Финансы№7 июль 2008 — 22 июля 2008

Агентство кредитования муниципальных образований

Версия для печати 3705 Материалы по теме
игнатов
 
Станислав Письменный
Александр Игнатов, исполнительный директор ИФК «РИГрупп-Финанс»
Станислав Письменный, главный специалист управления корпоративного финансирования ИФК «РИГрупп-Финанс»

Предпосылки создания
В настоящее время в России формируются условия для активного развития нового рынка – рынка инвестиционного кредитования муниципальных и региональных органов власти. В числе предпосылок можно назвать следующие:
•    в связи со старением инфраструктуры и реализацией проекта «Доступное жилье» возрастает потребность городов и регионов в строительстве инфраструктурных объектов;
•    стабилизируются межбюджетные отношения;
•    в регионах и муниципальных образованиях внедряется среднесрочное бюджетное планирование или трехлетний бюджет;
•    Министерством финансов РФ планируется сокращение практики предоставления бюджетных кредитов;
•    у большинства коммерческих банков отсутствует развитая практика кредитования городов и регионов;
•    развиваются частные операторы, управляющие объектами ЖКХ.
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в будущем позволит снизить суммарную долговую емкость регионального и местного бюджетов. В долгосрочной перспективе результатами реформы станут:
•    снижение зависимости от экономических циклов и цен на сырьевые товары;
•    улучшение гибкости и предсказуемости доходов;
•    прозрачность разделения расходных полномочий между уровнями власти.
Увеличить объемы привлеченного финансирования инфраструктуры, которые в настоящее время остаются недостаточными, позволит Агентство кредитования муниципальных образований (АКМО), в создании которого примет участие ЗАО «ИФК “РИГрупп-Финанс”». Стратегическими задачами новой структуры станут следующие:
1. Обеспечение выхода на рынок облигаций второго и третьего эшелонов, выпущенных муниципальными образованиями, которые не имеют возможности самостоятельного выхода на рынок в силу нерыночного размера выпуска, отсутствия кредитной истории и, как следствие, высоких транзакционных издержек.
2. Гибкий подход к предоставлению рыночного финансирования со стороны как спроса, так и предложения.
3. Обеспечение «кредитного расстояния» между инвесторами и муниципальными заемщиками.
4. Рыночное ценообразование и управление.
Потенциальное снижение стоимости заимствования от сужения спрэда по облигациям АКМО превышает стоимость предоставленного дополнительного обеспечения.

Принцип работы
Решать вышеназванные задачи планируется посредством:
    составления унифицированных кредитных договоров с муниципальными образованиями;
    подготовки договоров купли-продажи муниципальных кредитов;
    разработки документов на выпуск ценных бумаг (облигаций, еврооблигаций, CLN, инвестиционных сертификатов);
    подписания договоров на сервисное обслуживание кредитов;
    подготовки юридического заключения (legal opinion) для рейтинговых агентств;
    создания методики оценки кредитного качества муниципальных образований;
    структурирования сделок;
    пакетирования заимствований (кредитов, муниципальных облигаций);
    выпуска собственных облигаций (облигаций, еврооблигаций, CLN, инвестиционных сертификатов).
АКМО – организация коммерческая, которая при осуществлении своей деятельности приносит акционерам доход, складывающийся из разницы в ставках между привлеченными и выданными средствами.
Согласно базовому сценарию АКМО выступает в качестве первичного эмитента рублевых облигаций со сроками обращения около пяти лет (в зависимости от доходности к погашению) на российском рынке. Предполагается, что облигации АКМО будут с пут-опционом, который станет гарантией агентства, причем цена исполнения пут-опциона будет близка или равна чистой текущей стоимости общей предполагаемой доли возврата портфеля АКМО с учетом соответствующих вероятностей дефолта по муниципальным облигациям. Обсуждение с российскими андеррайтерами и банками показало, что АКМО также способно выпускать облигации с возможностью досрочного погашения.
В рамках активных операций АКМО покупает долговые обязательства (облигации, векселя, гарантии и пр.) администраций муниципальных образований. Действуя как андеррайтер долговых обязательств муниципальных образований, агентство финансирует их покупку на российском рынке через внутренние облигации. Целевой рейтинг портфеля будет меняться в зависимости от потребностей муниципального образования. Однако АКМО также инвестирует средства в облигации и долговые обязательства, имеющие рейтинг B+, B и B–. Кроме того, агентство планирует вкладывать средства в ценные бумаги инвестиционного класса, такие как облигации Москвы со сроком погашения около пяти лет.
Возможны и иные принципы работы АКМО, однако в рамках настоящей статьи мы остановимся на вышеописанном варианте.

История создания альтернативных вариантов

На сегодняшний день ряд организаций вовлечен в обсуждение направлений развития рынка муниципальных и региональных заимствований. Рассматривается возможность создания долговых агентств, специализированных финансовых организаций муниципального кредитования и гарантийных фондов.
Например, Фонд «Институт экономики города» прорабатывал механизмы создания гарантийного фонда поддержки частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру, а также возможности формирования специализированного финансового агентства муниципального кредитования. В конце 2005 г. проектом подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 гг., предусматривалось создание специализированного института по кредитованию инвестиционных проектов такой модернизации. Данное предложение, поддержанное Росстроем, в дальнейшем было отвергнуто Минэкономразвития России.
Комитетом государственных заимствований правительства Москвы подготовлен и направлен в органы власти для первоначального обсуждения законопроект, предполагающий создание государственного долгового агентства. По оценкам, вероятность создания такого агентства до конца 2008 г. составляет не более 20%.
Группа Dexia – мировой лидер в области финансового обслуживания государственного и муниципального сектора, а также финансирования объектов социальной и коммунальной инфраструктуры; представительства Группы есть, в частности, в Болгарии, Польше, Румынии, Чехии и Словакии. В настоящее время руководство Группы Dexia рассматривает возможность работы на российском рынке.
Всемирный банк реализует проект, включающий в себя поддержку секьюритизации муниципальных и региональных заимствований. В 2005 г. Всемирный банк разработал пред-ТЭО проекта «Расширение возможностей выхода российских субфедеральных образований на финансовые рынки». В этом документе предлагаются инструменты для удешевления стоимости заимствований для региональных и местных органов власти, механизм секьюритизации, а также финансовые схемы поддержки данного процесса со стороны Всемирного банка как международной финансовой корпорации. Консолидация (пакетирование) заимствований регионов и муниципалитетов в один пул, а также помощь группы Всемирного банка позволит снизить ставки и увеличить сроки заимствований для регионов и муниципалитетов, участвующих в программе.
Итак, создание АКМО даст небольшим муниципальным образованиям возможность привлекать значительные финансовые средства на расходы капитального характера и развитие социальной инфраструктуры, в том числе на реализацию национальных проектов. На наш взгляд за АКМО – будущее муниципальных образований.

Поделиться