Версия для печати 1205 Материалы по теме
Региональные финансы в период коронавируса

В текущем году регионы оказались в непростой ситуации. В условиях ограничений, связанных с предупреждением распространения коронавирусной инфекции, и реализации мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики субъекты РФ вынуждены были пересматривать свои прогнозы, а многие — и сокращать доходы в утвержденных бюджетах. Положение осложнялось необходимостью оперативного изыскания средств для масштабного проведения профилактических мероприятий, оснащения больниц, дополнительных выплат медицинскому персоналу, поддержки наиболее социально незащищенных слоев населения.

Алексей Николаевич ЧИБИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента финансов Воронежской области

Основные параметры бюджета

Доходы консолидированного бюджета Воронежской области на текущий год запланированы в сумме 155,3 миллиарда рублей (из них налоговые и неналоговые доходы — 110,1 миллиарда), доходы областного бюджета — 132,8 миллиарда рублей (налоговые и неналоговые — 87,5 миллиарда). Традиционно основную долю в структуре доходов областного бюджета занимают НДФЛ — 28,5 миллиарда рублей, налог на прибыль организаций — 25,3 миллиарда, налог на имущество организаций — 10,2 миллиарда, акцизы на нефтепродукты — 7,3 миллиарда, налог, взимаемый в связи с применением УСН — 6,3 миллиарда.

Несмотря на негативные проявления в экономике, в целом за восемь месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы поступили в областной бюджет на уровне плановых назначений. Это стало возможным благодаря значительному росту поступлений налога на прибыль организаций от крупнейшего налогоплательщика (за восемь месяцев рост составил 2,9 миллиарда рублей к аналогичному периоду прошлого года) и разовому поступлению НДФЛ от физического лица в результате продажи им части бизнеса. Что касается налога на прибыль по остальным плательщикам, то по отношению к прогнозу не поступило 1,4 миллиарда рублей, или более 10%. При этом налогоплательщики (в том числе крупнейшие) уже заявили на возврат в III–IV кварталах 2020 года почти 3,6 миллиарда рублей ранее уплаченного налога. По акцизам на нефтепродукты мы недосчитались 8,2% от плана, по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, — 3,3%. Кроме того, регион не получил почти треть от запланированных поступлений от применения штрафных санкций.

В настоящее время департамент финансов области на постоянной основе проводит мониторинг поступления доходов в бюджет. Учитывая значительный объем переплаты по налогу на прибыль организаций и сумму предъявленных налогоплательщиками к возврату (зачету) деклараций, основное влияние последствий пандемии на доходную часть бюджета ожидаем в сентябре — декабре. В конце июля мы получили из федерального бюджета дотацию на обеспечение сбалансированности бюджета в сумме 1,017 миллиарда рублей (из распределенных 200 миллиардов рублей) для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов. Это, несомненно, позволит смягчить ситуацию, но не перекроет полностью прогнозируемые потери бюджета.

В расходной части областного бюджета приоритетом остаются национальные проекты. Всего на эти цели на 2020 год у нас предусмотрено 24,5 миллиарда рублей. Фактическое исполнение за восемь месяцев с учетом сроков реализации мероприятий составило 12,5 миллиарда рублей, или 51%. Финансирование социально значимых расходов бюджета обеспечиваем в текущем режиме, просроченная кредиторская задолженность не допускается.

Воронежская область заключила с Министерством финансов РФ дополнительное соглашение о продлении сроков погашения реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом с 2024 до 2029 года. Высвобожденные в 2020 году средства в сумме 1,2 миллиарда рублей направляем на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. В частности, выделены средства на стимулирующие выплаты работникам медицинских организаций, учреждений социальной защиты, приобретение средств индивидуальной защиты и дезинфекции, средств для лабораторных исследований, ремонт медицинского оборудования, подготовку школ к новому учебному году в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.

Приняты дополнительные меры социальной поддержки граждан, прежде всего находящихся в трудной жизненной ситуации и семьей с детьми. Организовано оказание адресной помощи нуждающимся в виде набора продуктов питания и предметов первой необходимости, осуществлены выплаты семьям, имеющим право на региональный материнский капитал, на детей в возрасте до трех лет включительно; оказана материальная помощь гражданам, имеющим детей, получающих бесплатное горячее питание. Дополнительные средства также направлены для ввода в эксплуатацию и обеспечения деятельности нового инфекционного центра, построенного по поручению Президента России.

Из федерального бюджета для реализации мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции область получила 3 миллиарда рублей. Это помогло обеспечить своевременное оснащение коечного фонда, приобрести необходимое оборудование и средства индивидуальной защиты медицинских работников, производить стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты.

Департамент финансов области постоянно анализирует ситуацию с исполнением местных бюджетов. Это делается для того, чтобы не допустить в муниципалитетах сбоев в финансировании социально значимых расходов в связи с уменьшением налоговых поступлений. В случае выявления рисков образования кассовых разрывов принимаем решение об авансировании финансовой помощи на общее покрытие расходов в счет будущих периодов либо о предоставлении бюджетных кредитов под 0,1% годовых. В июле 2020 года лимиты предоставления бюджетных кредитов муниципалитетам на покрытие временных кассовых разрывов были увеличены на 0,5 миллиарда рублей. В целях оздоровления муниципальных финансов еще в прошлом году мы провели реструктуризацию задолженности муниципалитетов по бюджетным кредитам прошлых лет на условиях ее списания в объеме 1,6 миллиарда рублей. Это также сохранило дополнительные ресурсы в местных бюджетах.

Все проекты изменений в бюджеты городских округов и муниципальных районов проходят экспертизу. Это не только способствует повышению финансовой дисциплины и качества управления муниципальными бюджетами, но и позволяет исключить планирование не обеспеченных источниками финансирования расходов, не допустить разбалансированности местных бюджетов.

Сейчас мы формируем проект бюджета на предстоящую трехлетку. Ранее утвержденные параметры доходов и расходов на 2021–2022 годы претерпят существенные изменения, поскольку восстановление экономики до докризисных позиций потребует времени. Тем не менее, несмотря на это, бюджетная политика в области в предстоящем трехлетнем периоде также будет направлена на обеспечение сбалансированности и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Поддержка предпринимательства

В апреле текущего года губернатор Воронежской области А. В. Гусев утвердил план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Воронежской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Немалую часть плана занимают меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организация работы с предприятиями отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска. В дополнение к федеральным мерам в Воронежской области приняты следующие решения, подлежащие реализации в 2020 году:

  • снижена ставка по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (по системе «доходы — расходы» с 15 до 5%, по системе «доходы» с 6 до 1%), для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях;
  • до 31 декабря 2020 года освобождены от налога на имущество организации, не включенные в перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, — в отношении объектов, используемых для санаторно-курортной деятельности;
  • предоставлено право на уменьшение суммы налога на имущество организациям-арендодателям, являющимся собственниками административно-деловых и торговых центров, на сумму арендной платы, уменьшенной в соответствии с заключенными после 1 марта 2020 года дополнительными соглашениями к договорам аренды с арендаторами таких объектов недвижимости;
  • предоставлена отсрочка по внесению платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок с 1 апреля до 1 октября 2020 года организациям, осуществляющим деятельность в сфере наружной рекламы;
  • предоставлена отсрочка субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату арендных платежей по договорам аренды государственного имущества, составляющего казну Воронежской области, за апрель — июнь 2020 года. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, предусмотрено освобождение по арендным платежам за аналогичный период;
  • органы местного самоуправления региона снизили ставку по ЕНВД (с 15 до 7,5%) для налогоплательщиков из наиболее пострадавших отраслей.

Кроме того, при поддержке из федерального бюджета увеличена капитализация микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Воронежской области» и Гарантийного фонда Воронежской области. В результате субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется отсрочка погашения основного долга и процентов по ранее выданным микрозаймам. В настоящее время 579 субъектов МСП пользуются займами микрокредитных компаний на общую сумму 550 миллионов рублей. В рамках антикризисных мер поддержки реализуется программа предоставления льготных займов для субъектов МСП по ключевой ставке Банка России.

25.jpg

Мы регулярно информируем предпринимателей области об антикризисных мерах поддержки регионального и федерального уровня. На базе центра «Мой бизнес» организована горячая линия, проводятся вебинары по вопросам реализации антикризисных мер. Принятые в области меры были направлены на стабилизацию ситуации и вместе с федеральной поддержкой помогли предотвратить волну банкротств и сохранить активность малого и среднего бизнеса в регионе.

Долговая политика

По состоянию на 1 января 2020 года государственный долг области сложился в объеме 27,5 миллиарда рублей. За прошлый год он сократился на 3,5 миллиарда рублей, или на 11%. Долговая нагрузка уменьшилась на 5,1 процентного пункта и составила 32,6% при установленных заключенным с Минфином России соглашением 47%. В структуре долга коммерческая задолженность сократилась с 58,7 до 55,7%.

В марте 2020 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Воронежской области до уровня ruАА со стабильным прогнозом. Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой уровня долговой нагрузки, экономических и бюджетных показателей в предыдущие периоды. В сентябре 2020 года рейтинг был подтвержден. И, несмотря на изменение экономической ситуации в текущем году — прогнозируемое снижение объема доходов, у нас пока стоит задача (с учетом поддержки, оказываемой регионам с федерального уровня) по исполнению бюджета без наращивания долга.

Благодаря преимущественному использованию в составе коммерческой задолженности возобновляемых кредитных линий мы имеем возможность в течение года оптимизировать сроки их использования, временно замещая бюджетными кредитами на пополнение остатка средств на счете бюджета и свободными остатками средств государственных бюджетных и автономных учреждений. С февраля 2020 года в структуре государственного долга области временно отсутствуют кредиты от кредитных организаций. Объем долга на 1 сентября 2020 года составил 17,7 миллиарда рублей. Экономия по расходам на обслуживание государственного долга за восемь месяцев сложилась в объеме порядка 0,7 миллиарда рублей.

Одним из условий реструктуризации бюджетных кредитов является привлечение в областной бюджет банковских кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенный на один процент годовых. С учетом неоднократного ее снижения мы проводим перекредитовку действующих кредитных линий под более низкие процентные ставки. Так, в июле были заключены государственные контракты на открытие возобновляемых кредитных линий на сумму 10,5 миллиарда рублей под ставку 5,5% годовых. Однако уже в августе в связи со снижением ключевой ставки процентная ставка по данным контрактам была уменьшена до 5,25%, так как такая возможность была оговорена. Все условия заключенных с Минфином России соглашений, в том числе по ограничению долговой нагрузки, будут соблюдены и при формировании проекта областного бюджета на предстоящую трехлетку.

Организация работы в условиях пандемии

Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в текущем году внесла свои коррективы и в работу Департамента финансов Воронежской области. Мы столкнулись с необходимостью организации удаленной работы части сотрудников в целях обеспечения непрерывности бюджетного процесса. Такая возможность была обеспечена посредством использования интернета с соблюдением установленных требований к защите информации.

В текущей работе департамента мы начали активно применять видео-конференц-связь, что позволило оперативно проводить совещания в удаленном формате. Публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год впервые были проведены дистанционно.

Изменилась и работа департамента финансов как органа внутреннего государственного финансового контроля. В текущем году исключены из плана проведения контрольных мероприятий проверки учреждений здравоохранения. Вместо выездных проверок назначаются камеральные. Плановые и внеплановые проверки мы проводим с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Цифровые технологии позволили нам осуществлять государственные функции эффективно и стабильно. Тем не менее в связи со спецификой работы департамента, большим объемом и срочностью проводимых мероприятий переход в полном объеме на удаленную работу на сегодняшний день затруднен.

Поделиться