В том, что касается перечня местных доходов, законодательство на протяжении последних лет практически неизменно. Поэтому сумма налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований остается относительно постоянной величиной. Не претерпевает серьезных изменений и структура доходов. Стабильность налогового законодательства дает возможность прогнозировать ежедневные поступления в городской бюджет.
Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ,
начальник финансового управления администрации города Орска Оренбургской области
Сегодня в обязанности руководства муниципалитета входит координация деятельности по взиманию недоимки с налогоплательщиков территории во все уровни бюджетов бюджетной системы. В городе Орске создана и успешно работает межведомственная комиссия по стабилизации экономики. В состав данной комиссии входят представители администрации города, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску, внебюджетных фондов, федеральных служб. По итогам работы комиссии в бюджеты всех уровней ежегодно поступает дополнительно порядка 1% от всех налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города. Аналогичные комиссии созданы и в той или иной мере успешно функционируют во многих регионах и муниципалитетах. Поэтому сделаем акцент не на работе по взысканию недоимки, а на обеспечении точности прогнозирования объема поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет и оперативности получения информации о поступивших доходах, что является определяющим фактором качественной организации бюджетного процесса.
Контролировать исполнение бюджета можно ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но необходимо выстроить такую систему анализа, с помощью которой можно было бы более точно спрогнозировать поступление доходов в бюджет в текущем финансовом году с целью оценки возможности исполнения принятых обязательств. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию между структурами, участвующими в процессе исполнения бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125 финансовые органы могут получать ранее недоступную для анализа информацию от Федерального казначейства о фактически уплаченных суммах налоговых и неналоговых платежей в разрезе плательщиков.
На основе данных налоговой службы о количестве налогоплательщиков с разбивкой по видам деятельности, суммах налога, полученного от той или иной категории плательщиков, и информации Федерального казначейства мы по каждому доходному источнику разработали индивидуальную аналитическую таблицу.
К основным налоговым источникам, определяющим объем доходной части муниципального бюджета, относятся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество. Из перечисленных платежей меньше всего на изменения экономической ситуации реагируют имущественные налоги, поскольку для каждого плательщика они имеют фиксированную налогооблагаемую базу и ставку. А вот налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход тесно связаны с состоянием экономики. Поэтому остановлюсь подробнее только на этих крупных доходных источниках.
Необходимо отметить, что анализ проводился в два этапа: на первом использовался общий подход ко всем налогам, на втором рассматривались особенности уплаты налогов в зависимости от категории налогоплательщиков. Задачей первого этапа являлось более точное формирование кассового плана по доходам на очередной финансовый год. Для этого были использованы данные о фактически уплаченных суммах в местный бюджет по каждому налогу начиная с 2012 года. Мы сделали помесячную разбивку поступлений по каждому налоговому источнику, вывели средний ежемесячный процент поступлений за последние три года. Это позволило более точно спрогнозировать кассовый план поступления доходов по месяцам. Итоги 2015 и 2016 годов показали, что такой подход дает низкую погрешность. На втором этапе был проведен более детальный анализ.
Налог на доходы физических лиц
Первоначально мы разбили плательщиков НДФЛ на три основные группы:
- крупные предприятия города;
- государственные и муниципальные учреждения и предприятия, находящиеся на территории города;
- прочие налогоплательщики (в нашем случае это в основном малый и средний бизнес).
Затем провели оценку удельного веса каждой группы в структуре НДФЛ. По каждой группе ежемесячно формируются данные о фактически уплаченных суммах в бюджет города Орска (таблица 1). Анализ фактических поступлений по каждой группе на предмет изменения (рост или снижение) суммы уплаты налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, расчет удельного веса группы в составе налога позволили более точно спрогнозировать ожидаемые поступления НДФЛ в текущем финансовом году как по каждой группе, так и в целом по налогоплательщикам.
Кроме того, изучение поступлений по каждой группе показало, как состояние экономики влияет на работу каждого крупного предприятия: оно полноценно живет и продолжает развиваться или же пытается выжить и переждать экономический кризис. Отпала необходимость обращаться непосредственно на предприятия (руководство которых неохотно предоставляет информацию о своих планах) для того, чтобы определить влияние тенденции изменения фонда труда на объем НДФЛ. Ежемесячно исходя из имеющихся данных и с учетом данных статистической отчетности мы можем просчитать корректировки ожидаемых поступлений налога по соответствующей категории налогоплательщиков.
Анализ позволил определить уровень защищенности работников бюджетной сферы, изменение размера заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях города, оценить, как выполняются майские указы Президента РФ. Мы смогли узнать и уровень стабильности заработной платы, выплачиваемой в сфере среднего и малого бизнеса, проследить влияние экономической ситуации на этот показатель, увидеть, как выживает субъект малого и среднего предпринимательства, экономит ли на выплате заработной платы своим работникам. В итоге при объединении результатов анализа по всем этим направлениям мы получили реальную картину по ожидаемым поступлениям в текущем финансовом году налога на доходы физических лиц.
Налоги на совокупный доход
При проведении анализа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2), использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налога в городской бюджет и данные отчетности налоговой службы в разрезе налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Для анализа поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, также использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налогов в городской бюджет (таблица 3). Подход ко всем категориям налогоплательщиков единый. Из отчетности налоговой службы выбираются сведения о количестве налогоплательщиков по каждому налогу и сумме фактически уплаченного налога. Все вместе это позволяет определить сумму налоговой массы, приходящейся на одного плательщика, и проследить ее изменение, характеризующее снижение или увеличение налогового бремени на одного налогоплательщика в течение анализируемого периода. Также мы запрашиваем информацию у налогового органа о фактически уплаченных суммах налога по основным видам предпринимательской деятельности (таблица 4).
Систематизация данной информации позволяет отслеживать направление развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования в зависимости от экономической ситуации. Мы получаем ответ на вопрос, какой вид деятельности развивается, а какой идет на спад, и возможность спрогнозировать отклонение поступлений налогов на совокупный доход в текущем году от запланированных ранее показателей при формировании бюджета.
Анализ показал, что в нынешних экономических условиях прослеживается тенденция перехода налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Подтверждать расходы стало значительно легче, потому что они существенно увеличились в денежном выражении.
Результат проводимого анализа позволил:
- оценить ситуацию по отдельным видам деятельности среднего и малого бизнеса;
- более точно прогнозировать поступление доходов в бюджет по данному источнику.
Подробный анализ фактических поступлений дает возможность ежемесячно видеть реальную картину поступлений платежей в бюджет и понимать причины их снижения. Ведь не всегда уменьшение поступлений по доходам в каком-то месяце можно рассматривать как катастрофу — возможно, следующий месяц восполнит эти потери. Такой принцип анализа по рассмотренным налогам можно адаптировать и на другие налоговые и неналоговые платежи.
Взаимодействие с налоговой службой
Проведенная работа по анализу доходов местного бюджета стала возможной во многом благодаря сотрудничеству администрации города Орска и инспекции ФНС по городу Орску. Сотрудники налоговой службы принимают активное участие в разработке проектов решений городского Совета депутатов, касающихся налогов, оперативно предоставляют информацию о поступлениях налогов в городской бюджет и их возврате, о задолженности, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе исполнения бюджета города.
Большая практическая помощь со стороны ИФНС была оказана при разработке и принятии проекта решения городского Совета об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Специалисты ИФНС провели анализ налогооблагаемой базы, в результате которого не только были установлены налоговые ставки, но и выявлены проблемы, которые возникнут при исчислении налога в новых условиях. Также в настоящее время Федеральной налоговой службой разработано и внедряется программное обеспечение «Анализ имущественных налогов». Данный программный продукт предоставляет информацию для следующих целей:
- анализа качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретных муниципальных образований, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;
- анализа и прогнозирования налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
- моделирования поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.
Таблица 1. Анализ налога на доходы физических лиц
Показатель |
Единица измерения |
Январь |
Февраль |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
|
Средний процент поступлений в месяце в году за период |
% |
6,1 |
8,4 |
... |
8,9 |
12,6 |
100,0 |
Первоначальный план 2016 г. |
тыс. руб. |
38 908,3 |
53 605,6 |
... |
57 049,5 |
80 635,9 |
641 692,1 |
Окончательный план 2016 г. |
тыс. руб. |
... |
714 768,2 |
||||
Факт 2016 г. |
тыс. руб. |
37 413,2 |
55 913,8 |
... |
56 990,0 |
91 670,0 |
719 904,2 |
Факт уплаты учреждениями (ФГУ, ГУ, МУ) |
тыс. руб. |
9295,8 |
16 472,9 |
... |
16 405,0 |
26 112,4 |
193 954,6 |
Процент уплаты налога учреждениями в общей массе налога |
% |
24,8 |
29,5 |
... |
28,8 |
28,5 |
26,9 |
Факт уплаты крупными предприятиями (20 предприятий) |
тыс. руб. |
11 431,9 |
12 547,2 |
... |
14 756,7 |
20 376,6 |
200 091,5 |
Процент уплаты налога предприятиями в общей массе налога |
% |
30,6 |
22,4 |
... |
25,9 |
22,2 |
27,8 |
Факт уплаты по прочим налогоплательщикам |
тыс. руб. |
16 685,5 |
26 893,7 |
... |
25 828,3 |
45 181,0 |
325 858,1 |
Процент уплаты прочими налогоплательщиками в общей массе налога |
% |
44,6 |
48,1 |
... |
45,3 |
49,3 |
45,3 |
Процент исполнения первоначального плана |
% |
96,2 |
104,3 |
... |
99,9 |
113,7 |
112,2 |
Процент исполнения окончательного плана |
% |
... |
100,7 |
||||
Процент поступлений месяца к годовым поступлениям |
% |
5,2 |
7,8 |
... |
7,9 |
12,7 |
100,0 |
Возврат НДФЛ (ФСК — юрлица) |
тыс. руб. |
327,0 |
... |
327,0 |
|||
Возврат НДФЛ (физлица) |
тыс. руб. |
1306,1 |
15 134,3 |
... |
153 506,0 |
Таблица 2. Анализ налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
Показатель |
Ед. изм. |
Январь |
Февраль |
... |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Первоначальный план 2016 г. |
тыс. руб. |
11 085,3 |
10 448,0 |
... |
6947,3 |
6768,9 |
255 004,5 |
В том числе: доходы |
тыс. руб. |
9233,0 |
7088,6 |
... |
4449,2 |
4989,0 |
163 601,7 |
доходы минус расходы |
тыс. руб. |
1852,3 |
3359,4 |
... |
2498,1 |
1779,9 |
91 402,8 |
Окончательный план 2016 г. |
тыс. руб. |
... |
275 700,6 |
||||
В том числе: доходы |
тыс. руб. |
... |
191 405,6 |
||||
доходы минус расходы |
тыс. руб. |
... |
84 295,0 |
||||
Факт 2016 г. |
тыс. руб. |
7964,9 |
13 400,3 |
... |
12 629,3 |
12 541,7 |
280 742,3 |
В том числе: доходы |
тыс. руб. |
6647,8 |
10 823,1 |
... |
10 968,2 |
8931,8 |
194 837,4 |
доходы минус расходы |
тыс. руб. |
1317,1 |
2577,2 |
... |
1661,1 |
3609,9 |
85 904,9 |
Процент исполнения первоначального плана |
% |
71,9 |
128,3 |
... |
181,8 |
185,3 |
110,1 |
В том числе: доходы |
% |
72,0 |
152,7 |
... |
246,5 |
179,0 |
119,1 |
доходы минус расходы |
% |
71,1 |
76,7 |
... |
66,5 |
202,8 |
94,0 |
Процент исполнения окончательного плана |
% |
... |
101,8 |
||||
В том числе: доходы |
% |
... |
101,8 |
||||
доходы минус расходы |
% |
... |
101,9 |
||||
Процент поступлений месяца в году |
% |
2,8 |
4,8 |
... |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
В том числе: доходы |
% |
3,4 |
5,6 |
... |
5,6 |
4,6 |
69,4 |
доходы минус расходы |
% |
1,5 |
3,0 |
... |
1,9 |
4,2 |
30,6 |
Таблица 3. Анализ единого налога на вмененный доход
Показатель |
Ед. изм. |
Январь |
Февраль |
... |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Средний процент поступлений в месяце в году за период |
% |
20,9 |
2,1 |
... |
1,8 |
2,4 |
100,0 |
Первоначальный план 2016 г. |
тыс. руб. |
12 726,2 |
1297,5 |
... |
1118,0 |
1475,9 |
60 831,5 |
Окончательный план 2016 г. |
тыс. руб. |
... |
53 726,8 |
||||
Факт 2016 г. |
тыс. руб. |
11 141,7 |
1649,4 |
... |
1375,2 |
1020,9 |
53 847,7 |
Процент исполнения первоначального плана |
% |
87,5 |
127,1 |
... |
123,0 |
69,2 |
88,5 |
Процент исполнения окончательного плана |
% |
... |
100,2 |
||||
Процент поступлений месяца в году |
% |
20,7 |
3,1 |
... |
2,6 |
1,9 |
100,0 |
Таблица 4. Анализ ЕНВД по видам деятельности
Показатель |
Ед. изм. |
Январь |
Февраль |
... |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
Процент роста к прошлому году |
Фактическое поступление по основным категориям 2013 г. |
||||||||
Торговля |
тыс. руб. |
12 100,0 |
719,0 |
... |
572,0 |
716,0 |
46 293,0 |
|
Транспорт |
тыс. руб. |
1214,0 |
84,0 |
... |
91,0 |
78,0 |
4738,0 |
|
Фактическое поступление по основным категориям 2014 г. |
||||||||
Торговля |
тыс. руб. |
8930,0 |
906,0 |
... |
943,0 |
863,0 |
45 180,0 |
97,6 |
Транспорт |
тыс. руб. |
836,0 |
77,0 |
... |
287,0 |
172,0 |
4982,0 |
105,1 |
Фактическое поступление по основным категориям 2015 г. |
||||||||
Торговля |
тыс. руб. |
8469,0 |
719,0 |
... |
950,0 |
820,0 |
43 465,0 |
96,2 |
Транспорт |
тыс. руб. |
998,0 |
136,0 |
... |
241,0 |
168,0 |
4972,0 |
99,8 |
Фактическое поступление по основным категориям 2016 г. |
||||||||
Торговля |
тыс. руб. |
10 059,9 |
... |
20 903,0 |
48,1 |
|||
Транспорт |
тыс. руб. |
1810,4 |
... |
1929,4 |
38,8 |