетов областного и местных бюджетов в Ленинградской области. После подписания соглашения между областным правительством и УФК по Ленинградской области, с 1 января 2005 г. восемь видов региональных налогов и сборов и семь видов местных налогов и сборов по четырем муниципальным образованиям стали зачисляться на единый счет УФК.

В 2005 г. УФК по Ленинградской области заключило 187 соглашений о взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет, в том числе 48 соглашений – с местными администраторами. Практика показала: администраторы поступлений в областной и местные бюджеты, заключившие соглашения о взаимодействии два года назад, не испытывали сложностей при переходе на кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов с 2006 г. Остальные региональные и местные налоговые и неналоговые платежи вплоть до января 2006 г. продолжали поступать напрямую на счета областного и местных бюджетов, минуя единый счет УФК.

Понимая, что предстоящее с января 2006 г. кардинальное изменение порядка их уплаты требует срочного, до конца 2005 г., установления взаимодействия с администраторами доходов, УФК по Ленинградской области неоднократно обращалось к органам местного самоуправления, настаивая на том, что такое сотрудничество и является необходимым условием свое­временного поступления доходов в бюджеты вновь образованных муниципальных образований в 2006 г.

На неоднократных рабочих встречах и совещаниях с представителями органов местного самоуправления, финансовых органов подчеркивалось, что именно администратор поступлений обязан добросовестно вести работу с плательщиками: сообщать реквизиты счета для перечисления платежей, разъяснять порядок оформления платежных документов, уточнять невыясненные поступления. От качества работы администратора во многом зависит наполняемость соответствующего бюджета.

В 2006 г. нужно было сделать все, чтобы доходы в областной бюджет и бюджеты 222 муниципальных образований поступали вовремя и в полном объеме. Учитывая это, УФК по Ленинградской области настойчиво предлагало:
  • оптимизировать работу по формированию Общероссийского классификатора административно-тер­риториальных образований (ОКАТО) (в части территориального раздела по Ленинградской области) и в кратчайшие сроки довести его до УФК по Ленинградской области, финансовых органов Ленинградской области, УФНС по Ленинградской области и всех администраторов неналоговых доходов;
  • в срок до 1 декабря 2005 г. назначить нормативно-правовыми актами Ленинградской области и муниципальных образований администраторов поступлений доходов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований и представить в УФК по Ленинградской области перечни администраторов на 2006 г. для формирования базы данных в программном комплексе по учету доходов;
  • областным и местным администраторам неналоговых доходов: представить в УФК соответствующие законодательные акты Ленинградской области и нормативно-правовые акты муниципальных образований, подтверждающие их полномочия; представить оформленные в установленном порядке карточки образцов подписей администратора поступлений в бюджет; заключить соглашения по информационному взаимодействию и договоры об обмене электронными документами;
  • всем администраторам поступлений в бюджет своевременно разъяснить плательщикам порядок зачисления с 1 января 2006 г. федеральных, региональных и местных налоговых и неналоговых платежей;
  • совместно с Комитетом финансов Ленинградской области, местными финансовыми органами провести в ноябре-декабре 2005 г. совещания с администраторами налогов, сборов и иных платежей по вопросу надлежащего оформления расчетных документов на перечисление платежей на единый счет УФК, обратив особое внимание на указание плательщиками в расчетных документах кодов ОКАТО.
К сожалению, позднее принятие решений о местных бюджетах, наделявших соответствующими полномочиями местных администраторов доходов, помешало последним своевременно установить взаимодействие с органами Федерального казначейства по администрированию доходов. На 27 декабря 2005 г. УФК по Ленинградской области располагало оперативной информацией о принятии решений о местных бюджетах и назначении местных администраторов по 111 муниципальным образованиям области, причем официально в отдел доходов УФК были представлены сведения только по 42 муниципальным образованиям, а полная информация, необходимая для автоматизированной обработки поступлений, была представлена только финансовыми органами трех муниципальных образований.

Отсутствие данных об ИНН и КПП администраторов вызывало серьезную обеспокоенность УФК. Несмотря на это, основная работа по установлению взаимодействия с местными администраторами происходила в первые месяцы 2006 г.

Задача проведения операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам

В соответствии с утвержденным порядком кассового обслуживания до 1 декабря 2005 г. всем 19 отделениям УФК по Ленинградской области были открыты счета на балансовом счете № 40204 «Средства местных бюджетов» в головном расчетно-кассовом центре Главного управления Банка России по Ленинградской области для кассового обслуживания исполнения каждого из 222 местных бюджетов. С 1 января 2006 г. туда стали поступать все платежи, подлежащие зачислению в доход соответствующих местных бюджетов.

В ноябре 2005 г. были подписаны регламенты о порядке и условиях обмена информацией между УФК и Комитетом финансов Ленинградской области, а также между отделениями и финансовыми органами муниципальных образований.

Для получения информации о поступающих доходах и осуществления кассовых выплат 29 местным финансовым органам в 19 отделениях УФК по Ленинградской области было открыто 222 лицевых счета с кодом 02. К сожалению, до завершения процедур государственной регистрации вновь образованных местных администраций лицевые счета местных финорганов не могли быть открыты, поэтому основная работа по их открытию проводилась органами Федерального казначейства в последние дни декабря. О степени напряженности работы говорит тот факт, что к 28 декабря 2005 г. в органах Федерального казначейства области было открыто всего 27 лицевых счетов с кодом 02, остальные 195 – 29 и 30 декабря.

Задача подготовки к осуществлению информационного обмена между органом Федерального казначейства и финансовым (уполномоченным) органом

Подготовка к проведению информационного обмена между органом Федерального казначейства и финансовым (уполномоченным) органом – одно из важнейших условий успешного перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджета. Осуществляться обмен данными должен в электронном виде по защищенным каналам связи с применением цифровой подписи. Необходимость ведения с 1 января 2006 г. электронного документооборота сделала особенно актуальным вопрос о технической готовности местных фин­органов вновь образованных 222 муниципальных образований.

В этих целях до местных финансовых органов области, исполняющих соответствующие местные бюджеты, УФК по Ленинградской области довело минимальные требования к техническому обеспечению для перехода на электронный документооборот. По мере выполнения этих требований до конца 2005 г. со всеми 29 местными финансовыми органами были подписаны договоры об обмене электронными документами и осуществлено подключение к системе электронного документооборота (СЭД) Федерального казначейства.

С февраля 2006 г. обмен электронными документами со всеми финансовыми органами с использованием СЭД стал осуществляться в полном объеме.

С прицелом на будущее

Несмотря на значительные трудности, УФК по Ленинградской области выполнило требование бюджетного законодательства и обеспечило полномасштабный перевод на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета и всех 222 местных бюджетов региона с 1 января 2006 г. Это позволило:
  • централизовать зачисление всех платежей в бюджетную систему на территории Ленинградской области на единый счет, открытый УФК в ГРКЦ Главного управления Банка России по Ленинградской области;
  • усовершенствовать взаимодействие с администраторами поступлений в бюджеты разных уровней путем заключения соглашений и соблюдения единых требований;
  • обеспечить закрытие счетов по учету средств областного и местных бюджетов в коммерческих банках и перевод всех бюджетных средств на счета, открытые УФК в ГРКЦ Главного управления Банка России по Ленинградской области;
  • создать условия для совершенствования порядка открытия и ве­дения лицевых счетов получателей средств областного и местных бюджетов на территории Ленинградской области, а значит, улучшения качества их обслу­живания;
  • получать качественную и оперативную информацию о кассовых поступлениях и выплатах регионального и местных бюджетов, составленную по единым стандартам в разрезе бюджетной классификации и плана счетов;
  • создать условия для полномасштабного перевода на электронный документооборот всех участников бюджетного процесса Ленинградской области: органов Федерального казначейства, администраторов поступлений в бюджеты, финансовых органов, распорядителей и получателей средств;
  • повысить информационный, образовательный и технологический уровень участников бюджетного процесса для взаимодействии с органами Федерального казначейства.
В результате полная, своевременная и достоверная информация органов Федерального казначейства о кассовых операциях бюджетов области, предоставляемая Комитету финансов Ленинградской области и местным финансовым органам, исполняющим бюджеты всех муниципальных образований, позволяет ежедневно оценивать реальный потенциал региона и использовать эти данные при принятии управленческих решений, ускоряет составление отчетности об исполнении консолидированного бюджета области.

Помимо перечисленных позитивных моментов, нужно особо отметить еще один. Казначейская система исполнения бюджета и кассовое обслуживание его исполнения – две неразрывно связанные стороны процесса эффективного управления бюджетной системой. После перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов, очерченное рамками Бюджетного кодекса РФ и порядка кассового обслуживания, отпала необходимость в решении возникающих политических вопросов. В связи с этим в настоящее время участники бюджетного процесса области могут устанавливать более качественное взаимодействие, не выходя за пределы технической сферы. В этом и заключается, на наш взгляд, качественная работа хорошо организованной финансовой системы, располагающей внутренними механизмами совершенствования своей деятельности.

Будучи непосредственными участниками бюджетных реформ и поднявшись на очередную ступень, органы Федерального казначейства отдают себе отчет в том, что впереди безбрежное море новых свершений.

Мы являемся свидетелями и участниками создания новой для России единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства. Идя в ногу с бюджетным законодательством, внедряя новые казначейские технологии, казначеи Ленинградской области вносят достойный вклад в достижение общей стратегической цели – сделать Казначейство России одним из самых передовых в мире.



Справка «Бюджета»

Татьяна Арнольдовна ВАССЕЛЬ, начальник операционного отдела УФК по Ленинградской области

Родилась 2 октября 1969 г. в пос. Павлово Кировского района Ленинградской области.

В 1991 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского.

В 1987–1990 гг. работала на промышленных предприятиях Ленинградской области.

С 1991 г. – специалист 1-й категории финансового отдела Кировского городского Совета народных депутатов Ленинградской области.

1994–2003 гг. – заместитель руководителя отделения – начальник отдела доходов отделения по Кировскому району и городу Шлиссельбургу УФК по Ленинградской области.

2003–2005 гг. – начальник отдела методологии и экономического анализа УФК по Ленинградской области.

С января 2006 г. – начальник операционного отдела УФК по Ленинградской области.

Преподает на курсах повышения квалификации работников территориальных органов Федерального казначейства в Санкт-Петербургском финансово-экономическом колледже.

Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», почетной грамотой губернатора Ленинградской области.



Источник: © Бюджет, 2008, № 2
Поделиться