Благодаря современным программным продуктам Комитету финансов Ленинградской области удалось повысить качество управления общественными финансами, укрепить стабильность бюджетной системы региона, а также минимизировать риски, возможные при исполнении бюджета. Об успешном региональном опыте автоматизации системы управления общественными финансами рассказывает первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов Роман Иванович МАРКОВ.
Правительство Ленинградской области уделяет особое внимание развитию информационных технологий, поскольку это позволяет осуществить перевод процессов сбора и обработки данных на качественно новый уровень. Консолидация усилий в этом направлении обусловлена нашей главной целью — обеспечить бесперебойное функционирование бюджетно-финансовой системы субъекта РФ.
За последние годы в регионе проведена масштабная перестройка, направленная на совершенствование информационных систем и потоков. Обеспечена работа муниципальных образований и Правительства Ленинградской области на основе единой информационной платформы управления бюджетным процессом, внедрена новая система сбора консолидированной отчетности и единая информационная система по управлению государственными закупками, которая имеет непосредственную взаимосвязь с электронным бюджетом региона. Также осуществлен перевод всех муниципальных образований на единую автоматизированную систему по планированию бюджета.
О положительных результатах применения современных технологий свидетельствует повышение эффективности межведомственного взаимодействия. Другим важным итогом стало улучшение качества исполнения бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.
Централизация финансовых процессов
до уровня поселения
Если рассматривать программные продукты, действующие на территории Ленинградской области, более детально, то основной — это успешно функционирующая автоматизированная информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области» (АИС УБП ЛО), созданная на базе программных продуктов компании БФТ — «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование».
Комплексная автоматизированная система полностью заработала в Ленинградской области с 2016 года. Ее основной задачей является централизация финансовых процессов, происходящих как на уровне областного центра, так и в муниципальных образованиях, включая сеть государственных и муниципальных учреждений. Благодаря этому в региональном Комитете финансов сосредоточена абсолютно вся первичная, текущая и отчетная финансовая информация (рисунок 1). Как показывает практика, централизованное решение — это современный подход к построению единой системы управления финансами региона, способствующий повышению эффективности процесса исполнения бюджета Ленинградской области.
Сегодня АИС УБП ЛО объединяет более четырех тысяч участников бюджетного процесса всех муниципальных образований региона, включая поселения. Ранее, до централизации, информационные системы по планированию и исполнению бюджета были разрозненными: каждое муниципальное образование области использовало свое программное обеспечение, которое не было интегрировано с региональным центром. Объединение информационных систем и внедрение автоматизации позволили Ленинградской области создать единую систему с общим хранилищем данных, которые обновляются в режиме реального времени. При этом работа всех участников бюджетного процесса ведется по единым стандартам. Ключевой особенностью проекта стало то, что в системе представлены как данные по формированию бюджетов муниципальных образований, так и информация о планируемых изменениях уже утвержденных, действующих бюджетов. Все это создало условия для более эффективного сбора и обработки сведений, необходимых для оперативного принятия управленческих решений. Кроме того, в системе предусмотрена возможность использования электронной подписи при осуществлении документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области. Как следствие, это позволяет сократить время и расходы на подготовку и пересылку документов. Наряду с этим повысилась открытость бюджетного процесса, поскольку подгружаемые в АИС УБП ЛО данные автоматически попадают в федеральные информационные системы и в региональную систему «Открытый бюджет».
Интеграция — как инструмент экономии бюджетных средств
С изменением с 2014 года действующего законодательства обязательным требованием, предъявляемым к работе финансовых органов субъектов РФ, стала увязка всех процессов, связанных с закупочной деятельностью, с электронным бюджетом региона. Оперативный переход на новые стандарты был обеспечен за счет интеграции АИС УБП ЛО с другим программным продуктом — автоматизированной информационной системой «Государственный заказ Ленинградской области» (АИСГЗ ЛО), созданной на базе «АЦК-Госзаказ». Следующим этапом стало подключение к региональной системе закупок муниципальных образований, которое проводил Комитет государственного заказа Ленинградской области. Это позволило не только создать единое информационное пространство для заказчиков и уполномоченных органов всех уровней, но и обеспечить реализацию требований части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ о проведении контроля в сфере закупок (рисунок 2).
В результате интеграции действующих систем мы достигли ряда положительных изменений. В частности, уменьшилось количество нарушений, допускаемых заказчиками при осуществлении закупочной деятельности. Другим важным результатом работы в этом направлении стало полное исключение ситуаций, когда заказчики заключали контракт, не имея на то соответствующего финансового обеспечения. Данная мера была реализована за счет внедрения предварительного контроля лимитов на всех этапах закупки. Также был усовершенствован процесс распределения экономии, полученной по результатам проведения закупок, с ее последующим направлением на приоритетные расходы региона.
Так, в системах установлено автоматическое ограничение, согласно которому заказчики не могут до 1 сентября использовать экономию, полученную от проведения закупок (норма установлена постановлением Правительства Ленинградской области. — Прим. ред.). В дальнейшем, по итогам предварительного анализа исполнения бюджета, принимается решение о применении этих средств. Они могут быть использованы как централизованно, так и самостоятельно заказчиками, которые предварительно предоставили предложения с обоснованием бюджетных ассигнований.
Другим важным преимуществом централизации системы закупок стала возможность проведения с помощью этого программного продукта контроля планов закупок (согласно изменениям части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ. — Прим. ред.). Поскольку в Ленинградской области контроль реализован как на региональном, так и на муниципальном уровне, было достигнуто существенное повышение качества планирования и исполнения расходов на закупки.
Мы не планируем останавливаться на достигнутых результатах в части развития информационных технологий. В ближайших планах Комитета финансов Ленинградской области — расширение информационной системы «Открытый бюджет Ленинградской области» за счет создания внутренней части портала. Этот раздел будет доступен только для внутреннего использования руководителями органов государственной власти Ленинградской области. В нем круглосуточно будет представлена актуальная бюджетная и финансовая информация: по исполнению региональных государственных программ, данные об оплате по контрактам и иные сведения в разрезе субъекта РФ. Также мы планируем продолжать совершенствование взаимодействия действующих информационных систем как в части повышения качества обмена информации, так и по направлению расширения их интеграционных возможностей.
Преимущества централизованного подхода
Централизованный подход в управлении бюджетным процессом обеспечил ряд важных преимуществ:
использование единых правил, норм и стандартов работы позволяет обеспечить единообразие документов на всех этапах бюджетного процесса за счет внедрения бюджетных контролей во всех информационных пространствах;
экономия бюджетных средств на автоматизацию процессов управления общественными финансами в регионе;
возможность осуществления мониторинга на основании применения единой политики бюджетной классификации;
проведение сверки бюджетных ассигнований при софинансировании расходов;
оперативная реакция на возникающие в муниципальных образованиях ситуации при исполнении бюджета: вовремя принятые меры позволяют не допустить неблагоприятных последствий в будущем;
получение в режиме реального времени оперативной и регламентной отчетности о планировании и исполнении всех бюджетов с возможностью раскрытия вплоть до первичного документа;
четкое разграничение прав доступа к той или иной информации для каждого уровня пользователей обеспечивает дополнительную защиту данных от несанкционированного использования.