С 2017 года Управление Федерального казначейства по Томской области осваивает новое направление работы — методическое сопровождение участников государственных закупок.
Елена Николаевна БРОДЮК, руководитель Управления Федерального казначейства по Томской области
На одной волне
Федеральное казначейство и его территориальные органы поэтапно превращали казначейскую систему в среду электронной коммуникации и цифровых технологий. Федеральный закон № 44‑ФЗ менялся ускоренными темпами и погружался в электронизацию активнее всего в той части информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство. Это прежде всего единая информационная система в сфере закупок и другие ведомственные подсистемы ГИИС «Электронный бюджет».
В связи с нововведениями у заказчиков Томской области возникла острая потребность в технологическом и методологическом сопровождении, профессиональной поддержке со стороны территориального органа Федерального казначейства. Чтобы содействовать решению этих задач, я взяла под личный контроль отдел функционирования контрактной системы. Одномоментно переключившись на новый вектор развития деятельности, отдел стал локомотивом для оперативного и профессионального устранения трудностей и препятствий на пути заказчиков к выполнению требований Федерального закона № 44‑ФЗ. Так, например, в 2017 году, когда в силу вступили новые требования по формированию планов закупок и планов-графиков заказчиков в ЕИС, многие заказчики оказались не готовы к реализации новаций. Из-за отсутствия знаний и опыта работы в информационных системах, а также в связи с наличием множества ошибок технического характера в самой системе, блокирующих работу, к нам ежедневно поступали десятки обращений от заказчиков региона.
Работа по устранению проблем велась фактически в круглосуточном режиме. УФК по Томской области стало той организацией, которая стабилизировала закупочную деятельность заказчиков региона в то нелегкое для всех участников закупок время. За период с 2017 года по настоящий момент в отдел функционирования контрактной системы поступило около 900 обращений. Обозначенные в них проблемы и вопросы связаны с работой в информационных системах, соблюдением требований Федерального закона № 44‑ФЗ и других нормативных правовых актов, регулирующих контрактную систему. Стоит отметить, что на сегодняшний день во исполнение закона о контрактной системе соответствующие уполномоченные государственные органы приняли порядка 400 основных и около 900 специализированных нормативных документов.
Многолетний практический опыт сотрудников отдела функционирования контрактной системы в осуществлении закупок позволил не только быть на одной волне с заказчиками при рассмотрении обращений, но и наращивать профессиональные компетенции, направляя их на совершенствование закупочного процесса. В ходе работы сотрудники УФК формировали предложения по развитию функционала единой информационной системы в сфере закупок и смежных с ней систем, доработке законодательства в сфере закупок. 30% технических идей и предложений, касающихся изменений федерального законодательства, направленных в Федеральное казначейство (на сегодняшний день их более 100), воплощены в жизнь.
Взаимодействие с заказчиками
Самым важным и ключевым показателем в работе была и остается высокая оценка деятельности отдела функционирования контрактной системы со стороны заказчиков. Интерактивный подход к взаимодействию с участниками закупочного процесса (совещания, рабочие встречи, вебинары и пр.) позволил на опережение проработать возрастающую потребность заказчиков в более детальном и углубленном изучении различных направлений закона о контрактной системе. За четыре года отдел провел 16 информационных мероприятий, а в 65 (семинары, заседания советов УФАС, всероссийские, межрегиональные и областные совещания) принимал непосредственное участие.
В текущем году управление особое значение уделяет новому направлению в контрактной системе — электронному актированию. Федеральное казначейство провело огромную работу по созданию и запуску этого функционала. На сегодняшний день и до даты введения обязательности применения электронного актирования заказчики и поставщики вправе применять соответствующий функционал по подписанию документов о приемке товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок. В рамках данной тематики отдел функционирования контрактной системы проводит обучающие и информационные семинары.
Какие новые направления должны появляться в работе УФК, определяют сами заказчики — федерального, субъектового и муниципального уровней. Столь масштабный охват заказчиков возлагает высокую ответственность на сотрудников отдела функционирования контрактной системы, мотивируя к изучению не только федеральной нормативной базы, но и законодательства в рамках контрактной системы, регулирующего деятельность заказчиков различных уровней власти. В настоящее время на кассовом обслуживании в УФК по Томской области находятся 190 клиентов, являющихся заказчиками, в их числе 62 государственных органа исполнительной власти, 34 казенных, 78 бюджетных, 14 автономных учреждений и два акционерных общества. При возникновении проблемных ситуаций или вопросов в рамках контрактной системы управление применяет индивидуальный подход к каждому закупщику, принимая во внимание особенности закупочной деятельности и учетной политики каждой организации. Серьезный багаж знаний сотрудники отдела приобретают в ходе обучения, которое они проходят на систематической основе. Это и курсы повышения квалификации, и образовательные семинары, и профессиональная переподготовка.
Контрольная деятельность
В полномочия отдела функционирования контрактной системы входит также предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ контроль планов-графиков заказчиков, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов ЕИС в сфере закупок. С 2018 года отдел осуществляет и контроль договоров о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, заключенных региональными операторами Томской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615. Более 500 таких договоров прошли тщательную проверку на соблюдение требований законодательства при их направлении в реестр договоров о проведении капитального ремонта ЕИС в сфере закупок. Компетенции сотрудников отдела позволяют им участвовать в мероприятиях по контролю в финансово-бюджетной сфере, предусмотренному Законом № 44‑ФЗ, сотрудничать с коллегами из силовых ведомств при проведении ими проверок, выступая экспертами по соответствующим вопросам.
Управление применяет индивидуальный подход к каждому закупщику, принимая во внимание особенности закупочной деятельности и учетной политики каждой организации
Также отдел взаимодействует с органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по вопросам функционирования контрактной системы и ЕИС в сфере закупок. Поскольку законодательство в сфере закупок охватывает не только деятельность заказчика, обращения в отдел поступают и от поставщиков, подрядчиков, исполнителей, уполномоченных органов в сфере закупок Томской области. Разносторонняя профессиональная деятельность специалистов отдела функционирования контрактной системы создает синергический эффект, результатом которого является эффективная работа всех участников контрактной системы.
О планах
Говоря о планах, хочется сказать: «Нет предела профессиональному совершенству!» Первоочередные и ключевые задачи ставит перед отделом функционирования контрактной системы Федеральное казначейство, определяя новые горизонты развития контрактной системы в сфере закупок. Темой для изучения на ближайшую перспективу станет закупочная деятельность, осуществляемая заказчиками в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Актуальность выбранного направления обусловлена существенным количеством обращений от заказчиков, работающих в соответствии с законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Система помощи заказчикам всегда будет актуальна и востребована в условиях колоссального объема законодательной базы и ее изменений.