Версия для печати 6853 Материалы по теме
Новая концепция совершенствования региональной политики Российской Федерации исходит из рационального размещения федеральной производственной и социальной инфраструктуры, определения мер стимулирования инвестиционного развития регионов, перехода к новым принципам применения налогово-бюджетных инструментов развития, а также из делегирования субъектам РФ полномочий, принципиально влияющих на их социально-экономическое развитие.
Дмитрий АРАТСКИЙ, заместитель министра регионального развития РФ

В России привязка стратегии соци­ально-экономического развития к конкретной территории имеет особое значение, поскольку необходимо учитывать интересы как государства в целом, так и каждого отдельного региона. Известно, что субъекты РФ сегодня находятся отнюдь не в равноправном положении: одни щедро наделены природными ресурсами, а в других суровые климатические условия, слаборазвитая инфраструктура, высокая затратность доступа к ресурсной базе. Разница между минимальным и максимальным значением валового регионального продукта на душу населения в субъектах РФ в 2004 г. составляла 73 раза, а в 2006 г. – 117 раз; по уровню безработицы регионы в 2004 г. отличались в 48 раз, в 2006 г. – в 78 раз. Степень дифференциации инвестиций в основной капитал на душу населения в субъектах РФ составляла в 2004 г. 184 раза, а в 2006 г. – 235 раз.
Как следствие, в различных территориях сложились качественно разные условия для проживания людей и развития бизнеса, и эта межрегиональная дифференциация неуклонно нарастает. В этой связи в подготовленном Минрегионразвития России проекте концепции совершенствования региональной политики Российской Федерации в качестве ее стратегической цели определено создание условий для сбалансированного социально-экономического развития регионов. Здесь, с одной стороны, предполагается сократить различия в уровне социально-эконо­ми­ческого развития субъектов РФ, а с другой – обеспечить баланс между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания, созданием равных возможностей для граждан России в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей независимо от места проживания.
Согласно проекту региональную политику предполагается осуществлять в виде системного воздействия федерального центра на региональные и местные власти и обратного воздействия регионов на федеральную власть для концентрации политических усилий и экономических ресурсов на создании в каждом регионе благоприятных условий для развития экономических специализаций, для которых сложились наилучшие условия, а также для комфортного проживания людей.
Эффективное проведение региональной политики подразумевает применение механизмов управления социально-экономическими процессами на федеральном, региональном и местном уровнях, которые обеспечивают единство целей, задач и действий всех органов публичной власти. Это позволит в значительной мере достичь еще одной стратегической цели региональной политики – сформировать рационально организованную систему государственного и муниципального управления.
Решение задачи экономического развития регионов требует прежде всего проведения государством экономической политики, направленной на развитие приоритетных для региональных экономик специализаций и стимулирование производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью путем создания условий для снижения издержек бизнеса в данных сферах. Ключевыми факторами здесь являются планирование рационального размещения федеральной производственной и социальной инфраструктуры, а также определение мер стимулирования инвестиционного развития регионов. И такие решения должны вырабатываться в рамках единой системы стратегического планирования развития регионов и государства в целом.
Система целей развития государства и его экономический потенциал должны быть определены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
В проекте концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации в разрезе субъектов РФ на основе предложений региональных властей, научного сообщества, ведущих объединений бизнеса определены зоны опережающего экономического роста, на территориях которых с учетом принципов межрегионального разделения труда и экономической интеграции прогнозируется формирование наилучших условий для развития конкретных экономических специализаций в долгосрочной перспективе. Эти зоны призваны стать платформой для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих основной вклад в экономику соответствующих субъектов РФ.
Развитие субъектов РФ в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной к сложившейся энергосырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков. Будет расти также роль новых центров инновационного экономического роста, где предполагается концентрация кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющего на изменение территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов.
Исходя из экономического потенциала регионов на федеральном уровне во взаимоувязанных с учетом ресурсных (транспортных, энергетических, финансовых, трудовых) ограничений долгосрочных стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы должны оцениваться потребности в федеральной производственной и социальной инфраструктуре и трудовых ресурсах и вырабатываться следующие стратегические решения:
1. Рациональное планирование на долгосрочный период создания инфраструктурных объектов в области транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, образования, науки и иных областях с их последующим отображением на схемах территориального планирования РФ.
2. Меры государственной поддержки развития приоритетных специализаций в регионах. Такая поддержка должна осуществляться в том числе путем предоставления налоговых, таможенных, тарифных, финансово-кредитных преференций, образования особых экономических зон.
Вторая сфера региональной политики – переход к новым принципам применения налогово-бюджетных инструментов. До последнего времени субсидии бюджетам субъектов РФ предоставлялись на основе разных методологических подходов, без должной координации, вне единой системы межбюджетного регулирования и стимулирования социально-эконо­мического развития регионов, без учета уровня их бюджетной обеспеченности.
Высокая доля «мобильных» налоговых доходов в доходах бюджетов субъектов РФ, установление на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам и изъятий из соответствующих объектов налогообложения снижает прогнозируемость бюджетных процессов в регионах, способствует росту дифференциации уровня бюджетной обеспеченности территорий.
Ключевым условием предоставления помощи становится проведение региональными властями единой государственной политики и преобразований, направленных на повышение эффективности управления в соответствующих сферах, доступности и качества публичных услуг.
В стране в силу ряда причин существуют проблемные, депрессивные регионы. Здесь развитие территориальных специализаций местной экономики возможно путем принятия особых мер для их поддержки. Ставится задача ликвидации в России территориальных образований, привыкших быть вечными иждивенцами. Но при этом нельзя допустить роста социально-экономической дифференциации регионов. Поэтому в проекте концепции мы предложили внести в налоговое законодательство изменения, которые позволят повысить финансовую самостоятельность региональных и местных властей. В их числе:
- упразднение установленных на федеральном и региональном уровнях льгот, а также изъятий из объекта налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество, включая сдаваемые в аренду федеральные и региональные земельные участки, имущество государственных учреждений, земли обороны и безопасности, лесного фонда;
- совершенствование налогообложения вертикально интегрированных компаний с тем, чтобы бюджеты регионов были максимально независимыми от их финансовой политики;
- введение налога на недвижимость с зачислением основной части доходов по нему в местные бюд­жеты;
- отчуждение государственного и муниципального имущества, не используемого для обеспечения исполнения публичных полномочий.
Нужно поощрять те регионы, которые показывают наивысшие темпы социально-экономического развития, снижают свою финансовую зависимость от федерального центра, – и такую систему стимулов необходимо расширять.
Третье направление региональной политики – завершение разграничения и делегирование субъектам исполнения полномочий, принципиально влияющих на социально-экономическое развитие регионов. На федеральном уровне различные инструменты влияния на социально-экономическое развитие субъектов РФ, включая межбюджетные трансферты, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, применяются без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики. Предлагается продолжить взятый ранее курс на децентрализацию всех полномочий, исполнение которых оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Исключение должны составить полномочия в сферах обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ. Одновременно, добиваясь наиболее эффективного взаимодействия органов власти всех уровней, предлагается сократить число представительств федеральных структур в регионах.
Для развития местного самоуправления необходим новый импульс. Это прежде всего:
- отмена возможности передачи исполнения полномочий по решению вопросов местного значения поселений органам местного самоуправления муниципальных районов, по факту размывающей этот базовый уровень местного самоуправления;
- повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов путем расширения их доходной базы, прежде всего за счет поимущественных налогов;
- вовлечение в гражданский оборот земельных участков и муниципального имущества, не предназначенного для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления;
- формирование прозрачного муниципального правового пространства посредством ликвидации многочисленных ныне действующих административных барьеров – требований к ведению бизнеса разрешительного характера в земельных, градостроительных, природоресурсных и иных отношениях.
После утверждения концепции предусматривается принятие (в основном в течение 2008–2009 гг.) ряда нормативных правовых актов, определяющих механизмы исполнения предложенных в концепции мероприятий. Сформулирована также целеориентированная система показателей эффективности реализации концепции. Конкретные значения показателей в силу их специфики достаточно трудно прогнозируемы, поэтому предложено оценивать их исполнение в период до 2012 г., после чего на базе полученных результатов будут установлены целевые ориентиры на остальной срок реализации концепции – до 2020 г.

Источник: © Бюджет, 2008, № 7
Поделиться