№ 11 ноябрь 2020 — 08 ноября 2020

Бюджет в «цифре»

Версия для печати 1215 Материалы по теме
Бюджет в «цифре»

Постоянно меняющееся законодательство, современные технологии управления, новые цели и задачи — отследить все это и реализовать в жизнь по старинке весьма проблематично. О том, как цифровые инструменты помогают финансистам города в их работе, мы спросили у заместителя главы городского округа Самары — руководителя департамента финансов Оксаны Александровны ДАНИЛОВОЙ.

— Оксана Александровна, какие проблемы в области управления общественными финансами позволила решить цифровизация?

— Цифровизация управления общественными финансами Самары охватывает процессы планирования и исполнения бюджета, управления закупками и контрактами, бюджетный учет и отчетность, аналитические инструменты. Бюджет города существует не изолированно. Бюджетный процесс включает учет межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов, заключение и исполнение соглашений, в том числе в рамках национальных проектов. Таким образом, одной из задач сегодня является централизация управления нормативно-справочной информацией (НСИ) — системой справочников и классификаторов, включающей в себя более 50 общероссийских, региональных и муниципальных справочников. Наряду с централизацией НСИ на базе департамента финансов городского округа внедряется технология единой точки входа. То есть для каждого пользователя — участника бюджетного процесса по единой учетной записи предоставляется доступ ко всем автоматизированным системам управления бюджетом и закупками. На сегодняшний день речь идет о 1,5 тысячи пользователей.

Важной задачей всегда остается соблюдение действующего законодательства в сфере бюджета и закупок. Как известно, нормативные правовые акты меняются постоянно. Отследить все новшества, а также решить новые задачи, которые федеральное правительство ставит перед регионами и муниципалитетами в НПА, без применения цифровых технологий невозможно.

Отдельного внимания заслуживает интеграция с Единой информационной системой управления бюджетным процессом Самарской области (ЕИСУБП), ГИИС «Электронный бюджет» и единой информационной системой (ЕИС). Наряду с собственными информационными системами город использует централизованную систему консолидации бюджетной отчетности, формирует перечень муниципальных услуг и заключает соглашения в электронном виде в подсистемах ЕИСУБП, использует подсистемы «Электронного бюджета», интегрирует данные по закупкам в ЕИС.

Кроме того, цифровизация в сфере управления финансами позволила обеспечить сбалансированность и устойчивость консолидированного бюджета, состоящего из бюджетов городского округа и девяти внутригородских районов. Кроме того, цифровизация обеспечила увеличение доходной части консолидированного бюджета городского округа за счет повышения качества администрирования доходов. Повышение эффективности процессов исполнения бюджета, сокращение времени и административных издержек также достигнуты за счет цифровизации. Развитие прозрачности и открытости процессов осуществления закупок и исполнения бюджета, привлечение инвестиций в развитие города и инфраструктурные проекты, снижение расходов консолидированного бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга — задачи, решить которые помогают цифровые технологии.

— Сегодня считается, что цифровизация играет огромное значение для финансового контроля. Распространяются ли внедряемые технологии на данную сферу?

— Финансовый контроль, как и любая контрольно-ревизионная деятельность, в первую очередь основывается на изучении первичных документов и связанных с ними материалов объекта контроля. Учет и работа с бюджетными обязательствами, муниципальными контрактами и договорами в цифровом виде обеспечивают возможность формирования аналитических отчетов в любых разрезах для специалистов и руководителей на всех этапах работы с бюджетом города.

При этом ошибки и нарушения всегда эффективнее предотвратить, поэтому департамент финансов города разработал систему бюджетных и аналитических контролей на всех этапах работы с исполнением бюджета. В настоящий момент система контролей насчитывает порядка 235 автоматизированных проверок, основанных на нормах Бюджетного кодекса, профильных НПА и опыте профилактики нарушений. Наряду с бюджетными контролями налажен и контроль закупок. В системе управления городскими закупками автоматизировано свыше 200 точек контроля, включая контроль на достаточность финансирования при планировании закупок.

Благодаря эффективной работе департамента финансов налажен контроль за экономией по закупкам. При планировании закупок формируются принимаемые бюджетные обязательства, и после прохождения торгов вся сформированная экономия не только учитывается, но и направляется на финансирование приоритетных нужд города.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться