Версия для печати 3011 Материалы по теме
Непосильная нагрузка на МСП

В России 2020 год объявлен Годом предпринимательства. Главная цель данного события — помощь отечественному бизнесу с выходом на зарубежные рынки, популяризация предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, прежде всего молодежи. «Вместе с тем в Совете Федерации сегодня обеспокоены положением дел у малого и среднего бизнеса», — отметил заместитель председателя Совета Федерации Н. А. Журавлев.

Подарок под елочку

Журавлев напомнил, что в 2020 году предпринимателей ждет «подарок» в виде роста коэффициентов-дифляторов, увеличения фиксированных страховых взносов, запрета патентов и ЕНВД при торговле маркированной продукцией (лекарства, обувь и одежда из меха). «К нам обратились порядка 50 регионов с заявлением о том, что все эти изменения сильно ударят по малым и средним предприятиям и станут барьером на пути их развития», — рассказал Журавлев. Он также добавил, что непонятно, на основании каких расчетов отменяются и изменяются налоговые режимы. «Мы хотели к сегодняшнему заседанию оценить перспективность постоянно поступающих от регионов предложений: просчитать эффект от возможного снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес с учетом уровня их доходов в разрезе разных налоговых режимов, спрогнозировать возможные выпадающие поступления в бюджеты субъектов, — поделился спикер. — Однако выяснилось, что таких данных в ФНС нет». Спикер добавил, что служба в этом не виновата, просто перед ней никто и никогда не ставил таких задач. «Тогда тем более не ясно, на основании каких данных мы принимаем решения по введению и тем более отмене и изменению спецрежимов», — отметил Журавлев и призвал собравшихся задуматься о налоговых послаблениях для «малышей», для которых каждый свободный рубль — это возможность развивать свой бизнес.

«Косвенным подтверждением непосильной налоговой нагрузки на малый бизнес является сокращение безналичных платежей, которое особенно заметно в системе общественного питания, — считает сенатор. — По признанию самих предпринимателей, примерно две трети из них активно оптимизируют налоговую нагрузку, уходя в тень». Журавлев указал, что самой главной фискальной нагрузкой являются страховые взносы. Нагрузка растет именно на добросовестных плательщиков, выплачивающих сотрудникам белую заработную плату. При этом льготы по страховым взносам доступны лишь отдельным категориям малого бизнеса. До 2017 года пониженные тарифы были предусмотрены в отношении более 60 видов деятельности, а в 2019-м таких видов деятельности осталось только 12. «Разумная фискальная нагрузка на фонд оплаты труда крайне важна для конкурентоспособности российских предприятий, так как в отличие, например, от налога на прибыль или НДС она бьет только по отечественным товаропроизводителям, — полагает спикер. — К тому же бремя зарплатных налогов ощутимо прежде всего в трудоемких отраслях».

Журавлев поднял еще одну важную проблему — прогнозируемость господдержки. Сегодня разработано много эффективных субсидий, которые пользуются спросом у бизнеса и действительно помогают ему развиваться. Однако каждый год меняются условия и порядок их получения «Мы каждый год начинаем что-то добавлять, отменять, менять, но без стабильности бизнесу невозможно прогнозировать свою деятельность. Нет понимания, какие меры поддержки будут через 5–10 лет», — подчеркнул представитель Совета Федерации.

Все в «цифру»

В плане поддержки малого и среднего бизнеса интересен опыт Московской области. На сегодняшний день МСП Московской области обеспечивает 31% ВРП. По словам губернатора А. Ю. Воробьева, в минувшем году на помощь малому бизнесу было выделено 1,2 миллиарда рублей, из которых 800 миллионов — региональные средства. «Кому-то цифра покажется внушительной, но для такого количества предпринимателей, как в Подмосковье, это как слону дробина, — сказал Воробьев. — Мы понимаем, что данная мера важна, но она больше декоративная». О ее декоративности говорит и тот факт, что в 2019 году господдержку получили всего 210 субъектов малого бизнеса, работающих в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, социальной сфере.

По мнению губернатора, более важной и глобальной помощью МСП является установка «не кошмарить бизнес», а также оцифровка всех государственных услуг и процедур. «Все, что в „цифре“ — оно летает, все, что на бумаге, сегодня даже не ползает», — считает Воробьев. В пример он привел субсидию для молочных хозяйств области. Когда услуга была не цифровая, на ее получение уходило 30 дней. Сейчас через семь дней после подачи электронной декларации субсидия поступает на счет предпринимателя без каких-либо поездок — все документы сдаются в электронном виде. На региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде представлены практически все наиболее востребованные услуги для бизнеса.

Как считает Воробьев, перевод всех государственных услуг и процедур взаимодействия с госструктурами в цифровой режим позволит убрать административные барьеры с пути МСП. «Если нет человека, который ставит препоны, — нет проблемы. Если есть человек и не прописаны процедуры, то он начинает морочить голову», — полагает руководитель Московской области. По его словам, сегодня в Подмосковье одна из самых сложных тем — модернизация системы Росреестра. Напомним, что в сентябре Росреестр сообщил о технических неполадках в сервисах по Московской области, которые привели к увеличению сроков оказания услуг.

Что касается контрольно-надзорной деятельности, то губернатор особо отметил взаимоотношения предпринимателей с Роспотребнадзором. Он считает, что все регламенты необходимо четко прописать: предприниматели должны понимать, какой шаг им нужно сделать для получения справки или разрешения.

2020 год объявлен Годом предпринимательства. Мероприятия пройдут в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы»

Меньше отчетности

По мнению председателя «Деловой России» А. Е. Репика, предпринимателей волнует не столько величина налогов, сколько их администрирование и все, что связано с отчетностью. «Давайте снимем бремя предоставления налоговой отчетности с организаций и предпринимателей, которые находятся на спецрежимах и обязаны применять ККТ», — предложил спикер.

Кроме того, как считает эксперт, необходимо предусмотреть какой-то льготный переходный период для предприятий, находящихся на УСН и превысивших лимиты по доходам или численности. «Что делать предпринимателю, когда его бизнес достиг установленных для него рамок: создавать новое предприятие, заниматься „оптимизацией“ налогообложения? — задался вопросом спикер. — Сегодня у предпринимателей нет достаточной мотивации, чтобы развивать дело, инвестировать в производственную базу. Остается уход в серую зону экономики, и к этому подталкивает существующее регуляторное поле». «Деловая Россия» выступает за расширение рамок УСН в целом и за введение еще одной ступени для предприятий, применяющих эту систему налогообложения. Касаемо налогового бремени Репик согласился с тем, что особенно ощутимыми для малого бизнеса являются страховые взносы в фонды и налог на имущество.

Качество статистики

Проблему теневой занятости россиян затронул генеральный директор ООО «Национальные кредитные рейтинги» К. А. Лукашук. По данным исследования, проведенного этой компанией, общее количество неформально занятых, выпадающих из поля зрения налоговой статистики, оценивается в 13 миллионов человек, или 18% рабочей силы в возрасте 15 лет и старше. «Как мы вышли на цифру в 13 миллионов невидимых для бюджета работников? Мы оценили рынок труда на основе данных Федеральной налоговой службы о зарплатах, с которых был уплачен НДФЛ, и сравнили эти результаты со статистическими данными Росстата». Численность работающих россиян, по данным ФНС, на 22% меньше, чем по данным Росстата. Из статистики налоговой службы следует, что налоги платят 58,9 миллиона человек, Росстат же оценивает число работающих в 72,3 миллиона человек. Это значит, что бюджет ежегодно недополучает 3 триллиона рублей«, — прокомментировал исследование спикер.

39.jpg

В докладе Лукашука прозвучал еще один интересный вывод: по данным Росстата, средняя заработная плата россиян на 25% выше, чем по данным ФНС. Росстат сообщал, что среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 2018 году составляла 39,2 тысячи рублей. По информации же налоговой службы, средняя зарплата составляла 31,1 тысячи рублей. Данные факты красноречиво говорят о том, что качество статистики оставляет желать лучшего.

Безвозвратных субсидий быть не должно

По словам председателя Совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга В. С. Меньшикова, главным фактором, стимулирующим развитие предпринимательства в России, в 2018 году бизнес назвал политику государства. Она же является и главным фактором, негативно влияющим на развитие. «Из года в год эксперты отмечают агрессивность и непредсказуемость государственной политики, постоянно ужесточающиеся правила ведения бизнеса и усиливающееся давление на него», — отметил Меньшиков. В качестве непредсказуемости государственной политики спикер привел такой пример. В Санкт-Петербурге долгое время действовал мораторий на введение торгового сбора. На текущий год мораторий продлен, но правительство города объявило, что в 2021 году сбор будет введен. Для определения размера ставки сбора в 2020 году правительство проведет исследование. Соответственно, фактически вся сфера торговли не понимает, какое будет налогообложение в будущем году, и предприниматели не могут строить планы на перспективу.

Также спикер высказался и относительно господдержки МСП. Меньшиков считает, что безвозвратных субсидий быть не должно. «Предприниматель, за исключением тех, кто занимается каким-то инновационным или социальным бизнесом, должен сам зарабатывать деньги, и никаких безвозвратных субсидий для него быть не должно, — отметил эксперт. — А чтобы предприниматель мог зарабатывать, нужно снять все барьеры, сделать доступными заемные средства». По мнению спикера, суммы, выделенные в рамках господдержки МСП, разумнее направить на снижение ставок по кредитам, лизинговые программы и т. д. «Пусть предприниматель получает дешевые кредиты, но он будет знать, что ему их надо возвращать. Это важный и психологический момент», — высказал свое мнение Меньшиков.

Также он обратил внимание собравшихся на некоторые действующие весьма странные, по его мнению, нормы, которые не несут смысловой нагрузки, но заставляют предпринимателей нарушать закон. Например, внутри ресторана при наличии лицензии можно продавать алкогольные напитки любой крепости, а на летней террасе этого же ресторана разрешаются напитки не крепче 16,5 градуса. «Ситуация касается всей страны, понятно что 95 процентов предпринимателей это требование нарушают, за что могут быть реально наказаны, — отметил спикер. — В то же время смысл ограничения не вполне понятен».

Отмена ЕНВД — 16 миллионов недовольных

Член Совета Федерации П. В. Тараканов серьезно озабочен последствиями для малого бизнеса от отмены ЕНВД. «По данным предпринимательского сообщества отмена ЕНВД приведет к росту налоговой нагрузки до десяти раз, что существенно снизит рентабельность субъектов МСП и приведет к многочисленным сокращениям работников, закрытиям бизнеса, росту цен, — считает сенатор. — Особенно остро стоит вопрос на селе. Представители потребкооперации прогнозируют рост налоговой нагрузки почти в 18 раз. Это грозит нарушением снабжения жизненно важными товарами малых населенных пунктов, где содержание торговых точек, по сути, не приносит прибыли». В связи с невозможностью конкурировать с сетевыми структурами в малых городах и крупных селах закроются кафе и рестораны, розничные магазины. По мнению Тараканова, это грозит тем, что появится 16 миллионов недовольных граждан.

40.jpg

Как отметил сенатор, основным мотивом отмены ЕНВД является фискальная цель. При ЕНВД низкая налоговая нагрузка, помимо этого, считается, что плательщики используют вмененку в схемах дробления бизнеса и налоговой оптимизации крупных компаний. В итоге бюджет теряет серьезные суммы. «При этом какой-либо оценки рисков и негативных социально-экономических последствий от отмены ЕНВД ни Минфин, ни Минэкономразвития, ни Минтруд не проводили, — подчеркнул Тараканов. — Считаю, что такое исследование провести необходимо». Также он предложил продлить действие ЕНВД минимум на пять лет и параллельно расширить возможности применения упрощенной и патентной систем налогообложения.

Тараканов считает, что подходы налоговой политики, господдержки не способствуют выполнению показателей, зафиксированных в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По его мнению, пора говорить о снижении налоговой нагрузки. Спикер отметил, что в мире наблюдается тренд на снижение ставок налога на прибыль. В частности, в Великобритании с 2000 по 2018 год нагрузка по налогу на прибыль снижена с 30 до 19%, в Израиле за этот же период — с 36 до 23%, в Испании — с 35 до 25%, в Италии — с 37 до 24%. «Я попросил у Минфина России предоставить мне аналитическую информацию об исследованиях общего мирового и российского опыта по оценке влияния пониженных ставок налогов на улучшение ведения предпринимательской деятельности, деловую активность, рост ВВП, повышение валовой собираемости налогов, — рассказал Тараканов. — Полученный ответ бы краток: отдельные научные исследования Минфин России не проводил». Спикер считает, что сегодня необходимо сформировать такое государственное задание для НИФИ и изучить зарубежный опыт.

В своем выступлении заместитель министра финансов РФ И. В. Трунин постарался прокомментировать прозвучавшие вопросы и предложения. Так, по поводу отмены ЕНВД замминистра был весьма лаконичен: «Обсуждать данную тему не стоит, поскольку вопрос о прекращении действия данного режима был принят пять лет назад и у предпринимателей было много времени подготовиться к изменениям». Также Трунин напомнил, что у субъектов РФ есть право снижать ставки налогов по упрощенке вплоть до 1% от оборота. Это, по его мнению, позволит снизить рост налоговой нагрузки на малый бизнес.

Что касается переходных положений для предприятий на УСН, которые в течение года превысили лимиты по доходам и (или) численности работников, то, по словам Трунина, Минфин России подготовил законопроект, направленный на решение данного вопроса. В то же время спикер не считает, что данная мера каким-либо образом подстегнет развитие малых предприятий и мотивирует их переходить в среднюю категорию. По его мнению, гораздо более важная вещь — отказ от многих видов отчетности, который стал возможен благодаря цифровым технологиям. «Контрольно-кассовая техника сегодня — это, по сути, терминал, через который можно осуществлять, пока в одностороннем порядке, а в перспективе и в двустороннем, связь с налоговым органом, — рассказал заместитель министра. — Мы планируем отказаться от налоговой декларации для налогоплательщиков, находящихся на УСН с объектом „доходы“ и применяющих контрольно-кассовую технику». Исчислять налог будут налоговые органы на основании данных, переданных онлайн-кассой.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться