В ноябре 2006 г. в нашем журнале была опубликована статья «Реформирование финансов – основа динамичного развития муниципалитета» заместителя мэра Братска (Иркутская область) по инновационному развитию и информационным технологиям Алексея ЗЕЗУЛИ. В статье говорилось о результатах и основных достижениях первого этапа реформирования системы управления муниципальными финансами города. Сегодня речь пойдет о том, что инновационному департаменту администрации удалось осуществить за последние полтора года.
Сегодня Братск может по праву гордиться полученными результатами. Проделана значительная работа по совершенствованию системы управления бюджетом, достигнуты цели, сформулированные разработчиками два года назад.
По оценке Министерства финансов РФ, уровень выполнения второго этапа Программы составил 104,0%, а по результатам балльной оценки выполнения программ реформирования муниципальных финансов в целом Братск занял первое место (83,85 балла), опередив такие города, как Калуга, Барнаул, Сургут, Красноярск и Астрахань.
В процессе реализации Программы было утверждено более 100 муниципальных правовых актов (в том числе 16 решений Думы города Братска, 91 постановление и распоряжение мэра города), внедрены крупные информационные системы, реализованы уникальные проекты по совершенствованию муниципального управления, часть из которых не имеет аналогов в российской практике.
Программа выполнялась по семи основным направлениям и 27 разделам, определенным в постановлении Правительства РФ (рис. 1), причем по всем направлениям достигнуты положительные результаты.
Создание автономных учреждений В рамках оптимизации бюджетной сети в 2007 г. в Братске одними из первых в стране были созданы четыре автономных учреждения: два путем перевода и два путем создания. Сегодня в форме автономного учреждения (АУ) работают спортивный волейбольный клуб, театрально-концертный центр и два спортивных комплекса.
На муниципальном уровне сформирована вся необходимая правовая база, утверждены макет бюджетного задания, порядок предоставления субсидий, выделены финансовые средства для перехода от бюджетного на коммерческий бухгалтерский учет. Администрацией города инициировано внесение поправки в областное законодательство в части освобождения АУ от налога на имущество организаций, что позволило снять финансовый барьер для дальнейшего создания автономных учреждений и обеспечить экономию бюджетных средств.
На наш взгляд, перевод учреждений в форму АУ является действенным инструментом повышения качества бюджетных услуг и способствует оптимизации расходов бюджета и развитию управленческой инициативы руководителей учреждений.
В 2006–2007 гг. подготовлены экспертные заключения по 22 проектам решений. Отметим, что эти заключения были опубликованы в СМИ и на официальном сайте администрации города Братска до принятия соответствующих решений.
Введенная в эксплуатацию информационная система включает в себя автоматизацию всех процессов управления – от планирования муниципального заказа до сдачи отчета об исполнении контрактов. Процессы и документы в системе проверяются на соответствие нормам законодательства. Информация о закупках города автоматически размещается в сети Интернет на специальном сайте, который является частью системы закупок.
В результате доля расходов бюджета составила 52,8% от объема расходов, подлежащих размещению на конкурсной основе, а экономия бюджетных средств в 2007 г. достигла 51,2 млн руб. (более 8%), что выше среднероссийского показателя (5%).
Реализация проекта позволила при помощи системы электронного документооборота создать единое информационное пространство для всех участников процесса размещения заказа, улучшить качество бюджетного планирования.
Наличие такой оценки позволяет анализировать мнение непосредственных потребителей о качестве услуг, обеспечить системную деятельность органов администрации по повышению эффективности работы бюджетных учреждений и качества оказываемых услуг. Результаты, полученные в ходе социологического исследования, были учтены при формировании бюджета на 2008 г. и отражены в среднесрочном финансовом плане города. В дальнейшем такие исследования планируется проводить ежегодно, выявляя тенденции изменения оценки качества бюджетных услуг.
Кроме того, в городе внедрена система контроля качества услуг, проводятся проверки на соответствие качества услуг стандартам, осуществляется учет жалоб. По всем нарушениям проводятся служебные расследования, к виновным в нарушениях применяются меры дисциплинарного и материального воздействия.
Несмотря на дополнительный объем работы, органы администрации оценили преимущества внедрения стандартов качества, которые позволяют создать эффективную систему контроля качества услуг всеми заинтересованными участниками (в том числе получателями услуг), формализовать претензионную работу, стимулировать сотрудников учреждений к достижению более высоких результатов.
В 2008 г. на выполнение муниципальных и ведомственных целевых программ выделено 429,3 млн руб., или 14,6% от собственных расходов бюджета. Использование технологии целевого программного управления позволяет установить взаимосвязь между ресурсами и результатами деятельности муниципальных ведомств и повысить результативность расходов бюджета города. В настоящее время имеются все предпосылки для увеличения доли целевых программ в бюджете Братска.
Наличие рейтинга повышает инвестиционную привлекательность города и, что особенно ценно, позволяет значительно снизить расходы на обслуживание муниципального долга за счет уменьшения процентной ставки по кредитам и муниципальным облигациям, размещение которых запланировано в 2008 г.
Для привлечения квалифицированных сотрудников и обеспечения равного доступа к муниципальной службе внедрена обязательная процедура открытого конкурса на замещение муниципальных должностей, в результате которой в 2007 г. в администрации города на вакантные должности назначены 115 человек.
Закреплено требование о повышении квалификации служащих не реже, чем раз в три года, не менее чем для 50% сотрудников, а также о регулярном проведении аттестации сотрудников администрации. Так, в 2006–2007 гг. аттестовано 260 служащих, квалификацию за указанный период повысили 225 человек (в том числе 179 человек – за счет средств Программы), семинары посетили 97 служащих (15 – за счет средств Программы).
Общий бюджет Программы за два года составил 46,03 млн руб., из которых 80% – софинансирование из федерального бюджета. Средства расходовались на внедрение информационных систем, подготовку кадров, модернизацию технического и компьютерного обеспечения, консалтинговые услуги и др.
Высокая оценка результатам Программы была дана на прошедшем в феврале 2008 г. заседании регионального совета Иркутской области. Опыт Братска был рекомендован для использования в других муниципалитетах субъекта.
Администрация Братска рассматривает Программу не только как практический результат бюджетной реформы, проводимой Правительством РФ в конкретном городе, но и как основу для дальнейшего совершенствования всей системы муниципального управления. Для этой цели в Братске разработана новая муниципальная целевая программа реализации положений административной реформы, она станет первой муниципальной программой в области и уже представлена на рассмотрение Думы города Братска.
Основными направлениями Программы станут:
Координатором Программы вновь станет Департамент инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска – специализированное подразделение администрации, основной задачей которого является совершенствование системы управления муниципальным образованием посредством реализации инновационных проектов и программ. К работе также предполагается привлечь все подразделения администрации, экспертные, научные и консалтинговые организации. Необходимо отметить, что только тесное сотрудничество управленцев-практиков и представителей научной мысли гарантирует успешное решение новых, нестандартных задач.
Для реализации Программы в администрации будет создана специальная система управления проектом: координационный совет, куратор программы в ранге заместителя мэра и комиссии по направлениям деятельности с участием ведущих специалистов основных подразделений администрации (рис. 5). В результате планируется:
Братск готов к активному диалогу и обмену опытом в сфере реализации бюджетной и административной реформ. Надеемся, что положительный опыт осуществления Программы реформирования финансов позволит решить поставленные задачи по совершенствованию системы административного управления. Все наши материалы размещены в открытом доступе на официальном сайте www.bratsk-city.ru. Мы приглашаем всех желающих к сотрудничеству и надеемся, что выполнение указанных проектов обеспечит дальнейшее успешное развитие муниципальных образований России.
Родился 10 марта 1978 г. в Братске Иркутской области.
В 2000 г. с отличием окончил Братский технический университет, специальность «Экономика и управление на предприятии», в 2003 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, специальность «Государственное и муниципальное управление».
После окончания университета работал в администрации города Братска ведущим специалистом, заместителем заведующего отделом.
С 2002 г. – консультант по экономическим вопросам, советник мэра города.
2004–2005 гг. – начальник Департамента казначейского исполнения бюджета и информатизации, впоследствии заместитель начальника Главного финансового управления Иркутской области.
В ноябре 2005 г. приглашен в администрацию города Братска на должность заместителя мэра по экономике и финансам.
С января 2006 г. – заместитель мэра города по инновационному развитию и информационным технологиям.
Руководит разработкой и реализацией проектов по совершенствованию муниципального и административного управления путем внедрения информационных технологий и лучших практик целевого программного управления.
Фото Александра Силивончика
Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Программа реформирования муниципальных финансов
В течение последних лет в Братске были успешно реализованы мероприятия и проекты, направленные на совершенствование управления муниципальными финансами. Работы велись с 1999 г., однако новый вектор развития эта деятельность получила лишь в 2005 г., когда администрацией города было принято решение о разработке Программы реформирования муниципальных финансов города Братска на 2005−2007 гг. (далее – Программа). Программа, созданная для активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию, повышения эффективности и результативности деятельности администрации, стала комплексным документом по совершенствованию всех аспектов управления финансами в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы.Сегодня Братск может по праву гордиться полученными результатами. Проделана значительная работа по совершенствованию системы управления бюджетом, достигнуты цели, сформулированные разработчиками два года назад.
По оценке Министерства финансов РФ, уровень выполнения второго этапа Программы составил 104,0%, а по результатам балльной оценки выполнения программ реформирования муниципальных финансов в целом Братск занял первое место (83,85 балла), опередив такие города, как Калуга, Барнаул, Сургут, Красноярск и Астрахань.
В процессе реализации Программы было утверждено более 100 муниципальных правовых актов (в том числе 16 решений Думы города Братска, 91 постановление и распоряжение мэра города), внедрены крупные информационные системы, реализованы уникальные проекты по совершенствованию муниципального управления, часть из которых не имеет аналогов в российской практике.
Программа выполнялась по семи основным направлениям и 27 разделам, определенным в постановлении Правительства РФ (рис. 1), причем по всем направлениям достигнуты положительные результаты.
Создание автономных учреждений В рамках оптимизации бюджетной сети в 2007 г. в Братске одними из первых в стране были созданы четыре автономных учреждения: два путем перевода и два путем создания. Сегодня в форме автономного учреждения (АУ) работают спортивный волейбольный клуб, театрально-концертный центр и два спортивных комплекса.
На муниципальном уровне сформирована вся необходимая правовая база, утверждены макет бюджетного задания, порядок предоставления субсидий, выделены финансовые средства для перехода от бюджетного на коммерческий бухгалтерский учет. Администрацией города инициировано внесение поправки в областное законодательство в части освобождения АУ от налога на имущество организаций, что позволило снять финансовый барьер для дальнейшего создания автономных учреждений и обеспечить экономию бюджетных средств.
На наш взгляд, перевод учреждений в форму АУ является действенным инструментом повышения качества бюджетных услуг и способствует оптимизации расходов бюджета и развитию управленческой инициативы руководителей учреждений.
Независимая экспертиза решений в бюджетно-налоговой сфере
Для обеспечения прозрачности и публичности финансовой политики установлена обязательная независимая экспертиза решений Думы города Братска по вопросам бюджетной и налоговой политики. С этой целью создан экспертный совет, в который вошли представители Братского государственного университета и ряд независимых экспертов в области экономики и финансов, имеющие ученые степени кандидатов и докторов наук.В 2006–2007 гг. подготовлены экспертные заключения по 22 проектам решений. Отметим, что эти заключения были опубликованы в СМИ и на официальном сайте администрации города Братска до принятия соответствующих решений.
Система муниципальных закупок
В целях повышения качества организации муниципальных закупок и обеспечения максимальной прозрачности в администрации города реализован проект по совершенствованию системы муниципального заказа. В рамках проекта разработаны регламенты и типовые документы, направленные на оптимизацию процессов, снижение затрат на проведение конкурсных процедур, обеспечение полного соблюдения действующего законодательства.Введенная в эксплуатацию информационная система включает в себя автоматизацию всех процессов управления – от планирования муниципального заказа до сдачи отчета об исполнении контрактов. Процессы и документы в системе проверяются на соответствие нормам законодательства. Информация о закупках города автоматически размещается в сети Интернет на специальном сайте, который является частью системы закупок.
В результате доля расходов бюджета составила 52,8% от объема расходов, подлежащих размещению на конкурсной основе, а экономия бюджетных средств в 2007 г. достигла 51,2 млн руб. (более 8%), что выше среднероссийского показателя (5%).
Реализация проекта позволила при помощи системы электронного документооборота создать единое информационное пространство для всех участников процесса размещения заказа, улучшить качество бюджетного планирования.
Социологические исследования качества бюджетных услуг
В 2007 г. впервые за всю историю города в Братске были проведены специальные социологические исследования, направленные на изучение мнения горожан о потребностях и уровне качества услуг, которые предоставляются населению различными муниципальными учреждениями. В опросе участвовало около 1,5 тыс. горожан, что делает выборку репрезентативной.Наличие такой оценки позволяет анализировать мнение непосредственных потребителей о качестве услуг, обеспечить системную деятельность органов администрации по повышению эффективности работы бюджетных учреждений и качества оказываемых услуг. Результаты, полученные в ходе социологического исследования, были учтены при формировании бюджета на 2008 г. и отражены в среднесрочном финансовом плане города. В дальнейшем такие исследования планируется проводить ежегодно, выявляя тенденции изменения оценки качества бюджетных услуг.
Стандарты качества бюджетных услуг
Братск стал одним из первых городов, в котором были разработаны муниципальные стандарты качества предоставления бюджетных услуг. Такие стандарты были приняты в сферах здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта (всего 22 услуги из утвержденного реестра муниципальных бюджетных услуг). В настоящее время стандарты качества применяются при оказании услуг муниципальными учреждениями и доведены до населения путем публикации в СМИ и сети Интернет, а также размещения на информационных стендах в учреждениях.Кроме того, в городе внедрена система контроля качества услуг, проводятся проверки на соответствие качества услуг стандартам, осуществляется учет жалоб. По всем нарушениям проводятся служебные расследования, к виновным в нарушениях применяются меры дисциплинарного и материального воздействия.
Несмотря на дополнительный объем работы, органы администрации оценили преимущества внедрения стандартов качества, которые позволяют создать эффективную систему контроля качества услуг всеми заинтересованными участниками (в том числе получателями услуг), формализовать претензионную работу, стимулировать сотрудников учреждений к достижению более высоких результатов.
Муниципальные и ведомственные целевые программы
В Братске создана нормативная правовая база для разработки, принятия, исполнения и оценки ведомственных целевых программ. Регламент представляет собой формализованную процедуру, с помощью которой в 2007 г. отраслевые органы разработали четыре ведомственные целевые программы развития в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 147,4 млн руб.В 2008 г. на выполнение муниципальных и ведомственных целевых программ выделено 429,3 млн руб., или 14,6% от собственных расходов бюджета. Использование технологии целевого программного управления позволяет установить взаимосвязь между ресурсами и результатами деятельности муниципальных ведомств и повысить результативность расходов бюджета города. В настоящее время имеются все предпосылки для увеличения доли целевых программ в бюджете Братска.
Кредитный рейтинг
В 2006 г. рейтинговым агентством Standard & Poor’s городу Братску, первому в Иркутской области и шестому в России, был присвоен долгосрочный международный кредитный рейтинг «В/Стабильный» (рис. 2), соответствующий рейтингу Омска. В 2007 г. Standart & Poor’s пересмотрело прогноз изменения кредитного рейтинга города со «Стабильного» до «Позитивного», что связано с ростом экономики и улучшением финансовых показателей города. Эксперты отмечают ряд положительных тенденций, среди которых рост доходов и расходов бюджета, особенно в части реализации социально ориентированных программ, прозрачность и высокое качество управления финансами, а также снижение зависимости экономики города от результатов деятельности крупных промышленных предприятий.Наличие рейтинга повышает инвестиционную привлекательность города и, что особенно ценно, позволяет значительно снизить расходы на обслуживание муниципального долга за счет уменьшения процентной ставки по кредитам и муниципальным облигациям, размещение которых запланировано в 2008 г.
Кадровая политика
Проведение указанных реформ невозможно без создания эффективного механизма управления кадровым потенциалом. Подготовка управленческих кадров с новым стилем мышления, владеющих не только необходимыми профессиональными знаниями, но и навыками решения нестандартных задач, является приоритетным направлением кадровой политики администрации города Братска.Для привлечения квалифицированных сотрудников и обеспечения равного доступа к муниципальной службе внедрена обязательная процедура открытого конкурса на замещение муниципальных должностей, в результате которой в 2007 г. в администрации города на вакантные должности назначены 115 человек.
Закреплено требование о повышении квалификации служащих не реже, чем раз в три года, не менее чем для 50% сотрудников, а также о регулярном проведении аттестации сотрудников администрации. Так, в 2006–2007 гг. аттестовано 260 служащих, квалификацию за указанный период повысили 225 человек (в том числе 179 человек – за счет средств Программы), семинары посетили 97 служащих (15 – за счет средств Программы).
Общий итог реализации Программы
В процессе выполнения Программы были внедрены различные управленческие технологии, которые обеспечивают проведение сбалансированной бюджетной политики, направленной на создание условий для динамичного роста экономики и повышения уровня жизни населения посредством увеличения качества муниципальных услуг. Отметим, что стратегические цели были достигнуты. В частности, экономический эффект только от реализации одного из направлений – совершенствования системы муниципальных закупок – превысил расходы на осуществление всей Программы.Общий бюджет Программы за два года составил 46,03 млн руб., из которых 80% – софинансирование из федерального бюджета. Средства расходовались на внедрение информационных систем, подготовку кадров, модернизацию технического и компьютерного обеспечения, консалтинговые услуги и др.
Высокая оценка результатам Программы была дана на прошедшем в феврале 2008 г. заседании регионального совета Иркутской области. Опыт Братска был рекомендован для использования в других муниципалитетах субъекта.
Администрация Братска рассматривает Программу не только как практический результат бюджетной реформы, проводимой Правительством РФ в конкретном городе, но и как основу для дальнейшего совершенствования всей системы муниципального управления. Для этой цели в Братске разработана новая муниципальная целевая программа реализации положений административной реформы, она станет первой муниципальной программой в области и уже представлена на рассмотрение Думы города Братска.
Программа реформирования административного управления
Программа реализации положений административной реформы в городе Братске в 2008–2009 гг. направлена на дальнейшее повышение результативности и эффективности деятельности администрации, увеличение доступности и прозрачности ее работы для жителей города, снятие административных барьеров, дальнейшую экономию расходов бюджета. Этот документ разработан в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг., областной целевой программой и программой социально-экономического развития города Братска на среднесрочную перспективу.Основными направлениями Программы станут:
- дальнейшее внедрение процедур управления по результатам (обеспечение взаимосвязи расходов органов местного самоуправления с результатами их деятельности);
- внедрение административных регламентов, в том числе электронных;
- модернизация информационных систем администрации за счет внедрения систем управления процессами;
- развитие официального сайта города, превращение его в полноценный информационный портал;
- создание «единого окна администрации» по приему и выдаче всех документов;
- проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
Координатором Программы вновь станет Департамент инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска – специализированное подразделение администрации, основной задачей которого является совершенствование системы управления муниципальным образованием посредством реализации инновационных проектов и программ. К работе также предполагается привлечь все подразделения администрации, экспертные, научные и консалтинговые организации. Необходимо отметить, что только тесное сотрудничество управленцев-практиков и представителей научной мысли гарантирует успешное решение новых, нестандартных задач.
Для реализации Программы в администрации будет создана специальная система управления проектом: координационный совет, куратор программы в ранге заместителя мэра и комиссии по направлениям деятельности с участием ведущих специалистов основных подразделений администрации (рис. 5). В результате планируется:
- повышение эффективности взаимодействия администрации города с населением посредством использования современных информационных технологий;
- создание электронной базы муниципальных правовых актов;
- регламентация основных полномочий и функций подразделений, создание условий для совершенствования организационной структуры;
- создание единой технологии работы с документами и процессами (управленческий контроль на любой стадии, повышение исполнительской дисциплины и т.д.);
- внедрение системы управления электронными административными регламентами;
- экономия рабочего времени сотрудников, бумаги и расходных материалов;
- минимизация возможностей превышения прав должностными лицами за счет проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
- сертификация органов администрации по системе менеджмента качества ISO 9001-2000;
- повышение информированности граждан о деятельности администрации города;
- уменьшение нареканий со стороны граждан в адрес администрации города и, как результат, улучшение имиджа администрации.
Братск готов к активному диалогу и обмену опытом в сфере реализации бюджетной и административной реформ. Надеемся, что положительный опыт осуществления Программы реформирования финансов позволит решить поставленные задачи по совершенствованию системы административного управления. Все наши материалы размещены в открытом доступе на официальном сайте www.bratsk-city.ru. Мы приглашаем всех желающих к сотрудничеству и надеемся, что выполнение указанных проектов обеспечит дальнейшее успешное развитие муниципальных образований России.
Справка «Бюджета»
Алексей Францевич ЗЕЗУЛЯ, заместитель мэра по инновационному развитию и информационным технологиям города БратскаРодился 10 марта 1978 г. в Братске Иркутской области.
В 2000 г. с отличием окончил Братский технический университет, специальность «Экономика и управление на предприятии», в 2003 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, специальность «Государственное и муниципальное управление».
После окончания университета работал в администрации города Братска ведущим специалистом, заместителем заведующего отделом.
С 2002 г. – консультант по экономическим вопросам, советник мэра города.
2004–2005 гг. – начальник Департамента казначейского исполнения бюджета и информатизации, впоследствии заместитель начальника Главного финансового управления Иркутской области.
В ноябре 2005 г. приглашен в администрацию города Братска на должность заместителя мэра по экономике и финансам.
С января 2006 г. – заместитель мэра города по инновационному развитию и информационным технологиям.
Руководит разработкой и реализацией проектов по совершенствованию муниципального и административного управления путем внедрения информационных технологий и лучших практик целевого программного управления.
Фото Александра Силивончика
Источник: © Бюджет, 2008, № 3