Стремительное развитие технологий меняет мир буквально на наших глазах. Причем меняется не только его материальная составляющая — автомобили, бытовая техника или гаджеты. Сегодня мы становимся свидетелями фундаментальных изменений в системах, которые складывались столетиями. Ярким примером тому служат блокчейн-технологии.
Грядут перемены
Каждый дееспособный гражданин хотя бы раз в жизни проводил денежные транзакции, совершал сделки с недвижимостью или страховал имущество. При этом во время совершения сделки или проведения транзакции между сторонами практически всегда присутствует третье лицо (условно назовем его посредником): банковский специалист, нотариус или страховой агент. Участие в сделках или операциях таких посредников увеличивает время на оформление документов и повышает расходы, которые идут на вознаграждение посредников.
Если смотреть на проблему шире, к числу посредников можно причислить и государственных служащих — например, специалистов по регистрации недвижимого имущества или даже работников загса, которые регистрируют брак. Нигде не обходится без документов, которые скрепляются подписями сторон и заверяются уполномоченными органами.
Можно ли отказаться от таких посредников? В теории да, но при условии, что в обществе не останется мошенников и все будут верить друг другу на слово. До создания такого идеального общества человечеству еще далеко, поэтому вся надежда на технический прогресс.
Блокчейн (blockchain, «цепь блоков») — именно та технология, которая позволяет избавиться от посредников и осуществлять денежные переводы или сделки напрямую между участниками процесса. Эта технология может использоваться практически во всех сферах. Некоторые специалисты, оценивая ее дальнейшие перспективы, по значимости сравнивают появление технологии блокчейн с изобретением интернета.
Все гениальное просто
Главная идея блокчейна — децентрализация системы при отсутствии управляющего органа. Проще говоря, система не контролируется никем и в то же время контролируется всеми.
Технологически все устроено просто. Для наглядности можно взять молекулу ДНК, в которой содержится вся информация об организме. Цепочку блоков (структура блокчейна), в которых заключены все данные о транзакциях и иных сделках между участниками системы, можно сравнить с молекулами, которые составляют единый организм. При формировании новых блоков вся предшествующая информация копируется, и так по нарастающей — то есть в каждом новом блоке содержится информация по всем операциям, сделкам, транзакциям, когда-либо осуществленным в системе.
Три базовых принципа блокчейна — открытость, распределение и защита. Все пользователи системы образуют единую сеть, информация хранится в каждом персональном компьютере в блоках. Такую систему технически невозможно вывести из строя — то есть взломать десятки миллионов компьютеров, которые находятся во всех уголках земного шара. По той же причине нельзя изменить содержащуюся в блоках информацию: система практически неуязвима именно благодаря своей децентрализации. В ней нет контролирующих органов, администраторов или модераторов. Только цепочка блоков и участники процесса, каждый из которых сам отвечает за свои действия. Каждый может проверить каждого: в блокчейне нет вип-персон и авторитетов.
Пользователей блокчейна можно разделить на две неравномерные группы. Первая — простые пользователи, которые оставляют записи о проведенных транзакциях или сделках, вторая — так называемые майнеры, или шахтеры. В их задачу входит аккумуляция записей простых участников системы, формирование блоков и их последующая рассылка всем участникам системы.
Вся информация системы зашифрована. Каждый пользователь обладает криптографическим ключом, который создается из набора букв и цифр посредством специального алгоритма. Обладая ключом, можно просматривать любую информацию системы, которая не является конфиденциальной. Если обладатель ключа попытается изменить информацию, которая содержится в блоках, система автоматически изменит шифр ключа и доступ к системе будет утрачен.
Возможность или угроза?
Все новое, да еще и столь стремительно развивающееся, всегда вызывало живой интерес у властей. Одни правители боятся любых, даже незначительных изменений, опасаясь за прочность старых устоев. Другие, напротив, видят в развитии благо. Не исключение и блокчейн, споры о котором не утихают уже несколько лет.
Многие государства с опаской относятся к таким глобальным переменам. В первую очередь опасения высказываются в связи с криптовалютами. Здесь стоит подчеркнуть, что далеко не все обыватели и даже государственные деятели различают такие понятия, как «блокчейн-технологии» и «биткоины».
Отчасти они правы. Биткоин использует принципы блокчейна — децентрализацию, формирование и шифрование блоков, которые хранятся у каждого участника системы. Для биткоинов не нужны центробанки и прочие управляющие органы. Система автономна и подчинена определенным алгоритмам, а отсутствие посредников делает транзакции фактически бесплатными. Курс устанавливается путем сложных математических расчетов. Но все же биткоины — это деньги (пусть и виртуальные), а блокчейн — это система как таковая.
Скептики говорят о том, что биткоины не обеспечены ничем. Однако нечто подобное в истории человечества можно было слышать не раз. Так, у некоторых народов деньгами выступали ракушки, трудно сказать, чем обеспечивались они — возможно, объемом легких ныряльщика.
Долгое время деньги изготавливались из драгоценных металлов и сами по себе представляли ценность, равную номиналу, отчеканенному на них. Затем стали печатать бумажные деньги, но все были уверены, что они обеспечены золотом. В ХХ веке случилась знаменитая история с президентом Франции Де Голлем, который потребовал от США обменять доллары, имеющиеся у Французской Республики, на золото. В итоге доллар официально перестал обеспечиваться золотом. Сегодня многие говорят о том, что доллар не обеспечен ничем и это просто бумага, однако американская валюта по-прежнему ведущая в мире, и непохоже, чтобы ее статус изменился в ближайшее время.
Так почему бы валюте, которая защищена от дополнительных эмиссий, не зависит от управления узкой группы людей, которая даже не печатается на бумаге, не стать глобальным финансовым инструментом? Какие угрозы могут нести биткоины государствам? На первый взгляд никаких. В первую очередь ввиду мизерной доли криптовалют на мировом валютном рынке. Однако со временем все может измениться. Если биткоины ждет стремительное развитие и их доля значительно возрастет, многие государственные и частные структуры, обслуживающие преимущественно финансовые операции, станут просто не нужны.
В банковском мире прекрасно понимают серьезность ситуации. К чему может привести отставание от новых технологий, банкирам объяснять не надо, поэтому они уже предпринимают попытки встроить биткоины в традиционную финансовую систему. В прошлом году свыше 40 крупнейших банковских структур, в числе которых такие гиганты, как Goldman Sachs, JP Morgan, Bank of Amerika, создали консорциум R3 для фундаментального изучения криптовалют.
В настоящее время в международной финансовой среде обсуждается вопрос об отказе от международной системы SWIFT в пользу системы на основе блокчейн-технологий. Кроме того, новые технологии рассматриваются как эффективный метод борьбы с мошенниками с помощью общедоступной базы данных.
Противники криптовалют напирают в первую очередь на возможное использование тайных транзакций в террористических целях и для торговли наркотиками. Сторонники «новых денег» приводят не менее веский контраргумент, говоря о том, что террористы или наркоторговцы могут пользоваться и обычными деньгами, но это не становится поводом для запрета валюты как таковой.
Некоторые специалисты утверждают, что биткоин — это финансовая пирамида. Правы они или нет, покажет время, но если это и пирамида, то очень сложная, потому что ключевое для блокчейна понятие «децентрализация» противоположно слову «пирамида», предполагающему наличие четко выстроенной вертикальной структуры.
Мнения разделились
В России наиболее заметным сторонником новых технологий стал глава Сбербанка Г. О. Греф, который не раз положительно отзывался о блокчейне и криптовалютах. Его мнение не разделяют в Министерстве финансов, где даже высказались за введение уголовной ответственности за использование криптовалют (являющихся, по мнению Минфина России, суррогатными деньгами). Последнюю идею поддержал и Следственный комитет.
Тем временем, представители платежной системы Qiwi заявили о готовности сотрудничать с российским правительством на новой финансовой нише и даже ввести в обращение национальную российскую криптовалюту — битрубль. Впрочем, эксперты скептически относятся к этой идее: для этого придется существенно менять российское законодательство.
Знаменательное событие произошло 22 октября 2015 года, когда Суд Европейского союза вынес решение об освобождении от НДС операций по обмену биткоинов. В самом постановлении транзакции с биткоинами были приравнены к операциям с валютой.
Японские власти не обращали внимания на оборот криптовалют до весны 2014 года, но после краха Mt.Gox (биржа цифровых валют) в правительстве Японии заявили о необходимости регулирования рынка криптовалют. В настоящее время в стране разрабатываются нормы налогообложения оборота биткоинов.
В декабре 2013 года Народный банк Китая вынес решение о запрете операций с криптовалютами. А через три месяца, в марте следующего года, вышло новое постановление: в нем всем китайским финансово-кредитным организациям предписывалось закрыть счета на веб-ресурсах, осуществляющих операции с биткоинами.
В США на основании распоряжения службы внутренних доходов, при налогообложении криптовалюты считаются имуществом. Из этого следует, что тот, кто инвестирует в биткоины с целью получения прибыли, получает ее от прироста капитала, а не от разницы валютных курсов. Иными словами, в отличие от обмена обычных денег на товары при перепродаже биткоинов придется платить налог на разницу между их стоимостью при продаже и покупке.
Блокчейн и государство
Некоторые аналитики выстраивают на первый взгляд фантастические теории о том, что в будущем блокчейн-технологии упразднят сам институт государства. Менее радикальные прогнозисты настолько далеко в будущее не заглядывают и выделяют три основных направления, по которым новые технологии будут развиваться в обозримой перспективе.
Самое очевидное и уже практикуемое — это использование блокчейна для передачи прав собственности на любое имущество. Например, биржа NASDAQ начала разработку закрытой блокчейн-системы, которая будет фиксировать сделки частных фирм.
Вообще же по части внедрения блокчейн-технологий впереди планеты всей Эстония. В этой маленькой прибалтийской стране новые технологии уже применяются на биржах, в банковском секторе, нотариате и даже медицине. Реализация проекта Bitnation позволила его участникам получать доступ к нотариальным услугам в системе блокчейн. Эстонцы из любой точки мира могут зарегистрировать брак, уведомить о рождении ребенка для получения свидетельства о рождении и совершить некоторые коммерческие сделки.
Второе направление напрямую вытекает из первого — надежная фиксация и гарантированная сохранность всего, чего угодно: от авторских прав на изобретение или снятый клип до исторических хроник.
Умные дома уже реальность, не за горами и другие чудеса. С большой долей вероятности можно предположить, что через
Это недалекое будущее, а уже сегодня власти Гондураса заключили договор с американским стартапом децентрализованного хранения информации Factom на разработку системы учета собственности на земельные участки. Дело в том, что последние несколько столетий гондурасцы страдают из-за отвратительного кадастра недвижимости. При утрате, подлоге или порче кадастровых записей человек может оказаться на улице, и такие случаи в этой стране не редкость. Можно не сомневаться в том, что новые технологии решат многовековую проблему гондурасцев.
Два первых направления таят угрозу для государств с забюрократизированной системой управления в связи с тем, что при интенсивном внедрении блокчейн-технологий на государственном уровне без работы могут оказаться десятки тысяч чиновников. Сотрудники контролирующих органов, регистраторы, нотариусы, налоговики — всем им попросту нечего будет делать, и государству придется выплачивать им пособие по безработице и предпринимать какие-то шаги для их трудоустройства.
В некоторых странах уже сейчас апробируется идея безусловного дохода, который обеспечивает достойный уровень жизни всем гражданам вне зависимости от того, работают они или нет. Учитывая автоматизацию производственных процессов и внедрение блокчейн-технологий, времена безусловного дохода, по крайне мере в развитых странах, не за горами.
Ну и, пожалуй, главная угроза, актуальная в основном для государств с авторитарными режимами, — возможность электронного голосования. Блокчейн-выборы невозможно фальсифицировать, а всю подноготную кандидатов (от имущественной декларации до деловой репутации) можно узнать в несколько кликов и быть уверенным, что информация подлинная.
В «стране блокчейн» любой желающий сможет проверить, как расходуется региональный или национальный бюджет. Здесь невозможно будет дать взятку, а нечистые на руку следователи не смогут сфабриковать обвинение, например в неуплате налогов. Там, где все контролируется всеми, государственные институты (количественно сокращенные на порядки) будут выполнять лишь технические функции по обслуживанию децентрализованного сообщества.
Пока все это звучит как утопия, но как знать — может быть, следующие поколения людей будут жить в мире, где наиболее важные решения будут приниматься без посредников в лице президентов, королей или султанов. Если история нас чему-то и учит, так это тому, что прогресс в итоге всегда побеждает и будущее обязательно настает.
Я. М. КОЛОСОВ