Версия для печати 2921 Материалы по теме
Повышение эффективности расходования бюджетных средств и наращивание налогового потенциала

Белгородский район (Белгородская область) —
победитель XII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом II степени

Анатолий Тихонович ПОПКОВ, глава Администрации Белгородского района Белгородской области

76-1.png

Для любого муниципального образования в современной России проблема наполнения местного бюджета выходит далеко за рамки ежедневной рутинной работы, без которой, кстати говоря, ее тоже не решить. Как увеличить доходность бюджета? Как повысить эффективность сборов налогов? Как доказать, что стабильное функционирование социальной сферы во многом зависит от справедливой налоговой политики, честности и открытости бизнеса?

Мобилизация доходов

Прежде всего для стабильного социально-экономического роста необходимо в активном режиме вести поиск внутренних резервов для формирования собственных доходов муниципальных образований и увеличения собственной доходной базы. В Белгородском районе ежегодно разрабатывается план мероприятий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета и оптимизацию расходов. Он предусматривает источники увеличения доходной части бюджета района в отраслевом разрезе и соответствующую постановку задач органам местной администрации по его выполнению.

План содержит комплекс мероприятий экономического, организационно-административного и фискального характера. В частности, речь идет о межведомственных и иных комиссиях по вопросам мобилизации доходов в консолидированный бюджет района. Так, совместными усилиями органов исполнительной власти региона и местного самоуправления удалось реализовать комплекс мер по сокращению задолженности по платежам в бюджет, контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, легализации трудовых отношений, обеспечению полноты уплаты НДФЛ строительными организациями и иностранными гражданами, обеспечению дополнительных поступлений имущественных и земельных платежей. Общая сумма дополнительных доходов консолидированного бюджета района от реализации этих мер в 2018 году составила 129,4 миллиона рублей.

В 2018 году органами местного самоуправления и УФНС России по Белгородской области в рамках областного проекта «Совершенствование системы управления земельными ресурсами и обеспечение роста земельных платежей» в районе была проведена комплексная работа, направленная на обеспечение правильного применения налоговых ставок земельного налога, учитывающих кадастровую стоимость и вид функционального назначения земельных участков. В результате в консолидированный бюджет района дополнительно поступило 8,1 миллиона рублей земельного налога.

Для реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой по обеспечению полноты уплаты НДФЛ с дохода, полученного от сдачи населением в аренду жилых помещений, была проведена работа по выявлению жилых объектов, сдаваемых в аренду. В течение 2017–2018 годов выявлено 547 таких объектов, в консолидированный бюджет района поступило 6,9 миллиона рублей.

Также в числе мер — совместная работа органов местного самоуправления с федеральными структурами, направленная на укрепление доходной части консолидированного бюджета района, соблюдение налогового законодательства, укрепление платежной дисциплины и сокращение задолженности в бюджет. Несомненно, эффект от этих мер ощутим. Именно благодаря эффективности проведения совместных плановых мероприятий только недоимку по налогам для физлиц за последние три года удалось сократить на 43%.

Промышленные парки

Но кроме мероприятий, направленных на обеспечение полноты уплачиваемых платежей, необходимо расширять налогооблагаемую базу муниципального образования за счет привлечения инвестиций и открытия новых производств. А такие задачи не имеют решения без развернутого стратегического планирования, развития инженерной и транспортной инфраструктуры, проектного моделирования. Результатом такого комплексного подхода в Белгородском районе стало создание современных технопарков — точек зарождения и роста новых производств, которые значительно повысили инвестиционную привлекательность территории.

В Белгородском районе, как и в Белгородской области в целом, на протяжении многих лет ведется целенаправленная работа по улучшению инвестиционного климата. Она включает в себя различные механизмы: от совершенствования нормативной правовой базы и расширения видов имущественной и финансовой поддержки хозяйствующих субъектов до формирования эффективной и доступной инфраструктуры для развития бизнеса.

Сегодня в районе три промышленных парка: «Северный», «Фабрика» и «Южный». Гордость района — промпарк «Северный», общая площадь его готовых производственных помещений вместе с производственным бизнес-инкубатором составляет 111 тысяч квадратных метров. Еще более 6,7 тысячи квадратных метров площадей третьей очереди находятся в стадии строительства и ввода в эксплуатацию. Уже сегодня резидентами промпарка являются 38 малых и средних предприятий, объединенных в крупные кластеры: фармацевтический, пищевой и производства изделий из пластмасс, создано 1,5 тысячи новых рабочих мест, объем производства — 6,4 миллиарда рублей.

78.png

В ближайшее время на земельном участке площадью 17 гектаров, расположенном в непосредственной близости от города Белгорода, запускаем в эксплуатацию промышленный парк «Фабрика». К 2022 году «Фабрика» примет не менее 20 предприятий-резидентов, будет создано еще 1,5 тысячи рабочих мест, освоено 1,674 миллиарда рублей инвестиций.

Активно ведутся работы по развитию индустриального парка «Южный». В течение трех лет на площадке 11,2 гектара будут обеспечены необходимые условия для размещения трех предприятий-резидентов, создано 150 новых рабочих мест, сумма привлекаемых инвестиций составит 672,1 миллиона рублей.

Для привлечения инвестиций в Белгородском районе сформирован и постоянно актуализируется реестр инвестиционных площадок и объектов недвижимости, пригодных для осуществления предпринимательской деятельности и размещения производств. На каждую площадку разработан паспорт с указанием основных сведений (владелец, условия приобретения, условия доступа к площадке, характеристика инженерной инфраструктуры). Подробные сведения об инвестиционных площадках размещены на информационных порталах, таких как ФБИП (Федеральная база инвестиционных площадок), сайтах Корпорации развития и Администрации Белгородского района.

Программа «500/10 000»

Год назад на территории Белгородской области стартовала программа «500/10 000», которая предусматривает создание к концу 2020 года в сельских территориях области не менее 500 малых предприятий с занятостью сельского населения до десяти тысяч человек. Первый конкурсный отбор состоялся в 2018 году, и более 50% от суммы поддержки, предусмотренной законом о бюджете Белгородской области в рамках программы, предоставлено шести хозяйствующим субъектам, реализующим проекты в Белгородском районе.

79.png

В настоящее время портфель Белгородского района включает 49 проектов. Их общая стоимость составляет 2,3 миллиарда рублей, предусмотрено создание 630 новых рабочих мест. Приведем лишь несколько примеров:

  • строительство в селе Бессоновка специализированного производственного комплекса по изготовлению запасных частей, узлов и агрегатов для буртоукладочных машин сахарных заводов; объем инвестиций — 120 миллионов рублей, 35 новых рабочих мест;

  • строительство в селе Малиновка тепличного комплекса по выращиванию грибов шампиньонов мощностью 5 тысяч тонн в год; объем инвестиций — 950 миллионов рублей, 121 новое рабочее место;

  • строительство в селе Никольское первой очереди кролиководческой фермы; объем инвестиций — 14,4 миллиона рублей, десять новых рабочих мест.

Поддержка производства в сельской местности помогает решать и другие задачи: более рационально и сбалансированно распределяются производительные силы, увеличивается приток высококвалифицированных специалистов в сельские территории, где создаются новые рабочие места с достойной заработной платой, повышается качество жизни сельского населения. Уже сегодня нами в реализуемые проекты, и в проекты, где инвестиционная фаза завершена, привлечено более 670 миллионов рублей, создано 180 рабочих мест. Только за первые два года действия программы «500/10 000» количество занятых в малом и среднем предпринимательстве в сельской местности выросло на 5%, а за четыре года ожидается общий рост не менее 16%. По итогам 2018 года Белгородский район лидирует среди муниципальных образований Белгородской области по темпам реализации программы «500/10 000».

Таким образом, на территории района формируется мощный промышленный кластер, где создаются новые рабочие места, есть вся необходимая для ведения бизнеса инфраструктура и, что немаловажно, есть потенциал для дальнейшего роста и улучшения инвестиционного климата. Отметим, что положительный эффект от таких мер сказывается и на пополнении местного бюджета.

Экономия на закупках

В основе нашей бюджетной политики лежат два принципа — сбалансированности и взвешенности. На сегодняшний день приоритетной задачей, стоящей перед финансовой сферой, является эффективное и рациональное использование бюджетных средств. Ее решение достигается за счет эффективной политики, проводимой в районе при осуществлении закупок учреждениями района.

За 2018 год в районе было сэкономлено и перераспределено на приоритетные социально значимые цели порядка 67 миллионов рублей. Такая экономия была достигнута за счет проведения большей части закупок через конкурентные процедуры. Например, закупка продуктов питания для бюджетной сферы в Белгородском районе осуществляется через совместные торги. Уже в сентябре текущего года будет размещена большая часть закупок для нужд 2020 года. Такая схема показала себя эффективной, поскольку укрупненная закупка более привлекательна для товаропроизводителей.

Также на территории района внедрен и активно используется учреждениями электронный магазин малых закупок Белгородской области. С его помощью учреждения не только соблюдают принцип конкуренции, положенный в основу 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, но и экономят бюджетные средства.

Повышение эффективности расходов

Что касается расходования бюджетных средств, то здесь также необходимо постоянное совершенствование, выбор оптимальных подходов. Расходы Белгородского района формируются по программному принципу и учитывают все первоочередные потребности муниципалитета. На сегодняшний день в районе реализуется 11 муниципальных программ с общим объемом финансирования 4,1 миллиарда рублей, что составляет 91,8% всех расходов бюджета муниципального образования.

Важнейшее направление расходования бюджетных средств — отрасли социальной сферы. Их доля в расходах бюджета 2019 года составляет 79,9%. В 2018 году на финансирование социальной сферы было направлено 3,1 миллиарда рублей. Основные статьи расходов — социальная политика, образование, культура, физическая культура, спорт и молодежная политика. За этими цифрами стоят реальные дела и проекты. Это рост зарплат работников бюджетной сферы, десятки построенных и пущенных в эксплуатацию культурных, образовательных, спортивных объектов.

Для повышения эффективных расходов в районе принимаются меры по их оптимизации. Одной из таких мер является централизация бухгалтерского и бюджетного учета. Начиная с прошлого года мы поэтапно работаем над созданием централизованной бухгалтерии. Определены механизмы и способы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях различных типов (казенных, бюджетных и автономных).

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета по учреждениям культуры производится на базе автономного учреждения культуры «Майский районный дом культуры». К АУК «Майский РДК» в результате ликвидации было присоединено 43 учреждения культуры, в том числе 17 юридических лиц. Для отрасли физической культуры, спорта и молодежной политики было создано муниципальное автономное учреждение «Центр развития спорта» Белгородского района, на обслуживании которого находится пять учреждений. В результате реорганизаций централизованы функции кадрового, финансового обеспечения, закупки и административно-хозяйственное обслуживание учреждений.

Говоря о тенденциях и принципах ведения бюджетной политики Белгородского района, отметим, что главный финансовый документ муниципального образования не только традиционно сохраняет все социальные обязательства, но и создает условия для экономического роста, притока инвестиций.

Прозрачность и открытость бюджетного процесса

Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса — одна из ключевых задач бюджетной политики нашего муниципалитета. На официальном сайте комитета финансов и бюджетной политики района с 2015 года функционирует раздел «Бюджет для граждан». Здесь в доступной для жителей форме изложены основные параметры бюджета муниципального района, а также информация, связанная с его планированием и исполнением. Жители района могут узнать, какие направления в деятельности муниципалитета приоритетные, принять участие в обсуждении принимаемого бюджета.

Для привлечения населения в бюджетный процесс в муниципалитете реализован проект «Внедрение инициативного (партиципаторного) бюджетирования на территории Белгородского района». Проект поддержки местных инициатив стартовал в районе в 2017 году. Суть его в том, что жители городских и сельских поселений сами выбирают, какие социально значимые проекты они хотят реализовать, и подают заявки на конкурс. Программы-победители финансируются из областного и местного бюджетов, а также за счет населения, местных организаций и предприятий. Что важно, население может делать свой взнос и в форме выполнения работ. Проект уникален тем, что он показывает: повышение качества жизни в муниципалитете зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно граждане решают, какой проект будет реализован и какие усилия они готовы для этого приложить.

Добавлю, что с 2012 года в рамках всероссийской акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях» в районе ежегодно проходят открытые уроки для школьников с участием специалистов комитета финансов и бюджетной политики. Наша работа по развитию финансовой грамотности населения должна сформировать в людях понимание принципов бюджетного планирования при прогнозировании семейного бюджета, чувство ответственности за личное и семейное финансовое благополучие, осознание необходимости уплаты налогов, а также повысить уровень доверия граждан к органам местного самоуправления. В конечном итоге финансовая грамотность — жизненный навык, необходимый для повышения уровня жизни и для уверенности в завтрашнем дне.

Поделиться