Как ускорить экономический рост в стране? Возможен ли он после пандемии? Кто может выступать драйвером экономики? Эти вопросы были рассмотрены на экспертной дискуссии «Непростой разговор об экономическом росте», которая прошла в рамках Гайдаровского форума — 2021.
Модератор экспертной дискуссии, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. А. Мао справедливо отметил, что спикерами сессии являются как раз ключевые фигуры властных структур, отвечающие за экономический рост в России. Проблемы его наличия наблюдаются в стране со времен кризиса
С той поры правительства ведущих развитых и развивающихся стран, включая Россию, научились бороться с кризисами, быстро купировать проблемы и недостатки. В результате, по словам Мао, сложилась уникальная ситуация — мы получили структурный кризис без структурных реформ. Низкий темп роста экономики, низкий уровень инвестиций и рост неравенства. При этом Россия — в достаточно выгодной позиции по сравнению со странами, находящимися на том же уровне развития. У нас низкий уровень государственного долга, и номинирован он почти исключительно в национальной валюте. У нас инфляция, о которой, по словам модератора, можно мечтать — «она не ниже одного процента, от чего страдают развитые страны, и не выше четырех процентов, что соответствует таргету». У нас достаточно низкая безработица. И вопросы спикерам дискуссии были о том, как вернуться к высокому темпу роста экономики, так ли это сегодня необходимо, когда все развитые страны жертвуют экономическим ростом ради жизни и здоровья людей, и, в конце концов, не вступают ли в противоречие между собой действия по обеспечению экономического роста и упрочнению благосостояния граждан?
Экономический рост и благосостояние граждан
По мнению министра финансов РФ А. Г. Силуанова, не стоит противопоставлять одно другому: экономический рост и рост благосостояния. Задача любого государства — это повышение благосостояния граждан, обеспечение роста их доходов, повышения качества потребляемых ими услуг. И самый главный инструмент решения этой задачи — экономический рост. «Теперь нужно ответить на вопрос о том, какой рост нам нужен. Рост бывает разный. Можно обеспечивать рост, но если он не ведет к созданию какого-то долгосрочного добавочного продукта, то это не окажет никакого влияния на благосостояние населения», — отметил министр. В качестве примера он привел ситуацию с колебанием цен на нефть. Есть увеличение цен — экономика растет, но она падает вместе с удешевлением нефти. Никакого добавочного продукта тут не возникает. Поэтому увеличение ВВП, безусловно, важно, но при этом оно должно обеспечивать создание новой современной экономики, с современными рабочими местами и технологиями.
Регулятор денежно-кредитной политики всегда должен иметь возможность для ее смягчения в сложных экономических условиях, иметь место для маневра
Не увидел противоречия между экономическим ростом и ростом благосостояния граждан и министр экономического развития РФ М. Г. Решетников. Если посмотреть на трехлетку
Кроме того, по словам министра экономического развития, нужно понимать, что на экономический рост может влиять структура потребительских расходов и предпочтений. И как раз здесь есть существенные изменения, которые, с одной стороны, связаны с временным закрытием экономики, но, с другой, могут иметь долгосрочный эффект. Поэтому уже сейчас нужно ответить на вопросы: вернутся ли люди в торговые центры, в кино, театры, по какой модели будет работать сфера услуг, восстановится ли в полном объеме спрос на международный туризм, какая часть работников останется на удаленке. Варианты решения этих вопросов и вызовут изменения в структуре бизнеса и в конечном итоге в востребованности инвестиций.
Как сказала председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина, цель любой экономической политики — это благосостояние граждан, а не просто низкая инфляция и даже не высокие темпы роста экономики. Экономический рост, по ее мнению, это условие, причем недостаточное, для роста благосостояния. И требует осмысления, какой должен быть экономический рост, чтобы благосостояние не было мимолетным. Благосостояние — это не только темп увеличения доходов населения, но и распределение этих доходов, а также активов и возможностей для дальнейшего развития. «Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, безусловно, вносит вклад в рост благосостояния. Бенефициарием низкой и контролируемой инфляции являются широкие слои населения. Кроме того, она несет экономические выгоды для инвестиционных процессов. Но вот целесообразность попыток при помощи денежно-кредитной политики обеспечивать не только финансовую долгосрочную стабильность, но и высокий темп экономического роста вызывает большой вопрос», — сказала Набиуллина. Если чрезвычайно мягкая денежно-кредитная политика проводится не как временная, не как антикризисная, то она может выразиться если не в повышении инфляции, то в повышении стоимости активов. А бенефициарием роста стоимости активов являются отнюдь не широкие слои населения. Следовательно, растет неравенство.
На обычные рельсы
В настоящее время Центробанк России придерживается традиционной кредитно-денежной политики. Нетрадиционная политика — это низкие ставки кредитов, отрицательные ставки скупки активов, наращивание долга и дефицита бюджета. «На мой взгляд, — считает председатель Центробанка, — все-таки пределы этой политики есть. Страны, которые ее проводят, каждый раз тестируют новый рубеж. Видят — вроде ничего не случилось, инфляция не выросла, долги обслуживаются, и делают следующий шаг. Я считаю, для России это было бы авантюрой. Потому что никто еще не знает долгосрочных последствий такой политики. А выйти из нее очень трудно. Россия же больше других стран подвержена разного рода внешним шокам, не имеет резервной валюты». Кроме того, нет пока и положительного опыта проведения нетрадиционной политики. Высокого экономического роста в тех странах, в которых она проводилась, не произошло. Скорее произошло раздувание финансовых пузырей, безопасно сдувать которые еще никто не научился. И уже сейчас эксперты заговорили о том, что появились признаки ускорения инфляции. Конечно, в период пандемии Центробанк проводил контрциклическую политику, направленную на сглаживание колебаний, и весь потенциал, необходимый для ее проведения, пока не исчерпан. И это, по мнению Набиуллиной, правильно: регулятор денежно-кредитной политики всегда должен иметь возможность для ее смягчения в сложных экономических условиях, иметь место для маневра.
В период пандемии была смягчена и бюджетная политика. Но, как сказал Силуанов, к 2022 году Россия вернется в этом плане в обычное русло. Министр финансов подчеркнул: действительно, прошлый год показал, что многие страны чересчур легко относились к нетрадиционным инструментам, в частности увеличивали долг. Этим государствам будет очень сложно выйти из сложившейся ситуации — им нужно будет увеличить налоги или сокращать расходы бюджета. Такое бесследно не проходит, и платить за это будут граждане. «Россия наметила планы по нормализации бюджетной политики. Мы провели и некоторые структурные изменения. Такие кризисы всегда подвигают на корректировку того, что уже требует совершенствования. Мы сделали налоговый маневр — снизили ставки для малого бизнеса и ИТ-сектора, повысили налоги в нефтяном секторе. Мы стали больший объем помощи предоставлять гражданам, причем именно тем, которые в этом на самом деле нуждаются», — сказал Силуанов.
Инвестиции
Спикеры дискуссии коснулись и вопроса государственных и частных инвестиций. В течение прошлого года инвестиции из бюджетной системы выросли на 13%. И, как сказал министр экономического развития РФ, в условиях бюджетной консолидации, которая неизбежна, необходимо инициировать новую волну роста частных инвестиций. За прошедший год многое для этого сделано. В частности, принят закон о защите и поощрении капиталовложений, где есть оговорка о том, что финансирование строительства инфраструктуры пойдет в зачет части будущих налогов. Плюс к тому уже заложен фундамент для развития многих инструментов стимулирования частных инвестиций. Число индивидуальных инвестиционных счетов за 2020 год удвоилось. И сейчас необходимо разрабатывать механизмы инвестирования в принципиально новые проекты: от разработки месторождений до туризма и логистики. Это важно делать именно сейчас, так как привлекательность хранения денег на депозитах уменьшилась. «Мы с Министерством просвещения РФ разработали механизм, который позволит нам в разы ускорить процесс строительства школ за счет того, что финансирование пойдет по модели государственно-частного партнерства», — привел пример Решетников.
В продолжение этого разговора Силуанов отметил, что в период таких сложных катаклизмов, каким стал прошлый год, государственные инвестиции, конечно, должны увеличиваться и быть катализатором роста частных. Но в этом вопросе нельзя перебарщивать. «Мы видели, что источником для государственных инвестиций были заимствования на рынке. И мы смели всю ликвидность, которая должна была идти в частный сектор. Поэтому не нужно увлекаться государственными инвестициями, чтобы не мешать частнику. А для того чтобы частные инвестиции развивались, нужны еще многие институциональные изменения», — сказал министр финансов.
С. В. МАРТЫНЕНКО