В августе прошлого года журнал «Бюджет» опубликовал несколько материалов о достижениях Алтайского края. О том, что изменилось за прошедшее с тех пор время, рассказывает заместитель главы администрации Алтайского края, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир ПРИТУПОВ.
– Владимир Геннадьевич, год назад перед органами государственной власти Алтайского края стояла достаточно трудная задача по формированию трехлетнего бюджета…
– Задача действительно была трудной, несмотря на такие предпосылки, созданные для перехода к среднесрочному финансовому планированию, как установление долговременных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, формализация межбюджетных отношений и разграничение полномочий между различными уровнями власти.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию направлен на повышение определенности (стабильности) бюджетной политики, ускорение подготовки и повышение качества проектов краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Алтайского края, удлинение горизонтов бюджетного планирования, возможность реализации долгосрочных инвестиционных программ и проектов, создание стимулов для оптимизации бюджетных расходов.
Аналогично утвержденному на федеральном уровне порядку администрация Алтайского края приняла постановление от 30 июня 2006 г. № 287 «Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения, исполнения и мониторинга исполнения перспективного финансового плана и составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год», а распоряжением от 24 января 2007 г. № 17-р был утвержден перспективный финансовый план Алтайского края на 2007–2009 гг.
При формировании перспективного финансового плана Алтайского края основными задачами бюджетной политики были определены обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета края, повышение результативности бюджетных расходов и строгий отбор принимаемых обязательств, а также разработка бюджета в увязке с показателями среднесрочного финансового планирования.
Среднесрочный финансовый план дает возможность сократить разрыв между показателями первоначально утвержденного бюджета и отчетными данными по его исполнению. Скользящее трехлетнее планирование на региональном и муниципальном уровнях позволит:
– обеспечить условия для заключения долгосрочных договоров и контрактов на оказание государственных и муниципальных услуг;
– более эффективно проводить оптимизацию существующей бюджетной сети;
– в рамках реформирования региональных и муниципальных финансов создать предпосылки для внедрения БОР;
– повысить ответственность региональных властей по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, что позволит улучшить качество бюджетного планирования.
Вместе с тем при формировании проектов бюджетов на трехлетний период был выявлен ряд проблем:
– одновременное изменение региональной законодательной и нормативной правовой базы и составление проектов бюджетов с точки зрения реформирования бюджетного процесса не является оптимальным;
– повышение требований к качеству прогнозирования и расчетов доходов, нестабильность налогового законодательства на федеральном уровне создают угрозу невыполнения поставленных целей в среднесрочной перспективе;
– отсутствуют четкие инструкции федерального центра по применению бюджетной классификации расходов на уровне субъектов РФ;
– незавершенность административной реформы требует ежегодного уточнения структуры органов исполнительной власти в субъектах РФ.
Результатом проведенной работы стало принятие закона Алтайского края от 14 ноября 2008 г. № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Кроме того, трехлетние бюджеты были приняты в 140 муниципальных образованиях региона: в шести городских округах, 13 муниципальных районах и 121 городском и сельском поселении.
– Алтайский край одним из первых в стране приступил к составлению трехлетнего бюджета. Как идет работа в этом направлении, каким получился краевой бюджет на 2008–2010 гг.?
– Бюджет Алтайского края на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. можно назвать бюджетом развития: он разработан с учетом принципа устойчивого и сбалансированного развития региона на долгосрочную перспективу.
Приоритетными направлениями расходов краевого бюджета на 2008–2010 гг., обеспечивающими устойчивое социально-экономическое развитие территории, являются продолжение реализации национальных проектов, выполнение краевых и ведомственных целевых программ, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры.
Сравнение консолидированного бюджета Алтайского края на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. с бюджетом на 2005 г. выявило удвоение основных показателей бюджета. Например, объем собственных доходов консолидированного бюджета с 13 855 млн руб. в 2005 г. вырос до 27 168 млн в 2008 г. (в 2 раза), общий объем доходов – с 29 398 млн до 48 960 млн (в 1,7 раза), общий размер расходов – с 28 301 млн до 50 458 млн (в 1,8 раза).
Рост налоговых и неналоговых доходов на 2008–2010 гг. заложен на уровне 123%, в том числе по местным бюджетам – на 131%, по краевому бюджету − на 120%. Расходы консолидированного бюджета увеличатся на 116%.
Основными источниками доходов краевого бюджета на 2008 г. являются налоговые и неналоговые доходы – 18 445 млн руб. (46% от общего объема доходов) и дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности – 14 475 млн (37%). В свою очередь, в структуре собственных доходов краевого бюджета преобладают налог на доходы физических лиц (38%), налог на прибыль организаций (29%), акцизы на подакцизную продукцию (14%) и налог на имущество организаций (13%).
На 2009–2010 гг. запланирован рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета – на 49% и 51% соответственно. Структура собственных доходов в 2009–2010 гг. будет аналогичной 2008 г. Доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности и в 2009 г., и в 2010 г. предусмотрена на уровне 37%.
Что касается расходов, то бюджет Алтайского края имеет ярко выраженную социальную направленность. В 2008 г. доля расходов на социальную сферу с учетом субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий составляет 55%. Среди других приоритетов можно назвать расходы на национальную экономику (15%), финансовую поддержку муниципальных образований края (10%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (7%).
В 2009–2010 гг. будет продолжаться реализация приоритетных национальных проектов, модернизация социальной сферы, прежде всего в сфере здравоохранения, образования, культуры, планируется проведение мероприятий по обеспечению населения доступным жильем, повышению благосостояния жителей края.
К числу основных направлений расходов краевого бюджета на социальную сферу отнесены расходы на продолжение устойчивого роста заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, повышение выплат в рамках реализации мер социальной поддержки населения, затраты на осуществление нацпроектов, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие жителей края, повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии.
В структуре социальных расходов бюджета на 2008 г. расходы на социальную политику составляют 38%, на образование − 36%, на здравоохранение, культуру и спорт − 26%. Отмечу, что расходы краевого бюджета на образование в текущем году вырастут по сравнению с 2007 г. на 14%, на здравоохранение и спорт − на 35%.
Важной новацией Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 1 января 2009 г., является переход к оказанию бюджетных услуг на основе государственных (муниципальных) заданий. Поэтому администрация Алтайского края приняла постановление от 28 января 2008 г. № 38 «Об оказании за счет средств краевого бюджета высокотехнологичной медицинской помощи жителям Алтайского края». Всего на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из краевого бюджета в 2008 г. будет выделено 224,9 млн руб., в 2009 г. – 239,7 млн, в 2010 г. – 256,6 млн.
Отдельной задачей является популяризация здорового образа жизни. Большое внимание будет уделяться формированию и пропаганде здорового образа жизни среди населения, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также развитию массовой физической культуры и спорта.
– В Алтайском крае приняты и реализуются краевые и ведомственные целевые программы. Расскажите, каких результатов удалось добиться в 2007 г. и какие целевые программы предусмотрены в бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.?
– В 2007 г. в регионе действовало 38 краевых целевых программ (в их состав входит 21 подпрограмма), причем их основная часть была направлена на улучшение качества жизни населения края (12 программ) и на развитие реальной экономики (11 программ). Кроме того, программно-целевым методом решаются вопросы развития инфраструктуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности, формирования нового управления, а также обеспечения экологической безопасности. На реализацию программных мероприятий были привлечены средства из федерального, краевого и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Итоги выполнения краевых целевых программ в прошлом году свидетельствуют о значительном увеличении объемов финансирования (из краевого бюджета в 2007 г. было выделено в 3,2 раза больше средств, чем в 2006 г.) и соответственно улучшении показателей эффективности реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 г.
В числе наиболее успешных можно назвать, например, все семь программ, направленных на улучшение здравоохранения. Реализация краевой целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007–2009 гг. предотвратила экологический ущерб на сумму 268 млн руб. Краевая целевая программа «Дети Алтая» на 2007–2010 гг. была принята в июле отчетного года, но за непродолжительный срок ее действия проводились мероприятия всех трех подпрограмм, в результате чего удалось достигнуть всех целевых показателей программы: в частности, показатель младенческой смертности в 2007 г. снизился до 9,8 промилле (с 11,2 в 2006 г.), а доля детей первой группы здоровья в общем количестве детей составила 33% (в 2006 г. – 28%).
Все мероприятия краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007–2010 гг., принятой в четвертом квартале 2007 г., были реализованы, ожидаемые результаты достигнуты. Так, показатель среднегодовой численности официально зарегистрированных безработных в 2007 г. по отношению к 2006 г. снизился на 13,6%, напряженность на официальном рынке труда края на начало 2008 г. равнялась 5,7 незанятых граждан на одно вакантное место против 12 на начало 2007 г. Финансирование программы составило 1 104,8 млн руб. (23,2% от всех расходов краевого бюджета на краевые целевые программы).
В результате реализации краевых целевых программ «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» и «Социальное развитие села до 2010 г.» за истекший год жилищные условия улучшили 897 и 262 молодых семьи соответственно.
Однако запланированного эффекта удалось достигнуть не по всем программам. Снижению эффективности программ, в частности «Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края» на 2005–2008 гг. и «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 г.», способствовало главным образом отсутствие внебюджетных источников финансирования. Кроме того, многие отраслевые проблемы решались посредством приоритетных нацпроектов, где условия государственной поддержки оказались более привлекательными, чем в рамках краевых целевых программ.
В составе бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. предусмотрены следующие целевые программы:
– ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008–2012 гг., нацеленная на поддержку сельскохозяйственного производства; финансирование в 2008 г. − 895,6 млн руб., в 2009 г. – 945,6 млн, в 2010 г. – 993,6 млн;
– ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2008–2010 гг., предусматривающая развитие малого предпринимательства; каждый год на эти цели будет направляться по 47 млн руб.;
– в сфере образования: краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае на 2006–2010 гг.», финансирование в сумме 158,5 млн руб.; ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008–2010 гг., финансирование в сумме 87 млн руб.;
– в сфере здравоохранения: краевые целевые программы «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007–2011 гг., финансирование в сумме 44 млн руб.; «Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи» на 2007–2011 гг. – 52 млн; «Организация сервисного обслуживания, восстановления и приобретения медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2007–2011 гг. – 78 млн.
И это лишь несколько целевых программ, предусмотренных бюджетом Алтайского края. Краевые и ведомственные целевые программы присутствуют практически во всех разделах расходов краевого бюджета.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что среднесрочное финансовое планирование играет существенную роль в совершенствовании бюджетного процесса на региональном уровне и служит важным инструментом решения задач развития территории в рамках выбранной стратегии социально-экономического развития.
– Концепцией 2004–2006 гг. было рекомендовано разработать меры по повышению результативности расходов бюджетов. Внедряются ли в регионе принципы БОР? Осуществляется ли переход к предоставлению бюджетных услуг автономными учреждениями и коммерческими организациями?
– В 2006–2007 гг. в Алтайском крае при поддержке Министерства финансов РФ реализовывались мероприятия Концепции реформирования региональных финансов, направленные на повышение эффективности управления средствами краевого бюджета, создание условий для повышения качества государственных услуг, в том числе за счет развития конкурентной среды в сфере их предоставления.
В рамках Концепции были приняты нормативно-правовые акты Алтайского края о формировании системы государственных услуг, утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых населению за счет средств краевого бюджета в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, закреплен порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении услуг. Помимо этого, для оптимизации расходов краевого бюджета на оказание государственных услуг приняты перечень социальных услуг, предоставление которых может осуществляться некоммерческими организациями и автономными учреждениями, а также план и порядок преобразования бюджетных учреждений в автономные.
По результатам реализации Концепции реформирования региональных финансов Алтайский край вошел в число призеров, но на этом работа по внедрению современных технологий управления, способствующих снижению неэффективных расходов и повышению качества жизни граждан, не прекращается. 20 июня 2008 г. принято постановление администрации края № 241 «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Алтайского края».
Первые шаги сделаны, но переход на новые принципы управления расходами бюджета достаточно длительный, и еще многое предстоит сделать.
Материал подготовили Анастасия АНДРЕЕВА и Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
– Владимир Геннадьевич, год назад перед органами государственной власти Алтайского края стояла достаточно трудная задача по формированию трехлетнего бюджета…
– Задача действительно была трудной, несмотря на такие предпосылки, созданные для перехода к среднесрочному финансовому планированию, как установление долговременных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, формализация межбюджетных отношений и разграничение полномочий между различными уровнями власти.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию направлен на повышение определенности (стабильности) бюджетной политики, ускорение подготовки и повышение качества проектов краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Алтайского края, удлинение горизонтов бюджетного планирования, возможность реализации долгосрочных инвестиционных программ и проектов, создание стимулов для оптимизации бюджетных расходов.
Аналогично утвержденному на федеральном уровне порядку администрация Алтайского края приняла постановление от 30 июня 2006 г. № 287 «Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения, исполнения и мониторинга исполнения перспективного финансового плана и составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год», а распоряжением от 24 января 2007 г. № 17-р был утвержден перспективный финансовый план Алтайского края на 2007–2009 гг.
При формировании перспективного финансового плана Алтайского края основными задачами бюджетной политики были определены обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета края, повышение результативности бюджетных расходов и строгий отбор принимаемых обязательств, а также разработка бюджета в увязке с показателями среднесрочного финансового планирования.
Среднесрочный финансовый план дает возможность сократить разрыв между показателями первоначально утвержденного бюджета и отчетными данными по его исполнению. Скользящее трехлетнее планирование на региональном и муниципальном уровнях позволит:
– обеспечить условия для заключения долгосрочных договоров и контрактов на оказание государственных и муниципальных услуг;
– более эффективно проводить оптимизацию существующей бюджетной сети;
– в рамках реформирования региональных и муниципальных финансов создать предпосылки для внедрения БОР;
– повысить ответственность региональных властей по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, что позволит улучшить качество бюджетного планирования.
Вместе с тем при формировании проектов бюджетов на трехлетний период был выявлен ряд проблем:
– одновременное изменение региональной законодательной и нормативной правовой базы и составление проектов бюджетов с точки зрения реформирования бюджетного процесса не является оптимальным;
– повышение требований к качеству прогнозирования и расчетов доходов, нестабильность налогового законодательства на федеральном уровне создают угрозу невыполнения поставленных целей в среднесрочной перспективе;
– отсутствуют четкие инструкции федерального центра по применению бюджетной классификации расходов на уровне субъектов РФ;
– незавершенность административной реформы требует ежегодного уточнения структуры органов исполнительной власти в субъектах РФ.
Результатом проведенной работы стало принятие закона Алтайского края от 14 ноября 2008 г. № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Кроме того, трехлетние бюджеты были приняты в 140 муниципальных образованиях региона: в шести городских округах, 13 муниципальных районах и 121 городском и сельском поселении.
– Алтайский край одним из первых в стране приступил к составлению трехлетнего бюджета. Как идет работа в этом направлении, каким получился краевой бюджет на 2008–2010 гг.?
– Бюджет Алтайского края на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. можно назвать бюджетом развития: он разработан с учетом принципа устойчивого и сбалансированного развития региона на долгосрочную перспективу.
Приоритетными направлениями расходов краевого бюджета на 2008–2010 гг., обеспечивающими устойчивое социально-экономическое развитие территории, являются продолжение реализации национальных проектов, выполнение краевых и ведомственных целевых программ, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры.
Сравнение консолидированного бюджета Алтайского края на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. с бюджетом на 2005 г. выявило удвоение основных показателей бюджета. Например, объем собственных доходов консолидированного бюджета с 13 855 млн руб. в 2005 г. вырос до 27 168 млн в 2008 г. (в 2 раза), общий объем доходов – с 29 398 млн до 48 960 млн (в 1,7 раза), общий размер расходов – с 28 301 млн до 50 458 млн (в 1,8 раза).
Рост налоговых и неналоговых доходов на 2008–2010 гг. заложен на уровне 123%, в том числе по местным бюджетам – на 131%, по краевому бюджету − на 120%. Расходы консолидированного бюджета увеличатся на 116%.
Основными источниками доходов краевого бюджета на 2008 г. являются налоговые и неналоговые доходы – 18 445 млн руб. (46% от общего объема доходов) и дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности – 14 475 млн (37%). В свою очередь, в структуре собственных доходов краевого бюджета преобладают налог на доходы физических лиц (38%), налог на прибыль организаций (29%), акцизы на подакцизную продукцию (14%) и налог на имущество организаций (13%).
На 2009–2010 гг. запланирован рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета – на 49% и 51% соответственно. Структура собственных доходов в 2009–2010 гг. будет аналогичной 2008 г. Доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности и в 2009 г., и в 2010 г. предусмотрена на уровне 37%.
Что касается расходов, то бюджет Алтайского края имеет ярко выраженную социальную направленность. В 2008 г. доля расходов на социальную сферу с учетом субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий составляет 55%. Среди других приоритетов можно назвать расходы на национальную экономику (15%), финансовую поддержку муниципальных образований края (10%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (7%).
В 2009–2010 гг. будет продолжаться реализация приоритетных национальных проектов, модернизация социальной сферы, прежде всего в сфере здравоохранения, образования, культуры, планируется проведение мероприятий по обеспечению населения доступным жильем, повышению благосостояния жителей края.
К числу основных направлений расходов краевого бюджета на социальную сферу отнесены расходы на продолжение устойчивого роста заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, повышение выплат в рамках реализации мер социальной поддержки населения, затраты на осуществление нацпроектов, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие жителей края, повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии.
В структуре социальных расходов бюджета на 2008 г. расходы на социальную политику составляют 38%, на образование − 36%, на здравоохранение, культуру и спорт − 26%. Отмечу, что расходы краевого бюджета на образование в текущем году вырастут по сравнению с 2007 г. на 14%, на здравоохранение и спорт − на 35%.
Важной новацией Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 1 января 2009 г., является переход к оказанию бюджетных услуг на основе государственных (муниципальных) заданий. Поэтому администрация Алтайского края приняла постановление от 28 января 2008 г. № 38 «Об оказании за счет средств краевого бюджета высокотехнологичной медицинской помощи жителям Алтайского края». Всего на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из краевого бюджета в 2008 г. будет выделено 224,9 млн руб., в 2009 г. – 239,7 млн, в 2010 г. – 256,6 млн.
Отдельной задачей является популяризация здорового образа жизни. Большое внимание будет уделяться формированию и пропаганде здорового образа жизни среди населения, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также развитию массовой физической культуры и спорта.
– В Алтайском крае приняты и реализуются краевые и ведомственные целевые программы. Расскажите, каких результатов удалось добиться в 2007 г. и какие целевые программы предусмотрены в бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.?
– В 2007 г. в регионе действовало 38 краевых целевых программ (в их состав входит 21 подпрограмма), причем их основная часть была направлена на улучшение качества жизни населения края (12 программ) и на развитие реальной экономики (11 программ). Кроме того, программно-целевым методом решаются вопросы развития инфраструктуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности, формирования нового управления, а также обеспечения экологической безопасности. На реализацию программных мероприятий были привлечены средства из федерального, краевого и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Итоги выполнения краевых целевых программ в прошлом году свидетельствуют о значительном увеличении объемов финансирования (из краевого бюджета в 2007 г. было выделено в 3,2 раза больше средств, чем в 2006 г.) и соответственно улучшении показателей эффективности реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 г.
В числе наиболее успешных можно назвать, например, все семь программ, направленных на улучшение здравоохранения. Реализация краевой целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007–2009 гг. предотвратила экологический ущерб на сумму 268 млн руб. Краевая целевая программа «Дети Алтая» на 2007–2010 гг. была принята в июле отчетного года, но за непродолжительный срок ее действия проводились мероприятия всех трех подпрограмм, в результате чего удалось достигнуть всех целевых показателей программы: в частности, показатель младенческой смертности в 2007 г. снизился до 9,8 промилле (с 11,2 в 2006 г.), а доля детей первой группы здоровья в общем количестве детей составила 33% (в 2006 г. – 28%).
Все мероприятия краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007–2010 гг., принятой в четвертом квартале 2007 г., были реализованы, ожидаемые результаты достигнуты. Так, показатель среднегодовой численности официально зарегистрированных безработных в 2007 г. по отношению к 2006 г. снизился на 13,6%, напряженность на официальном рынке труда края на начало 2008 г. равнялась 5,7 незанятых граждан на одно вакантное место против 12 на начало 2007 г. Финансирование программы составило 1 104,8 млн руб. (23,2% от всех расходов краевого бюджета на краевые целевые программы).
В результате реализации краевых целевых программ «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» и «Социальное развитие села до 2010 г.» за истекший год жилищные условия улучшили 897 и 262 молодых семьи соответственно.
Однако запланированного эффекта удалось достигнуть не по всем программам. Снижению эффективности программ, в частности «Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края» на 2005–2008 гг. и «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 г.», способствовало главным образом отсутствие внебюджетных источников финансирования. Кроме того, многие отраслевые проблемы решались посредством приоритетных нацпроектов, где условия государственной поддержки оказались более привлекательными, чем в рамках краевых целевых программ.
В составе бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. предусмотрены следующие целевые программы:
– ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008–2012 гг., нацеленная на поддержку сельскохозяйственного производства; финансирование в 2008 г. − 895,6 млн руб., в 2009 г. – 945,6 млн, в 2010 г. – 993,6 млн;
– ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2008–2010 гг., предусматривающая развитие малого предпринимательства; каждый год на эти цели будет направляться по 47 млн руб.;
– в сфере образования: краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае на 2006–2010 гг.», финансирование в сумме 158,5 млн руб.; ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008–2010 гг., финансирование в сумме 87 млн руб.;
– в сфере здравоохранения: краевые целевые программы «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007–2011 гг., финансирование в сумме 44 млн руб.; «Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи» на 2007–2011 гг. – 52 млн; «Организация сервисного обслуживания, восстановления и приобретения медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2007–2011 гг. – 78 млн.
И это лишь несколько целевых программ, предусмотренных бюджетом Алтайского края. Краевые и ведомственные целевые программы присутствуют практически во всех разделах расходов краевого бюджета.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что среднесрочное финансовое планирование играет существенную роль в совершенствовании бюджетного процесса на региональном уровне и служит важным инструментом решения задач развития территории в рамках выбранной стратегии социально-экономического развития.
– Концепцией 2004–2006 гг. было рекомендовано разработать меры по повышению результативности расходов бюджетов. Внедряются ли в регионе принципы БОР? Осуществляется ли переход к предоставлению бюджетных услуг автономными учреждениями и коммерческими организациями?
– В 2006–2007 гг. в Алтайском крае при поддержке Министерства финансов РФ реализовывались мероприятия Концепции реформирования региональных финансов, направленные на повышение эффективности управления средствами краевого бюджета, создание условий для повышения качества государственных услуг, в том числе за счет развития конкурентной среды в сфере их предоставления.
В рамках Концепции были приняты нормативно-правовые акты Алтайского края о формировании системы государственных услуг, утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых населению за счет средств краевого бюджета в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, закреплен порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении услуг. Помимо этого, для оптимизации расходов краевого бюджета на оказание государственных услуг приняты перечень социальных услуг, предоставление которых может осуществляться некоммерческими организациями и автономными учреждениями, а также план и порядок преобразования бюджетных учреждений в автономные.
По результатам реализации Концепции реформирования региональных финансов Алтайский край вошел в число призеров, но на этом работа по внедрению современных технологий управления, способствующих снижению неэффективных расходов и повышению качества жизни граждан, не прекращается. 20 июня 2008 г. принято постановление администрации края № 241 «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Алтайского края».
Первые шаги сделаны, но переход на новые принципы управления расходами бюджета достаточно длительный, и еще многое предстоит сделать.
Материал подготовили Анастасия АНДРЕЕВА и Светлана СТРЕЛЬНИКОВА