В национальном рейтинге прозрачности государственных закупок по итогам минувшего года Тамбовская область оказалась в тройке лидеров, уступив лишь российской столице и Республике Татарстан. О том, что представляет собой контрактная система региона, рассказывает первый заместитель главы администрации Тамбовской области, руководитель аппарата главы администрации области Олег Олегович ИВАНОВ.
— Олег Олегович, что, на ваш взгляд, главное в работе органов власти по развитию контрактной системы Тамбовской области?
— Президент России В. В. Путин в своих выступлениях не раз говорил о необходимости совершенствования государственных и муниципальных закупок. Глава государства поставил задачу сформировать такую систему, которая снизит коррупцию, обеспечит максимальную прозрачность — начиная с планов закупки и заканчивая исполнением самих контрактов. Этот посыл и определил наши главные цели в сфере государственных закупок. В центре внимания находилось повышение эффективности и результативности использования средств бюджета, направленных на обеспечение нужд заказчиков и удовлетворение потребностей населения области.
Если быть более конкретным, то в 2016 году был осуществлен перевод госзакупок в электронный формат, создана централизованная система контрактных отношений, объединяющих областной и муниципальный уровни заказчиков, расширена практика проведения совместных закупок. Мы активно проводили работу с поставщиками и осуществляли поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства области.
— Расскажите о результатах 2016 года.
— В 2016 году областными заказчиками направлено в уполномоченный орган 8,7 тысячи заявок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Общее количество объявленных закупок составило 7,7 тысячи единиц на общую сумму более 12,2 миллиарда рублей. Прямая экономия, образовавшаяся в результате проведенных конкурентных закупочных процедур, составила более 1,1 миллиарда рублей, или 9,8 процента.
Подчеркну, прямая экономия — это важнейший показатель, позволяющий судить об эффективности работы уполномоченного органа и контрактных служб заказчиков и характеризующий контрактную систему области в целом. В среднем на одну закупочную процедуру поступало три заявки, что свидетельствует о достаточно высоком качестве конкурентной среды.
— В списке первоочередных задач вы назвали перевод госзакупок в электронный формат. Сегодня это один из главных трендов в сфере контрактной системы. Как в области идет этот процесс?
— На протяжении 2016 года мы решали задачу по переходу на электронный документооборот с областными заказчиками при проведении закупочных процедур, а также по созданию государственной региональной информационной системы в сфере закупок. Ее преимущества очевидны: системное управление закупками через уполномоченный орган; создание единого информационного пространства, объединяющего процесс осуществления закупок и процесс исполнения бюджета; интеграция региональной информационной системы с единой информационной системой в сфере закупок. Кроме того, в ближайшей перспективе региональная информационная система обеспечит готовность контрактной системы области к переводу всех конкурентных способов определения поставщиков в электронный формат.
— Одной из основных задач вы назвали развитие централизованной системы контрактных отношений, объединяющей областной и муниципальный уровни заказчиков. По вашему мнению, данный инструмент позволяет экономить бюджетные деньги?
— Прежде всего отметим, что в настоящее время в Тамбовской области централизованная система закупок функционирует для государственных заказчиков области. То есть все областные заказчики осуществляют закупки через уполномоченный орган — комитет государственного заказа области. Однако столь же значительный объем средств бюджета находится и в сфере закупок муниципальных заказчиков. Вместе с тем эффективность закупочных процессов, проходящих на муниципальном уровне, значительно ниже, чем на областном. Экономия, достигнутая по результатам муниципальных торгов в целом, составляет около трех процентов. Для сравнения: областной показатель, как уже сказано выше, 9,8 процента.
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека материалов, посвященная централизации закупок. С полным списком материалов можно ознакомиться по ссылке.
Целесообразность централизации закупок в Тамбовской области подтвердили также и данные рейтинга субъектов РФ, подготовленного при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ в 2015 году. Результаты многофакторного анализа, куда были включены индексы экономности, конкуренции, планирования, закрепили позицию региональных заказчиков Тамбовской области на пятом месте среди 85 субъектов. Вместе с тем эффективность закупочной деятельности муниципального уровня региона отмечена лишь на
Все это способствовало тому, что в 2016 году было принято решение о создании в области централизованной закупочной системы, объединяющей областной и муниципальный уровни заказчиков. К настоящему времени проделана большая работа в данном направлении, приняты нормативные правовые акты, позволяющие подготовить все уровни заказчиков области к переходу к централизованной системе.
Для дальнейшего развития централизованной системы закупок создано Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок». Таким образом, два основных звена названной данной системы — комитет государственного заказа области и региональный центр — сконцентрируют свои усилия на создании в области централизованной системы контрактных отношений. Это позволит минимизировать риски нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе на муниципальном уровне.
В настоящее время подготовлен пакет документов, направленных на модернизацию региональной информационной системы в части включения в единое информационное пространство муниципальных заказчиков. В результате централизация коснется закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет предоставляемых из областного бюджета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Предварительные прогнозы специалистов позволяют рассчитывать на дополнительную ежегодную экономию средств бюджета области до 500 миллионов рублей.
— Один из способов сокращения количества процедур и повышения прозрачности торгов — проведение совместных закупок. Насколько активно в области используется данный механизм?
— Безусловно, практика проведения совместных торгов является эффективной формой взаимодействия заказчиков в рамках контрактной системы.
В 2016 году работа по совершенствованию механизма проведения совместных торгов была продолжена и строилась на качественно новом уровне. В апреле был реализован функционал электронного документооборота на этапе предварительного формирования совместной закупочной документации, а также была переработана схема взаимодействия комитета государственного заказа, организаторов и заказчиков совместных торгов. Результаты этой работы проиллюстрированы в таблице.
Активными инициаторами совместных закупок выступают учреждения, подведомственные управлениям здравоохранения, социальной защиты и семейной политики, образования и науки области. Основной номенклатурой товаров, выставляемых на торги, являются лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, продукты питания, хозяйственно-бытовые товары.
В 2016 году в единой информационной системе комитет разместил 339 совместных закупок на сумму более 1,3 миллиарда рублей. Прямая экономия по результатам проведения совместных торгов составила более 244 миллионов рублей, или 18,9 процента. Это дает основания говорить о том, что механизм совместных закупок эффективен и его дальнейшее развитие и применение будет продолжено.
— Повышению прозрачности госзакупок в немалой степени способствуют такие методы, как типизация документации, стандартизация закупочных процессов, каталогизация. Вы работаете в данных направлениях?
— Да, конечно. Для соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в области разработаны рекомендации для должностных лиц заказчиков (контрактных управляющих, работников контрактных служб), осуществляющих описание объекта закупки. Кроме того, разработаны типовые формы закупочной документации для проведения электронного аукциона на поставку автомобилей, оборудования и техники, оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (в том числе и техники, содержащей источники излучения).
В тесном взаимодействии с заказчиками продолжается формирование библиотеки типовых контрактов. Сейчас библиотека содержит 32 контракта для различных сфер деятельности государственных заказчиков, таких как приобретение лекарственных препаратов, оказание услуг по обучению и профессиональной переподготовке, санаторно-курортному лечению граждан. При участии главных распорядителей средств бюджета прорабатывается вопрос внедрения в электронный документооборот возможности формирования проектов контрактов на поставку продуктов питания и автомобильного топлива.
— Какое внимание в рамках развития областной системы госзакупок уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства?
— Как известно, в соответствии с Законом № 44‑ФЗ одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является проведение для них специализированных процедур, а также установление обязанности заказчиков осуществлять такие закупки в объеме не менее чем 15 процентов их совокупного годового объема. В нашей области в минувшем году количество проведенных специализированных закупочных процедур для СМП и СОНО составило 2,6 тысячи единиц. Сумма контрактов, заключенных в отчетном периоде с указанной категорией хозяйствующих субъектов по результатам специализированных закупочных процедур, составила более 1,9 миллиарда рублей, или 18,5 процента от общей стоимости заключенных государственных контрактов.
Помимо проведения специализированных закупочных процедур для СМП и СОНО Законом № 44‑ФЗ предусмотрена еще одна форма их поддержки — проведение закупочных процедур с обязательным требованием о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта. Так, в минувшем году общая стоимость заключенных контрактов и договоров субподряда с СМП, СОНО составила 2,5 миллиарда рублей, или 24 процента от общей стоимости заключенных государственных контрактов. Суммарная стоимость договоров субподряда по завершенным закупкам с установленным обязательным требованием привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО составила более 588 миллионов рублей.
— В области как-то пытаются вовлечь в государственные закупки большее число предпринимателей?
— Поставщики, подрядчики, исполнители являются равноправными участниками контрактной системы региона, поэтому в области принимаются меры, направленные на более широкое привлечение тамбовских предпринимателей к участию в государственных закупках: проводятся совместные совещания, круглые столы и семинары с их участием.
В прошлом году наиболее ярким таким мероприятием стало проведение в рамках VI Международной Покровской ярмарки в Тамбове бизнес-сессии заказчиков и поставщиков. В дискуссии приняли участие поставщики не только из нашего региона, но из Липецкой, Воронежской областей, а также крупные тамбовские государственные заказчики. В переговорах тамбовских поставщиков с представителями заказчиков принял участие глава администрации области А. В. Никитин.
На наш взгляд, было важно создать систему информационного посредничества и делового общения между заказчиками и поставщиками с использованием ресурсов администрации Тамбовской области. При этом особое внимание уделялось привлечению малого бизнеса, испытывающего трудности в работе на рынке государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Необходимо отметить, что многие представители даже тамбовских заказчиков в ходе мероприятия открыли для себя новых местных производителей качественной продукции, которая позволит удовлетворить спрос потребителей.
Принимаемые меры позволили достичь положительных результатов в данном направлении. Так, доля контрактов, заключенных с представителями малого бизнеса Тамбовщины, от общего количества заключенных контрактов с СМП и СОНО составила в 2016 году 53,3 процента. При этом общая сумма заключенных контрактов с представителями малого бизнеса области составила более 659 миллионов рублей.
— На решении каких задач вы сконцентрируете внимание в сфере госзакупок в 2017 году?
— Естественно, работа, направленная на развитие контрактной системы в области, будет продолжена. В 2017 году продолжим совершенствовать централизованную систему закупок, будем работать над дальнейшим развитием и совершенствованием региональной нормативно-правовой базы в данной сфере. Приоритетом является и внедрение системы мониторинга закупок, обеспечение функционирования и модернизации государственной региональной информационной системы. Решение этих и многих других задач направлено на достижение главной цели: бюджетные расходы должны быть эффективными, а государственные закупки — честными и прозрачными.
Подготовила М. И. КУЛЬКОВА
Таблица. Общая информация по объявленным совместным закупкам 2015 г. и 2016 г.
в Тамбовской области
Показатель |
2015 |
2016 |
Динамика, % |
Всего объявлено совместных закупок |
292 |
339 |
116 |
Общая начальная (максимальная) цена объявленных совместных закупок, млн руб. |
912,8 |
1 323,5 |
145 |
Количество контрактов в составе совместных лотов |
3269 |
5362 |
164 |
Глава администрации Тамбовской области А. В. Никитин на бизнес-сессии
заказчиков и поставщиков, прошедшей в рамках работы делового центра Покровской ярмарки