Версия для печати 2530 Материалы по теме
КАК (ВЫ)ЖИТЬ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

После того, как Президент России В. В. Путин в своем Послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года заявил о необходимости ускоренного развития цифровой экономики в стране, эта сфера стала темой номер один не только для соответствующих министерств и профильных предприятий, но и для самого широкого круга граждан. Многие, однако, пока не вполне отчетливо представляют себе, что стоит за понятиями «дигитализация», «четвертая промышленная революция», «индустрия 4.0», «экономика знаний», «электронное государство», а главное, какие принципиальные изменения произойдут в жизни россиян по достижении поставленных президентом задач.

Договоримся о терминах

Согласно толковому словарю, цифровая экономика (она же экономика данных, дигитальная, электронная, интернет- или веб-экономика) — это экономическая деятельность, основанная на цифровых (они же информационные, или ИT) технологиях. Автором концепции цифровой экономики считается информатик Массачусетского университета Николас Негропонте. Еще в 1995 году, рассказывая о недостатках классической торговли и преимуществах виртуальной, он предположил, что человечество неизбежно рано или поздно перейдет «от обработки атомов к обработке битов».

Однако до сих пор однозначного и четкого определения цифровой экономики не принято. Часть экспертов предлагает трактовать ее узко: только как сегмент коммерции, электронную торговлю товарами и услугами. Другая часть придерживается чуть более широкого подхода, добавляя к торговле еще и производство с использованием цифровых технологий.

Но с каждым днем все больше специалистов склоняются к самому обобщенному и исчерпывающему определению, при котором развитая цифровая экономика включает в себя практически все: от разработки электронного программного обеспечения, электронной торговли (электронными товарами за электронные деньги), электронного производства, электронного здравоохранения, электронного образования и электронной банковской системы до электронного гражданства, электронных выборов, электронного правительства (е-правительство) и, наконец, электронного государства (е-государство).

Прибалтийская Силиконовая долина

Сегодня только три страны мира могут похвастать полноценной системой электронного правительства (e-government): Сингапур, Финляндия и Эстония. Последняя является, пожалуй, самым удивительным примером — за неполных 17 лет эта страна достигла в построении цифрового общества поистине невероятных успехов.

Систему электронных государственных услуг здесь начали внедрять в 2000 году, выделяя на это примерно 1% ВВП ежегодно. Первым делом для населения были организованы бесплатные курсы компьютерной грамотности. За несколько лет обучение прошли сотни тысяч жителей страны. Вскоре появилось электронное удостоверение личности (ID-card) с функцией электронной подписи и система электронной уплаты налогов.

70.png

Сегодня ID-карту имеют 94% населения Эстонии. С ее помощью налоговую декларацию можно подать за пару минут. Сам документ, практически заполненный, приходит плательщику по интернету, его нужно только проверить и немного актуализировать.

В среднем около 18 минут уходит у жителей Эстонии на то, чтобы зарегистрировать новую фирму. Это делается также дистанционно, с помощью той же ID-карты. В результате страна вышла на первое место в мире по числу стартапов на душу населения. С 2006 года общий объем привлеченных эстонскими предпринимателями инвестиций составил почти 270 миллионов евро, 100 миллионов из которых — в 2015 году.

В 2005 году Эстония первой в мире применила систему онлайн-голосования на всеобщих выборах — e-voting. С тех пор число граждан, предпочитающих голосовать через интернет, стабильно растет. К примеру, в 2015 году их уже было 30% от общего числа избирателей.

Компьютеризировано образование. Cистема e-school позволяет родителям наблюдать за учебным процессом и оценками детей практически в режиме реального времени.

Программа е-health, введенная абсолютно во всех медицинских учреждениях страны, дает возможность любому врачу видеть электронную карту пациента, загружать свои записи, выписывать рецепты. Причем распечатывать их нет необходимости — любой аптекарь может зайти в программу и получить из вашей карты всю необходимую информацию. Пациенту нужно только предъявить ID-карту.

Полицейские давно перестали тормозить автомобилистов на улицах просто так, типа для проверки документов. Они следят только за тем, чтобы государственный номер был в читабельном состоянии. Остальное — дело системы. Она знает все о любом автомобиле, номер которого попал в зону видимости камер (установленных в полицейской машине или на трассе): кто владелец, срок действия его прав, наличие страховки, дата последнего техосмотра... И только если что-то из параметров не в порядке, полицейским поступит соответствующий сигнал.

А вот электронный проездной билет на общественный транспорт поначалу не нашел отклика в душах жителей Эстонии. Они решили, что руководители предприятий станут использовать транспортную инфосистему для проверки добросовестности своих сотрудников. И если кто-либо из них не явится на работу якобы по болезни, а на самом деле, согласно данным системы, будет раскатывать по городу по каким-то сторонним делам — серьезного разговора не избежать.

Постепенно в интернет были переведены все реестры, весь государственный документооборот и создана не имеющая аналогов система x-road инфраструктура, объединяющая инфосистемы всех ведомств в одно огромное общереспубликанское информационное пространство. Благодаря этой системе государство постоянно находится в курсе всех дел каждого своего гражданина. А поговорка «без бумажки ты букашка», печально известная каждому россиянину с советских времен и не утратившая актуальности по сей день, в Эстонии стала махровым анахронизмом.

Все перечисленное не могло не отразиться и на уровне взяточничества. В итоге сегодня по индексу восприятия коррупции, ежегодно публикуемому Transparency International, Эстония находится на 23-м месте. Страна обошла по этому показателю даже такие страны, как Франция и Израиль (для сравнения: Украина в данном списке занимает 130-ю позицию, по соседству с Никарагуа и Коморскими островами; Россия — 119-ю, рядом с Гамбией и Сьерра-Леоне).

Но самое главное: x-road устроена таким образом, чтобы любой житель Эстонии имел возможность знать, кто именно им интересовался, какие данные запрашивал и с какой целью это было сделано. В отличие от большинства стран, где правительство тайно следит за своими гражданами, Эстония не только не скрывает этого, но и всячески пропагандирует. Потому что считает, что система электронного государства не только не ограничивает свободу человека, но напротив, способствует ей, гарантируя соблюдение прав каждого.

Цифровые граждане всех стран, соединяйтесь!

Достигнув столь впечатляющих успехов в области внедрения электронных услуг в пределах одной отдельно взятой страны, Эстония решила не останавливаться и сделать следующий шаг: стать первым в мире «цифровым государством, не имеющим физических границ». 21 октября 2014 года эстонский парламент проголосовал за распространение национальных прав цифрового электронного гражданства на иностранцев. Предполагается, что благодаря программе e-residence число граждан Эстонии к 2025 году увеличится с нынешних 1,3 миллиона до 10 миллионов.

«Цифровое гражданство — это как страна XXI века, первое полностью цифровое государство, открытое для всех», — заявил управляющий директор программы e-residence Каспар Корюс[1].

Процесс получения цифрового гражданства Эстонии прост. Необходимо заполнить небольшую онлайн-анкету, в двух словах пояснить, почему вы хотите стать электронным резидентом (достаточно написать, что вы просто разделяете эту идею), приложить скан паспорта, фотографию и заплатить пошлину 100 евро. Через три месяца вас пригласят в посольство Эстонии в вашей стране на короткое интервью, после которого выдадут ID-карту.

71.png

Е-residence не означает, что вы тут же станете полноценным гражданином Эстонии (с правом голосовать на выборах или въезжать в границы ЕС). Цифровое гражданство — это право создавать и вести бизнес на территории Эстонии, иметь банковский счет, подключаться к некоторым платежным провайдерам, чтобы принимать валюту, управлять своими компаниями и платить все налоги в онлайн-режиме, используя цифровую идентификацию (электронную подпись).

По данным статистики, общее количество цифровых граждан уже приблизилось к 15 тысячам. Каждую неделю e-residence получают несколько сотен человек. И в месяц электронные граждане создают примерно 100 новых фирм.

Лидерами среди получивших цифровое гражданство Эстонии являются жители Финляндии, России и США. На четвертом месте — предприниматели Украины (их уже более 800, и это число, по понятным причинам, быстро растет, ведь, став юридическим лицом в Прибалтике, люди получают возможность вести торговлю в ЕС, хранить выручку в евро, пользоваться PayPal). Жители Великобритании пока занимают пятую строку, но после референдума по Brexit количество заявок от них стало увеличиваться (по-видимому, за счет тех предпринимателей, которые хотят продолжить вести бизнес в евро).

Электронная Европа

1 июля 2017 года Эстония стала председателем Совета ЕС. Этот пост, согласно европейскому законодательству, страна будет занимать до 31 декабря. И одним из приоритетов ее деятельности на этот период будет создание единого цифрового рынка в Европе.

«Общий цифровой рынок уже сейчас приносил бы европейской экономике дополнительно 400 миллиардов евро в год и создал бы тысячи новых рабочих мест. Это неиспользованная возможность», — отметил недавно премьер-министр Эстонии Юри Ратас на встрече в Гааге с представителями стран Бенилюкса, Балтии и Скандинавии[2]. Он выразил уверенность в том, что будущее Европы — за развитием цифровой экономики, и призвал коллег способствовать созданию единого цифрового рынка.

Кроме того, он подчеркнул, что данные сегодня не менее ценны, чем нефть и золото. Такими же важными для роста европейской экономики факторами, по его мнению, являются применение скоростного интернета, современной бесперебойной связи и возможность свободного обмена информацией.

С премьер-министром Эстонии согласен и один из ведущих профессионалов в мире в области экономики данных, профессор Массачусетского института технологий Алекс Пентленд[3]. «Свободное передвижение данных создаст новые возможности для бизнеса, сделает делопроизводство более простым и прозрачным как для обычных людей, так и для предпринимателей, а также возникнут благоприятные условия для гармонизации социального неравенства», — сказал он на недавнем форуме в Таллине, посвященном теме единого цифрового рынка.

Конференция собрала около 500 бизнесменов и представителей общественного сектора из 31 страны. На мероприятии присутствовали министры телекоммуникаций стран — членов ЕС, представители Европейской комиссии, Европейского парламента и Совета ЕС.

Однако, несмотря на все перечисленные достижения, в рейтинге индекса цифровой экономики (DESI) Европейского союза Эстония занимает пока лишь девятое место. Наиболее развитой в цифровом отношении страной в ЕС является Дания. За ней, согласно данным DESI[4], следуют: Финляндия, Швеция, Голландия, Люксембург, Бельгия, Великобритания и Ирландия.

У Эстонии же есть ряд нерешенных проблем. Так, по плотности интернет-соединений республика занимает 17-е место в ЕС. А по уровню интеграции цифровых технологий в предпринимательство — вообще только 20-е.

Но зато:

  • в секторе предлагаемых в интернете публичных услуг Эстония является в ЕС безусловным лидером;
  • по использованию банковских электронных услуг — находится на одном из самых высоких уровней;
  • по навыкам населения пользоваться цифровыми услугами и интернетом — превышает средний.

За место в цифровом будущем

В России наконец все тоже поняли, что электронное государство — не только весьма привлекательная модель общественного устройства, но и необходимое условие процветания и даже выживания.

«Без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода у страны нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить», — сказал В. В. Путин в ходе недавней прямой линии[5].

Он подчеркнул, что в РФ до сих пор сохранилась очень хорошая математическая школа, активно развивается программирование. «Надо только обеспечить рынок для наших программистов и много технологических заделов хороших. Мы сможем это сделать», — считает президент.

В то же время, по мнению исполнительного директора Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП), омбудсмена в сфере электронной торговли и одного из инициаторов написания Программы развития цифровой экономики в России до 2035 года И. Д. Димитрова, места в этом цифровом будущем хватит далеко не всем — цифровая экономика лишит смысла текущие экономические модели[6].

«Представьте водоем, в котором плавают рыбки, растут водоросли, живут какие-то микроорганизмы. Главный принцип их существования — среда неизменна, — образно пояснил свою мысль эксперт. — Что, если кто-то начнет добавлять в воду цемент? Сначала 5%, потом 10%. А что будет, если цемент заполнит пруд на 50%? А если на 100%? Возникает вопрос: правила будут те же? Нет, правила воды не работают для цемента».

Введение цифровизации, по его мнению, напоминает процесс добавления цемента в водоем. Как только это началось, все прежние экономические принципы утратили актуальность. «Но наши экономисты и финансисты, к сожалению, пока этого не осознают. Они продолжают биться, пишут „успешные“ стратегии на 5–10 лет, ставят целью трехпроцентный рост ВВП... Где-то, секторально, понимание присутствует, но общей агрегируемой схемы никто не видит», — считает Димитров.

Четвертую техническую революцию, по его словам, характеризуют три понятия: всё — в цифре, новые материалы и новые системы управления. Без совокупности всех этих элементов переход к цифровой экономике невозможен. В России же сегодня степень оцифровки, например, составляет в разных секторах от 3 до 10%.

Впрочем, дорогу осилит идущий. Работа над превращением России в современное, электронное государство, к счастью, началась и с каждым днем становится все интенсивнее. На днях, например, в Московском государственном университете (МГУ) имени М. В. Ломоносова был создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики[7]. Его главная задача — обеспечить научное и научно-методическое сопровождение цифровой экономики в России и подготовить необходимые кадры.

В состав межфакультетского координационного совета центра вошли деканы и директора 16 факультетов и институтов МГУ, представители руководства ряда других крупных научных и научно-образовательных организаций, органов государственной власти. Полноценно центр начнет работать осенью 2017 года. Но предложения по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), разработке и проведению международных конференций сотрудниками центра уже подготовлены.

«У нас началась новая гонка — гонка создания экономики нового типа, цифровой экономики, — подчеркнул научный руководитель центра, заведующий кафедрой информационной безопасности факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ, директор федерального исследовательского центра „Информатика и управление“, академик РАН И. А. Соколов. — Если мы опоздаем, то, по-видимому, нам трудно будет сохранить и промышленный, и научный суверенитет. Ну а дальше встает вопрос о государственном суверенитете. И это уже действительно серьезно».

В. И. МААНДИ



[1] Источник: eadaily.com/ru/news/2017/01/22/estoniya-aktivno-stroit-cifrovoe-gosudarstvo

[2] Источник: digital.report/premer-ministr-estonii-es-nuzhen-edinyiy-tsifrovoy-ryinok/

[3] Источник: rus.delfi.ee/daily/business/guru-ekonomiki-dannyh-estoniya-i-evropa-vperedi-vsego-mira?id=78896536

[4] Источник: rup.ee/rus/novosti/ekonomika-i-biznes/v-reitinge-indeksa-tcifrovoi-ekonomiki-v-es-estoniia-zaniala-9-e-mesto

[5] Источник: ria.ru/economy/20170615/1496585016.html

[6] Источник: aetp.ru/news/item/411145

[7] Источник: tass.ru/obschestvo/4435276

Поделиться