Финансы№ 11 ноябрь 2020 — 08 ноября 2020

Новороссийск: новые вызовы и новые возможности

Версия для печати 1013 Материалы по теме
Новороссийск: новые вызовы и новые возможности

Руководство Новороссийска, впрочем, как и любого другого российского города, предпринимает много усилий для пополнения городской казны, поиска новых доходных источников. Плюс работа по оптимизации расходов, поддержке бизнеса, снижению долговой нагрузки, участие в нацпроектах. Это те направления, которые в минимально возможные сроки приносят заметные результаты.

Эльвира Александровна КАЛЬЧЕНКО, начальник финансового управления Администрации города Новороссийска Краснодарского края

Работа с доходными источниками

Работа по поиску новых доходных источников в Новороссийске приносит ощутимые результаты. За период с 2016 по 2019 год собственные доходы города увеличились в 1,5 раза, или почти на 2 миллиарда рублей. В 2019 году темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 119,2%, бюджет получил 5,3 миллиарда рублей собственных доходов, что больше уровня 2018 года на 856 миллионов рублей.

Неналоговые доходы напрямую зависят от эффективной работы местных властей. О качестве этой работы говорит тот факт, что за период 2016–2019 годов темп роста неналоговых доходов составил 140%. Свою работу финорган Новороссийска строит, основываясь на принципах финансового менеджмента и проектной деятельности. За каждым источником неналоговых доходов закреплены ответственные структурные подразделения администрации города.

В рамках проектной деятельности в городе действует проект «Неналоговые доходы», который позволил разработать и внедрить новые сборы и платежи. Это возмещение вреда автомобильным дорогам местного значения, причиняемого при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов, плата за прием сточных вод в городскую систему ливневой канализации и многое другое. Подробно о новых сборах и платежах, а также получаемых благодаря им материальным и нематериальным эффектам мы писали в журнале «Бюджет» № 6 за 2020 год.

Также город активно применяет меры, направленные на развитие уже существующих источников доходов. Среди них, в частности, внедрение системы муниципального весового контроля, которая позволяет снижать негативное воздействие большегрузного транспорта на дорожное полотно. Это для нас особенно актуально, учитывая роль города как одного из крупнейших транспортных хабов Юга России и основного пункта экспортной перевалки зерновых культур. Мы рассчитываем, что внедрение систем весового контроля со временем сыграет и на повышение ответственности грузоотправителей и перевозчиков — они наконец начнут соблюдать установленные весогабаритные ограничения.

Много внимания мы уделяем выявлению не вовлеченных в налоговый оборот объектов капитального строительства и земельных участков, а также земельных участков, используемых не по целевому назначению. Кстати, повышению эффективности данной работы будет способствовать внедряемая на муниципальном уровне геоинформационная система. Она аккумулирует и сопоставляет сведения от ФНС и Росреестра, анализирует данные и очень помогает при подготовке аналитики и принятии решений.

Город в тестовом режиме разворачивает систему автоматизации деятельности административных комиссий. Запуск этого проекта мы очень ждали, поскольку система позволит повысить эффективность деятельности комиссий и снизит издержки, в том числе за счет использования элементов системы межведомственного электронного взаимодействия. Цифры говорят сами за себя — в первый же месяц тестовой эксплуатации системы автоматизации было составлено столько протоколов на уплату штрафов за парковку транспорта на зеленых зонах или тротуарах, сколько раньше составляли за полгода.

Инициативное бюджетирование как способ оптимизации расходов

Падение доходов вынудило отказаться от финансирования непервоочередных расходов. По большинству контрактов сроки приемки и финансирования работы были сдвинуты на более поздний период. Однако необходимо заметить, что данная мера не затронула контракты, заключенные в целях реализации национальных проектов. Город продолжает в полном объеме обеспечивать их финансирование.

27.jpg

Финансирование социальной сферы и мер поддержки экономики сейчас крайне важно, и нельзя допускать, чтобы выделенные городом средства, призванные приносить пользу, оставались незадействованными. Мы за этим тщательно следим и такие средства своевременно используем на запланированные цели либо оперативно перенаправляем на срочные мероприятия, такие как софинансирование национальных проектов, краевых, федеральных программ, строительство и реконструкция объектов социально значимого характера, устранение последствий распространения коронавирусной инфекции.

Ощутимо сократить расходы городского бюджета позволяет применение инициативного бюджетирования и развитие имиджевых проектов — в текущем году общая сумма экономии, образовавшаяся благодаря этим механизмам, составила более 500 миллионов рублей. Благодаря привлечению спонсорских средств с помощью развития имиджевых проектов и использования нетворкинга городу удалось обустроить сквер Победы, приобрести компьютерное и интерактивное оборудование для центра дополнительного образования «Школьник-2». Также были закуплены интерактивные доски для детского сада № 18, подготовлен проект спортивного зала технико-экономического лицея, установлена арт-скамейка «Читай под солнцем» и многое другое.

В рамках инициативного бюджетирования мы продолжаем реализовывать проекты по бетонированию территорий методом народной стройки, засыпке щебнем дорог, обустройству детских и спортивных площадок, воплощаем в жизнь много других важных для горожан инициатив. Год от года все больше жителей генерируют проекты, а сами проекты становятся более продуманными, интересными и креативными. И количество реализованных проектов тоже растет. Если в 2018 году нам удалось осилить 25 проектов, то в 2020 году — уже 221!

В 2020 году мы заняли второе место в IV Всероссийском конкурсе проектов по инициативному бюджетированию в номинации «Общественное партнерство» с проектом «Правильное питание — основа здоровья подрастающего поколения». Организатором конкурса выступил НИФИ Минфина России. На федеральном уровне Новороссийск отмечен как единственный город в Краснодарском крае, который успешно реализует инициативное бюджетирование. Также наш опыт внесен в сборник «Лучшие практики развития инициативного бюджетирования по итогам 2019 года».

28.jpg

Инициативное бюджетирование крайне важно для муниципалитета и еще по одной причине. Оно базируется на непосредственном участии граждан в выборе приоритетов развития города, объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. И мы хотим, чтобы сегодня каждый новороссиец был уверен, что может влиять на принятие важных и полезных для города решений.

Долговая политика

В современных условиях актуальность работы над снижением долговой нагрузки неизмеримо возрастает. По итогам реализации долговой политики с 2018 года нам удалось снизить муниципальный долг на 5,1%, это 150 миллионов рублей.

Основной целью долговой политики любого муниципального образования является своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание. Что касается опыта Новороссийска, то неоднократное рефинансирование кредитов с 2016 года позволило нам снизить процентную ставку с 17,35 до 6,4%, а также обеспечить поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение муниципальным образованием обязательств по его погашению и обслуживанию.

Если говорить о перспективе, то к задачам долговой политики Новороссийска в 2021–2023 годах отнесены:

  • оптимизация структуры муниципального долга за счет привлечения бюджетных кредитов с целью минимизации стоимости его обслуживания;
  • обеспечение поэтапного сокращения объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций;
  • обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о муниципальном долге;
  • соблюдение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством РФ в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
  • внедрение бережливых технологий, которые позволят постепенно оптимизировать все существующие регулярные процессы деятельности.

На сегодняшний день работа по снижению процентных ставок по ранее полученным кредитам продолжается. Уже отыграны торги на процентную ставку 6,4%. Стремимся к уровню ключевой ставки Центрального банка России 4,5%.

Участие в нацпроектах

Как уже упоминалось выше, реализации нацпроектов город уделяет повышенное внимание. В частности, на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Новороссийске с 2019 года ежегодно выделяется 550 миллионов рублей. В текущем году в городе был запланирован ремонт 39 дорожных объектов. К настоящему моменту все работы завершены, то есть мы справились даже раньше установленных сроков, и теперь наши силы сосредоточены на строительстве новых социальных объектов — школ и спортивных комплексов.

29.jpg

Благодаря федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», входящему в национальный проект «Жилье и городская среда», и инициативе неравнодушных граждан в текущем году нам удалось запустить работы по благоустройству четырех придомовых территорий. В рамках нацпроекта «Образование» в 2020 году на базе одной сельской школы создан центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». До конца года для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков будет создана соответствующая материально-техническая база в четырех городских школах.

30.jpg

Новые возможности

Пандемия помимо очевидного негативного воздействия на экономику приоткрыла своего рода окно возможностей для города. Ограничения на выездной туризм, введенные Правительством РФ из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, дали дополнительный импульс для развития внутреннего туризма. Мы фиксируем повышение по сравнению с уровнем прошлого года востребованности нашего туристического кластера. Активно развиваются новые туристические маршруты, в рамках проектов муниципально-частного партнерства растут услуги велошеринга и кикшеринга[1].

В связи с этим в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» мы сейчас делаем берегоукрепление набережной и занимаемся оборудованием муниципального пляжа. Активно реализуем проект по развитию жемчужины нашего муниципального образования — Абрау-Дюрсо. Идет развитие и других курортных территорий муниципалитета. По оценкам экспертов, за текущий курортный сезон город посетило свыше 540 тысяч туристов.

Рост турпотока стал драйвером для развития предприятий санаторно-курортного бизнеса. Владелец одной из баз отдыха заявил проект ее реконструкции с общим объемом инвестиций на уровне миллиарда рублей.

Особенно популярным сейчас становится этногастрономический туризм, развитию которого в последнее время мы уделяем много внимания. На наш взгляд, в связи с принятием в прошлом году Закона № 468‑ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», данный вид туризма будет у потребителя в приоритете. А мы готовимся — регион наращивает площади, занятые виноградниками, развивает предприятия по переработке сельхозпродукции, реализует проект по закладке садов экстенсивного типа.



[1] Система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов.


Поделиться