Версия для печати 2744 Материалы по теме
Территория ТОС

Наталья Александровна КАДАШОВА, директор департамента по местному самоуправлению администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

В Архангельской области на протяжении ряда лет региональное правительство и органы местного самоуправления активно поддерживают территориальное общественное самоуправление как один из важнейших инструментов развития гражданского общества на местном уровне. Целью развития ТОС в субъекте РФ является создание благоприятных условий и стимулов для реализации права участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Начало начал

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Архангельской области имеет почти двадцатилетнюю историю. В 1998 году в рамках международного проекта был запущен механизм саморазвития деревень. В качестве формы взаимодействия с населением было выбрано территориальное общественное самоуправление (согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года № 154‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Стоит признать, что в начале пути не удалось избежать формального подхода к продвижению такого механизм, как ТОС. Например, в 2001–2004 годах первые ТОС в Архангельской области создавались только ради участия в областном конкурсе проектов ТОС для сельских населенных пунктов «Сельское развитие», поскольку мероприятие было ориентировано на органы ТОС, зарегистрированные в качестве юридического лица. Конкурс проводился под патронажем главы администрации области.

Существенные изменения произошли в 2006 году. Во-первых, была проведена первая областная конференция представителей ТОС при поддержке Всероссийского совета по местному самоуправлению (ВСМС). Во-вторых, необходимость развития ТОС была зафиксирована в областном законодательстве (Закон от 28 сентября 2006 года № 225-12-ОЗ). В-третьих, государственная поддержка ТОС стала оказываться путем предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам, и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области получили больше возможностей для поддержки ТОС на местах.

Таким образом, из областного бюджета стали финансироваться не только проекты ТОС — юридических лиц, но и территориальных общественных самоуправлений, учрежденных в порядке регистрации устава в уполномоченном органе местного самоуправления.

Дальнейшим важным шагом стало создание отдела территориального развития в Департаменте экономического развития Архангельской области, который впоследствии стал администратором конкурса «Сельская инициатива». Уже в первые годы (2006–2008 годы) конкурс показал свою исключительную значимость для развития деревень. В его рамках было успешно реализовано более 70 проектов.

Кроме того, в 2007 году в регионе был сформирован единый координирующий межведомственный орган — Совет по ТОС при главе администрации Архангельской области (с 2012 года переименован в Совет при губернаторе Архангельской области), на котором рассматривались и в настоящее время рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения ТОС, государственной поддержки гражданских инициатив ТОС и социально ориентированных некоммерческих организаций, вопросы совершенствования конкурсов проектов ТОС, а также опыт других субъектов РФ.

В 2009 году финансирование проектов было заметно увеличено. Конкурс проектов ТОС в связи со значительно возросшим количеством заявок был постепенно перенесен с регионального на муниципальный уровень.

В рамках перехода формирования областного бюджета по программному методу активно внедрялся программно-целевой метод поддержки ТОС, что позволило впоследствии профинансировать конкурсы проектов ТОС не только в муниципальных районах, но и в городских округах.

ТОС нужны кадры

Развитие территориального общественного самоуправления на территории России связано с рядом проблем, среди которых можно выделить отсутствие центров и систем подготовки кадров. Чтобы решить данную проблему, в 2012 году в Архангельской области была внедрена система обучающих семинаров для актива ТОС. При содействии преподавателей кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова во всех муниципальных образованиях проведены двухдневные обучающие семинары.

Программа семинаров включала теоретические основы управленческой деятельности, проектного подхода и командообразования. В рамках практической части проводились тематические тренинги. Впоследствии эти семинары стали ежегодными. Так, в 2016 году организовано семь муниципальных и межмуниципальных семинаров по подготовке проектов ТОС, в рамках которых обучение прошли порядка 300 человек. Базовым мероприятием стал четырехдневный семинар для представителей ТОС, который состоялся в деревне Вершинино Плесецкого сектора Кенозерского национального парка в январе 2016 года. В семинаре приняли участие 60 активистов ТОС.

Нормативная правовая база

Отсутствие правового регулирования организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления — это следующая проблема, которую решало правительство региона. За два года (2013–2014 годы) в Архангельской области была сформирована полноценная система региональных правовых актов в сфере территориального общественного самоуправления:

принят областной Закон от 22 февраля 2013 года
№ 613-37-ОЗ «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области»;

утверждена подпрограмма № 2 «Развитие территориального общественного самоуправления» государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014–2020 годы)»;

разработана и утверждена концепция развития ТОС в Архангельской области, необходимость принятия которой предусмотрена упомянутым областным законом.

На сегодня в регионе создана система господдержки территориального общественного самоуправления, сформированы условия для эффективного взаимодействия власти и гражданского общества.

ТОС сегодня

Надо отметить, что сегодня количество органов ТОС постоянно растет и география распространения движения ТОС в Архангельской области расширяется.

На конец 2016 года в регионе зарегистрировано 983 органа ТОС, из них 733 — в сельских поселениях, 199 органов ТОС — в городских поселениях и 51 — в городских округах. Для сравнения: в 2006 году во всей Архангельской области было зарегистрировано 47 органов ТОС (рисунок 1).

71.png

Органы ТОС осуществляют свою деятельность в муниципальных районах и городских округах региона, за исключением муниципальных образований «Мирный» и «Новая Земля». Лидеры по количеству ТОС — Вельский (107), Верхнетоемский (76), Виноградовский (70), Онежский (70) муниципальные районы.

Формы поддержки ТОС

Как уже было сказано выше, базовым правовым актом в сфере ТОС является региональный закон о господдержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области. В нем преду­смотрены четыре формы государственной поддержки: финансовая, информационная, консультационно-методическая, организационная.

Основной формой господдержки ТОС в регионе является субсидирование проектов на конкурсной основе. Данное направление на практике доказало свою исключительную значимость как для развития территории, так и для реализации местных инициатив. Осуществляется поддержка в рамках госпрограммы «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014–2020 годы)».

В рамках реализации проектов ТОС создаются условия для появления новых рабочих мест, проводятся мероприятия по сохранению уникальной северной культуры и традиций, благоустройству населенных пунктов, пропаганде здорового образа жизни, поддержке наиболее незащищенных слоев населения. Благодаря таким конкурсам в селах и деревнях построены спортивные и детские площадки, отремонтированы мостовые, построены колодцы, возрождаются народные традиции и промыслы, организуется досуг местных жителей. Жители населенных пунктов активно включаются в решение проблем территории.

Механизм финансирования проектов ТОС

В финансировании проектов ТОС участвуют средства областного и муниципальных бюджетов, а также привлеченные и собственные средства органов ТОС (рисунок 2). Объем средств областного и местных бюджетов для финансирования поддержки ТОС за период реализации программно-целевого метода в 2011–2016 годах составил почти 120 миллионов рублей. С учетом внебюджетных источников данная сумма составила 150 миллионов рублей. На финансовую поддержку проектов в 2016 году было направлено:

73-1.png

12,5 миллиона рублей из областного бюджета;

6,4 миллиона рублей из местных бюджетов.

Более 12 миллионов рублей составили привлеченные и собственные средства ТОС.

Действующий механизм финансирования проектов ТОС предусматривает, что средства областного и местного бюджетов концентрируются в муниципалитете, а затем распределяются на конкурсной основе между проектами ТОС. Кроме того, к этим средствам прибавляются привлеченные и собственные деньги ТОС. Объем субсидии для конкретного муниципального образования зависит от двух составляющих: уровень развития ТОС (количество органов ТОС), потенциал развития ТОС (количество жителей). При этом муниципальные районы софинансируют проекты в размере не менее одной трети от суммы поступлений из областного бюджета, а городские округа — не менее одной второй.

Для лучшего учета мнения населения, нужд местных сообществ полномочие по определению ТОС, имеющего право на получение грантовой господдержки, делегировано местным администрациям. Таким образом, конкурсы проектов проводятся конкурсными комиссиями администраций муниципальных районов и городских округов Архангельской области в рамках соглашений, заключенных между администрациями муниципалитетов и Правительством Архангельской области. Так, например, в 2016 году были заключены соглашения и предоставлены субсидии из областного бюджета 19 муниципальным районам и пяти городским округам. В 2016 году на муниципальные конкурсы было подано 428 проектов ТОС, из них 279 получили господдержку (рисунок 3).

74.png

По итогам прошлого года в рамках муниципальных конкурсов проекты ТОС реализованы по пяти основным направлениям:

  • благоустройство населенного пункта (41% от общего числа проектов);
  • сохранение и использование местного исторического, культурного наследия, сохранение народных традиций и промыслов (25% от общего числа проектов);
  • развитие физической культуры и спорта (20% от общего числа проектов);
  • поддержка социально уязвимых групп (11% от общего числа проектов);
  • экологическая культура и безопасность (3% от общего числа проектов).

В 2016 году в Архангельской области благодаря господдержке территориального общественного самоуправления в рамках реализации проектов ТОС отремонтировано шесть мостов, восстановлено более 13 тысяч квадратных метров дорог и почти 2 тысячи метров тротуарных дорожек, обустроены колодцы и другие источники воды, отреставрированы памятники Великой Отечественной войны и памятники духовного наследия. Построено 52 детских и 40 спортивных площадок, приведено в надлежащее состояние 40 объектов культуры (центров досуга и домов культуры), благоустроено 17 общественных мест. К результатам работы в 2016 году также можно отнести разнонаправленные проекты по благоустройству территории населенных пунктов, создание автостоянок, уборку несанкционированных свалок, реализацию проектов культурно-туристической направленности.

Нефинансовые формы поддержки ТОС

Большое значение для продвижения деятельности ТОС в Архангельской области имеет информационная поддержка. Ежегодно в СМИ региона размещаются около 700 материалов о деятельности территориального общественного самоуправления. В центре внимания телевидения, радио, газет особо значимые мероприятия по развитию ТОС, такие как межрегиональная конференция ТОС, ежегодный фестиваль «ТОС Поморья», большой кенозерский семинар для представителей ТОС по проектному управлению.

В рамках консультационной и методической поддержки ежегодно формируется и издается сборник проектов «Вестник ТОС», в постоянном режиме проводятся индивидуальные консультации по созданию и деятельности ТОС.

Ежегодно проводятся две крупные разноформатные площадки для обмена опытом и получения обратной связи: летний фестиваль ТОС, итоговая конференция представителей ТОС, которая проходит в декабре.

С 2011 года на региональном уровне организуются конкурсы «Лучший ТОС Архангельской области» и «Лучший активист ТОС Архангельской области». Первый этап конкурса проходит на муниципальном уровне. Его проводят органы МСУ городских округов и муниципальных районов области. Второй этап — региональный. Он предусматривает рассмотрение заявок на заседании региональной конкурсной комиссии. По итогам конкурсов «Лучший ТОС Архангельской области» и «Лучший активист ТОС Архангельской области» в 2016 году определены 50 победителей.

Таким образом, в регионе создана комплексная многосторонняя система поддержки механизма ТОС на местах, что в конечном счете побуждает граждан проявлять и реализовывать собственные инициативы, заставляет поверить в свои силы и возможности. Из активистов ТОС впоследствии вырастают индивидуальные предприниматели, главы местных администраций. Как итог — повышается уровень деловой активности, развивается здоровая конкуренция внутри общества.

Полагаем, что такие формы взаимодействия общества и власти позволят нам не только вести диалог, реализовывать проекты, но и выстроить взаимосвязи, определить вектор стратегического развития муниципалитетов и области в целом.

История Заозерья

Выступлением председателя территориального общественного самоуправления «Заозерье» Татьяны Николаевны Коротаевой прониклись все участники Всероссийского совещания по вопросам подготовки регионального этапа конкурса «Лучшая муниципальная практика», прошедшего в Совете Федерации. Сельская учительница, а ныне депутат Архангельского областного Собрания рассказала о том, как односельчане, объединившись в ТОС, спасли свою деревню от гибели.

Заозерье — типичная российская деревня, оказавшаяся на грани исчезновения. Когда-то в давние времена Заозерье было почтовой станцией, а уже в советские времена здесь расположилось животноводческое отделение племсовхоза «Мезенский», которое обеспечивало жителей деревни стабильной работой и зарплатой. В деревне был медпункт, школа, Дом культуры... Но наступили 90-е годы, племсовхоз распался, люди оказались безработными. От безнадежности и безденежья народ стал уезжать из деревни. Вскоре из 170 жителей в деревне осталось только 70. Люди выживали как могли.

73-2.png

Ситуацию спасла учительница начальных классов. Татьяна Николаевна вспоминает: «В то время я работала учительницей начальных классов. В школе у меня было три ученика, а на следующий год оставался только один, и дальнейших перспектив в этой деревне для меня не было. Помню, веду я как-то урок, и вдруг врываются в школу односельчане: „Ты уезжать собралась? А что мы будем делать?“ Люди были на эмоциях, в отчаянии. Тогда твердо решила: надо что-то делать».

Собрался сельский сход, на котором односельчане решили построить... дом для инвалидов и престарелых. На первый взгляд желание заозерцев помочь престарелым людям казалось нестандартным и нетипичным, но Коротаева сумела убедить людей в правильности выбора. Всю дальнейшую организационную работу учительница взвалила на себя, став и директором дома-интерната, и впоследствии председателем ТОС «Заозерье».

Она оформила заявку и добилась выделения скромного денежного гранта на проект под названием «Дом надежды». Жителей Заозерья поддержала и администрация Мезенского района, предоставив в соседней деревне пустующий детский садик. Деревянное здание разобрали, перевезли в Заозерье и собрали на новом месте. Чаще всего односельчане работали на стройке без оплаты. Когда на реализацию проекта не хватало денег, бабушки шили рабочие рукавицы, вязали носки, варежки и продавали. Люди из дома несли обои, краску. Некоторую помощь оказывал и соседний лесозавод.

В 2004 году дом-интернат был открыт. Поначалу пришлось уговаривать стариков перебраться из районной больницы в новый дом, где для них были созданы нормальные, человеческие условия. Сначала здесь поселилось пять человек, а к концу года число жителей выросло до 16. Сегодня в Доме надежды живут 30 пожилых людей, и есть еще желающие поселиться здесь. «В наш дом вы пришли не доживать свой век, а жить полноценной и полнокровной жизнью», — не устает убеждать своих подопечных Коротаева. Жильцы дома-интерната выращивают в теплицах огурцы и помидоры, осваивают ткацкое мастерство, украшают мезенской росписью деревянные разделочные доски.

Самое примечательное то, что жители деревни не остановились на достигнутом. За последние годы в деревне реализовано с десяток иных проектов. Появились медпункт, клуб, детский сад, детская игровая площадка, организован дом-музей «Евстолюшкина горенка». В результате сегодня численность деревенских жителей возросла в два раза и составила 130 человек.

«15 лет назад я и мои односельчане встали перед выбором: быть или не быть территории, на которой ты родился, прожил всю жизнь, где живут родные и близкие, где дорога и знакома каждая тропинка, каждый кустик! Наверное, какая-то особенная любовь к своему краю, к своей малой родине, энтузиазм, энергия, сила и вера помогли нам осуществить задуманное, — говорит Коротаева, когда ее просят поделиться рецептом успеха. — Готовых и успешных решений в этом деле нет, нужно пробовать. У нас получилось: в деревне рождаются дети, строятся новые дома. Заозерье живет, а это значит, у нас есть будущее».

М. И. Кулькова


Поделиться