В статье описаны решения, которые помогут максимально полно использовать данные, накопленные в региональных информационных системах.
Наталья Юрьевна ЗЕЙТЕНИДИ, коммерческий директор Компании БФТ
Сегодня все чаще говорят о взрывном росте объемов генерируемых и получаемых данных. Региональные информационные системы полны сведений, номенклатура и объем которых постоянно увеличиваются. Это несет как определенные выгоды, так и трудности. Когда данных много, их нелегко структурировать, обрабатывать, сравнивать и анализировать, а иногда даже просто оперативно находить и извлекать. Из-за этого нерационально используется важный ресурс — время.
Выбрав правильный подход к управлению данными, а также удобные инструменты для работы с ними, можно в разы быстрее и эффективнее достигать поставленных целей и получать конкретный результат. Прийти к этому поможет цифровая трансформация управления, которая предполагает интеграцию процессов и данных, обмен данными между взаимосвязанными системами и непрерывное управление, позволяющее накапливать, анализировать данные и даже прогнозировать будущие ситуации.
Опираясь на принципы цифровизации, Компания БФТ разработала платформу «Цифровой регион» — комплексную многоуровневую систему для автоматизированного принятия управленческих решений и эффективного управления регионом на основе данных. В состав платформы входит ряд удобных цифровых инструментов, в том числе готовые ИТ-решения, которые позволяют хранить данные (нормативно-справочную информацию (НСИ) и другие наборы данных), систематизировать их и обеспечивать оперативный доступ к ним.
Организация работы с НСИ
Основу информационного пространства ведомств и организаций региона составляет нормативно-справочная информация. Она включает в себя реестры, справочники, классификаторы, кодификаторы и другие наборы данных — всю ту информацию, которая обеспечивает унификацию данных, используемых в повседневной деятельности.
При работе с НСИ особенно важно обеспечить централизованное ведение и распространение нормативно-справочной информации. Без этого будет сложно получить и сопоставить данные и отчеты из разных информационных систем, перевести процессы информационного взаимодействия полностью в электронный вид с обеспечением юридической значимости передаваемых сведений. А основная задача централизованного ведения НСИ — определить источники справочной информации и способы их получения.
Учесть указанные выше моменты позволит информационная система для централизованного распространения и согласованного изменения нормативно-справочной и реестровой информации на региональном и муниципальном уровнях. В продуктовой линейке Компании БФТ за это отвечает решение «БФТ.ЕНСИ».
В целевой схеме управления «БФТ.ЕНСИ» справочники и классификаторы загружаются в единую централизованную систему НСИ и распространяются по единым регламентам из одной точки. Через открытый программный интерфейс (API) осуществляется распространение НСИ в системы-потребители. Благодаря этому к ней могут быть подключены любые информационные системы региона. При этом выгружаться могут как полные версии справочников, так и отдельные сведения, например только изменения или данные по запросам системы-потребителя. Стоит отметить, что управление НСИ может быть организовано как в автоматическом режиме работы, так и по заявкам, когда создание и изменение нормативно-справочной информации осуществляется операторами и экспертами НСИ.
В состав «БФТ.ЕНСИ» входят подсистемы, предоставляющие ЕГРЮЛ/ЕГРИП, классификаторы бюджетного процесса, банковские классификаторы, сведения из ФИАС, общероссийские классификаторы. Перечень подсистем может быть расширен при необходимости.
В числе возможностей централизованной системы управления НСИ:
- наличие набора инструментов по управлению данными:
- изменение данных посредством заявок;
- дедупликация для очистки справочников от дублирующих данных;
- организация сложносоставных записей для справочников, имеющих более одного источника данных;
- возможность создания структур объектов НСИ, заполнения их данными и распространения как по запросу, так и по расписанию;
- открытый программный интерфейс для подключения систем поставщиков и потребителей НСИ.
«БФТ.ЕНСИ» не только обеспечивает поддержку актуальных копий федеральных справочников для использования региональными информационными системами, но и дополняет федеральные справочники необходимыми для региональных систем реквизитами. В случае когда данные имеют несколько источников, информация пройдет проверку в системе «БФТ.ЕНСИ», дедупликацию и обогащение, а также будет приведена к единой форме. Таким образом, формируется «золотая запись», которая позволяет создавать и поддерживать достоверные, актуальные и непротиворечивые данные.
Цифровое хранилище документов
Удобное хранилище электронных документов — необходимый инструмент при работе с данными на всех уровнях управления. Цифровой формат во многом упрощает задачи и позволяет организовывать процессы централизованно. Компания БФТ предлагает для этого решение «БФТ.е-Архив». Его инструменты позволяют организовать удобную схему работы с документами. Становится возможным:
- создание единой точки доступа для разных систем и пользователей к электронным документам и вложениям документов за многолетний период с развитыми возможностями поиска;
- обмен между системами без необходимости передачи файла вложения документа в натуральном виде;
- снижение рассинхронизации данных (копий и версий файлов вложений документов) между взаимодействующими информационными системами;
- обращение к системе с использованием открытого программного интерфейса;
- снижение совокупных объемов хранимых данных взаимодействующих информационных систем.
Удобное хранилище электронных документов — необходимый инструмент при работе с данными на всех уровнях управления
В итоге решение позволяет создать на региональном или муниципальном уровнях хранилище электронных документов, хранить документы и отчетность как из систем линейки БФТ, так и из других информационных систем, осуществлять поиск и предоставление документов и файлов-вложений из разных систем за многолетний период из единой точки доступа. Также «БФТ.е-Архив» обеспечивает уникальность и однозначность версий электронных документов и вложений для взаимодействующих систем, однократное размещение и многократное использование вложений документов несколькими системами.
С внешними системами взаимодействие осуществляется через открытый API. «БФТ.е-Архив» позволяет хранить историю изменений состава вложений документов в карточках системы, снижать совокупный объем дискового пространства взаимодействующих систем. Хранилище электронных документов можно использовать как отдельную подсистему для хранения и просмотра вложений документов во взаимодействующих системах.
Экосистема платформы «Цифровой регион»
Решения «БФТ.ЕНСИ» и «БФТ.е-Архив» совместно с другими элементами платформы «Цифровой регион» создают единое пространство данных в регионе. Важно, что внедрение этого комплекса инструментов позволяет учитывать основные принципы построения цифрового региона, такие как обработка больших объемов данных в режиме реального времени, датацентричность, интеграция систем для эффективного информационного взаимодействия, открытый цифровой диалог с населением, применение автоматизированных технологий принятия решений.
Помимо описанных выше систем в состав платформы «Цифровой регион» входят также ИТ-решения для организации многомерной аналитики и отчетности («БФТ.Хранилище»), межсистемного взаимодействия («БФТ.ПИВ»), мониторинга и контроля (порталы «БФТ.Регион Онлайн», «БФТ.Нацпроекты»), а также сервисы для взаимодействия государства с гражданами и бизнесом (порталы «БФТ.Бюджет для граждан» и «БФТ.Решаем вместе»). В итоге пользователи получают целый комплекс цифровых инструментов, которые бесшовно интегрированы друг с другом и позволяют работать с данными автоматически и централизованно.
Возможно выбрать и внедрить отдельные элементы платформы «Цифровой регион» для решения конкретных поставленных задач, будь то организация хранилища электронных документов, систематизированная работа с НСИ или другие важные направления. Однако именно комплексный подход и интеграция используемых в работе сервисов позволят прийти к умному цифровому управлению регионом.