№ 2 февраль 2021 — 11 февраля 2021

Непростой разговор об экономическом росте

Версия для печати 1280 Материалы по теме

Как ускорить экономический рост в стране? Возможен ли он после пандемии? Кто может выступать драйвером экономики? Эти вопросы были рассмотрены на экспертной дискуссии «Непростой разговор об экономическом росте», которая прошла в рамках Гайдаровского форума — 2021.

Модератор экспертной дискуссии, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. А. Мао справедливо отметил, что спикерами сессии являются как раз ключевые фигуры властных структур, отвечающие за экономический рост в России. Проблемы его наличия наблюдаются в стране со времен кризиса 2008–2009 годов. Но тот финансовый кризис запустил некоторые структурные реформы и стал триггером формирования новой модели экономического роста.

С той поры правительства ведущих развитых и развивающихся стран, включая Россию, научились бороться с кризисами, быстро купировать проблемы и недостатки. В результате, по словам Мао, сложилась уникальная ситуация — мы получили структурный кризис без структурных реформ. Низкий темп роста экономики, низкий уровень инвестиций и рост неравенства. При этом Россия — в достаточно выгодной позиции по сравнению со странами, находящимися на том же уровне развития. У нас низкий уровень государственного долга, и номинирован он почти исключительно в национальной валюте. У нас инфляция, о которой, по словам модератора, можно мечтать — «она не ниже одного процента, от чего страдают развитые страны, и не выше четырех процентов, что соответствует таргету». У нас достаточно низкая безработица. И вопросы спикерам дискуссии были о том, как вернуться к высокому темпу роста экономики, так ли это сегодня необходимо, когда все развитые страны жертвуют экономическим ростом ради жизни и здоровья людей, и, в конце концов, не вступают ли в противоречие между собой действия по обеспечению экономического роста и упрочнению благосостояния граждан?

Экономический рост и благосостояние граждан

По мнению министра финансов РФ А. Г. Силуанова, не стоит противопоставлять одно другому: экономический рост и рост благосостояния. Задача любого государства — это повышение благосостояния граждан, обеспечение роста их доходов, повышения качества потребляемых ими услуг. И самый главный инструмент решения этой задачи — экономический рост. «Теперь нужно ответить на вопрос о том, какой рост нам нужен. Рост бывает разный. Можно обеспечивать рост, но если он не ведет к созданию какого-то долгосрочного добавочного продукта, то это не окажет никакого влияния на благосостояние населения», — отметил министр. В качестве примера он привел ситуацию с колебанием цен на нефть. Есть увеличение цен — экономика растет, но она падает вместе с удешевлением нефти. Никакого добавочного продукта тут не возникает. Поэтому увеличение ВВП, безусловно, важно, но при этом оно должно обеспечивать создание новой современной экономики, с современными рабочими местами и технологиями.

Регулятор денежно-кредитной политики всегда должен иметь возможность для ее смягчения в сложных экономических условиях, иметь место для маневра

Не увидел противоречия между экономическим ростом и ростом благосостояния граждан и министр экономического развития РФ М. Г. Решетников. Если посмотреть на трехлетку 2017–2019 годов, то средние темпы роста ВВП 2,2% были в основном обеспечены ростом доходов населения (1,9%). При этом конечное потребление домашних хозяйств за трехлетку в структуре ВВП росло со средним темпом 3,7%. Кстати, эта цифра существенно рознится с темпами роста реальных располагаемых доходов населения. Но в любом случае, как сказал Решетников, без роста доходов населения, без роста потребления домашних хозяйств выход роста экономики на 3%, что является целью, невозможен. Собственно, исходя из этого и определялись приоритеты политики прошлого года — ее фокус был смещен на поддержку доходов населения. Это и прямые социальные выплаты, и поддержка бизнеса, которая в конечном итоге направлена на сохранение рабочих мест. Такие программы работают до сих пор. Например, благодаря программе льготного кредитования ФОТ 2.0 под защитой было 5,4 миллиона рабочих мест.

Кроме того, по словам министра экономического развития, нужно понимать, что на экономический рост может влиять структура потребительских расходов и предпочтений. И как раз здесь есть существенные изменения, которые, с одной стороны, связаны с временным закрытием экономики, но, с другой, могут иметь долгосрочный эффект. Поэтому уже сейчас нужно ответить на вопросы: вернутся ли люди в торговые центры, в кино, театры, по какой модели будет работать сфера услуг, восстановится ли в полном объеме спрос на международный туризм, какая часть работников останется на удаленке. Варианты решения этих вопросов и вызовут изменения в структуре бизнеса и в конечном итоге в востребованности инвестиций.

Как сказала председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина, цель любой экономической политики — это благосостояние граждан, а не просто низкая инфляция и даже не высокие темпы роста экономики. Экономический рост, по ее мнению, это условие, причем недостаточное, для роста благосостояния. И требует осмысления, какой должен быть экономический рост, чтобы благосостояние не было мимолетным. Благосостояние — это не только темп увеличения доходов населения, но и распределение этих доходов, а также активов и возможностей для дальнейшего развития. «Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, безусловно, вносит вклад в рост благосостояния. Бенефициарием низкой и контролируемой инфляции являются широкие слои населения. Кроме того, она несет экономические выгоды для инвестиционных процессов. Но вот целесообразность попыток при помощи денежно-кредитной политики обеспечивать не только финансовую долгосрочную стабильность, но и высокий темп экономического роста вызывает большой вопрос», — сказала Набиуллина. Если чрезвычайно мягкая денежно-кредитная политика проводится не как временная, не как антикризисная, то она может выразиться если не в повышении инфляции, то в повышении стоимости активов. А бенефициарием роста стоимости активов являются отнюдь не широкие слои населения. Следовательно, растет неравенство.

На обычные рельсы

В настоящее время Центробанк России придерживается традиционной кредитно-денежной политики. Нетрадиционная политика — это низкие ставки кредитов, отрицательные ставки скупки активов, наращивание долга и дефицита бюджета. «На мой взгляд, — считает председатель Центробанка, — все-таки пределы этой политики есть. Страны, которые ее проводят, каждый раз тестируют новый рубеж. Видят — вроде ничего не случилось, инфляция не выросла, долги обслуживаются, и делают следующий шаг. Я считаю, для России это было бы авантюрой. Потому что никто еще не знает долгосрочных последствий такой политики. А выйти из нее очень трудно. Россия же больше других стран подвержена разного рода внешним шокам, не имеет резервной валюты». Кроме того, нет пока и положительного опыта проведения нетрадиционной политики. Высокого экономического роста в тех странах, в которых она проводилась, не произошло. Скорее произошло раздувание финансовых пузырей, безопасно сдувать которые еще никто не научился. И уже сейчас эксперты заговорили о том, что появились признаки ускорения инфляции. Конечно, в период пандемии Центробанк проводил контрциклическую политику, направленную на сглаживание колебаний, и весь потенциал, необходимый для ее проведения, пока не исчерпан. И это, по мнению Набиуллиной, правильно: регулятор денежно-кредитной политики всегда должен иметь возможность для ее смягчения в сложных экономических условиях, иметь место для маневра.

В период пандемии была смягчена и бюджетная политика. Но, как сказал Силуанов, к 2022 году Россия вернется в этом плане в обычное русло. Министр финансов подчеркнул: действительно, прошлый год показал, что многие страны чересчур легко относились к нетрадиционным инструментам, в частности увеличивали долг. Этим государствам будет очень сложно выйти из сложившейся ситуации — им нужно будет увеличить налоги или сокращать расходы бюджета. Такое бесследно не проходит, и платить за это будут граждане. «Россия наметила планы по нормализации бюджетной политики. Мы провели и некоторые структурные изменения. Такие кризисы всегда подвигают на корректировку того, что уже требует совершенствования. Мы сделали налоговый маневр — снизили ставки для малого бизнеса и ИТ-сектора, повысили налоги в нефтяном секторе. Мы стали больший объем помощи предоставлять гражданам, причем именно тем, которые в этом на самом деле нуждаются», — сказал Силуанов.

Инвестиции

Спикеры дискуссии коснулись и вопроса государственных и частных инвестиций. В течение прошлого года инвестиции из бюджетной системы выросли на 13%. И, как сказал министр экономического развития РФ, в условиях бюджетной консолидации, которая неизбежна, необходимо инициировать новую волну роста частных инвестиций. За прошедший год многое для этого сделано. В частности, принят закон о защите и поощрении капиталовложений, где есть оговорка о том, что финансирование строительства инфраструктуры пойдет в зачет части будущих налогов. Плюс к тому уже заложен фундамент для развития многих инструментов стимулирования частных инвестиций. Число индивидуальных инвестиционных счетов за 2020 год удвоилось. И сейчас необходимо разрабатывать механизмы инвестирования в принципиально новые проекты: от разработки месторождений до туризма и логистики. Это важно делать именно сейчас, так как привлекательность хранения денег на депозитах уменьшилась. «Мы с Министерством просвещения РФ разработали механизм, который позволит нам в разы ускорить процесс строительства школ за счет того, что финансирование пойдет по модели государственно-частного партнерства», — привел пример Решетников.

9.jpg

В продолжение этого разговора Силуанов отметил, что в период таких сложных катаклизмов, каким стал прошлый год, государственные инвестиции, конечно, должны увеличиваться и быть катализатором роста частных. Но в этом вопросе нельзя перебарщивать. «Мы видели, что источником для государственных инвестиций были заимствования на рынке. И мы смели всю ликвидность, которая должна была идти в частный сектор. Поэтому не нужно увлекаться государственными инвестициями, чтобы не мешать частнику. А для того чтобы частные инвестиции развивались, нужны еще многие институциональные изменения», — сказал министр финансов.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться