25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 4 апрель 2021 — 07 апреля 2021

Общественное здравоохранение через инициативное бюджетирование

Версия для печати 1165 Материалы по теме

В городском округе Ступино (Московская область) принята Стратегия развития общественного здравоохранения. Основным инструментом ее реализации помимо долгосрочных муниципальных программ стало инициативное бюджетирование.

70.jpg


Денис Александрович ПАРАМОНОВ, координатор проектов Общероссийской ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» на территории г. о. Ступино

71.jpg


Иван Иванович ПАЛАМАРЧУК, руководитель проекта «Мой бизнес» в г. о. Ступино, кандидат экономических наук, доцент

В городском округе Ступино в течение 15 лет активно создается муниципальная система общественного здравоохранения. Важным этапом этой работы стало проведение стратегической и проектной сессий по общественному здравоохранению, итогом которых явилось написание полномасштабной Стратегии развития общественного здравоохранения в городском округе Ступино на период до 2030 года и формирование дорожной карты по ее реализации. Стратегия стала объединяющим документом, который увенчал многолетнюю работу по созданию муниципальной системы общественного здравоохранения.

В рамках развития системы общественного здравоохранения в городском округе созданы клубы общественного здоровья, обучены магистры и инструкторы общественного здравоохранения, запущены процессы межведомственного и межсекторального взаимодействия. Стратегическая сессия выявила пул проектов, которые являются основой созданной стратегии развития общественного здравоохранения. Реализация этих проектов и станет собственно реализацией стратегии.

72.jpg

Принципы стратегии

В основе Стратегии развития общественного здравоохранения лежат следующие принципы:

1

Хорошее здоровье является главным ресурсом социального, экономического развития, важным аспектом качества жизни.

2

Укрепление здоровья требует скоординированных действий всех заинтересованных сторон: администрации, структур сферы здравоохранения, социальных и экономических служб, бизнеса, некоммерческих и добровольных, общественных организаций, СМИ и других.

3

Политические, экономические, социальные, культурные, экологические, поведенческие и биологические факторы могут оказывать как полезное, так и вредное воздействие на организм.

4

Неинфекционные заболевания являются основными причинами смертности населения, и их уровень распространенности находится в прямой зависимости от действий, направленных на социальные и экономические детерминанты здоровья.

5

Мобилизация населения и вовлечение его в формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни являются общенациональной задачей. И этот пункт представляется нам самым главным.

Направления развития

Подготовка к стратегической сессии проходила в формате рабочих сессий. В ходе этой работы были выявлены и обозначены следующие стратегические направления развития общественного здравоохранения:

  • оценка социально-экономических и экологических факторов, влияющих на состояние здоровья населения. Формирование поддерживающей здоровьесберегающей среды;
  • отраслевые приоритеты по улучшению здоровья населения. Поддержка здоровья на всех этапах жизни (младенцы, дошкольники, школьники, молодежь, работающие взрослые, пожилые);
  • борьба с неинфекционными заболеваниями как главной причиной преждевременной смертности;
  • развитие муниципальной системы общественного здравоохранения на основе внедрения инновационных инфраструктурных моделей.

Подготовка к стратегической сессии проходила в группах по направлениям: младенцы, дошкольники, школьники, молодежь, культура, общественные организации, здоровье на рабочем месте, здоровое долголетие, профилактика неинфекционных заболеваний, безопасная городская среда, социальное здоровье семьи. В работе группы принимало участие от 15 до 20 человек. В течение полугода каждая из групп собиралась пять и более раз.

В результате проведенной на подготовительном этапе групповой работы вовлеченными в деятельность представителями общественности Ступино, профессиональными работниками в сферах, обозначенных в темах групп, и представителями администрации городского округа были сформированы цели и задачи развития общественного здравоохранения. Также были заявлены проекты и сформированы инициативные команды по их реализации.

Инициативные группы

Среди представленных были проекты, реализуемые инициативными группами педагогов, врачей, целыми педагогическими коллективами учреждений дошкольного и дополнительного образования, общественными организациями. Среди последних: «Лига матерей Подмосковья», благотворительный фонд «От детской мечты к вершинам Олимпа», клубы общественного здоровья. Здесь же можно назвать сотрудников производственных предприятий, таких как ООО «Марс», ООО «Кампина», АО СМК, АО СМПП, Ступинский химический завод, представителей государственной и муниципальной власти, активных жителей Ступино.

Из представленных на смотре проектов отметим несколько. «Здоровые дети — залог будущего Подмосковья» (возрождение традиций естественного вскармливания детей в российских семьях), «Детский сад + начальная школа = единая стратегия здоровьесбережения», «Моя планета. Экологический проект», «Неделя (месячник) здоровья на предприятиях и в организациях» (пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья на предприятиях и организациях), «Здоровая старость» (формирование гигиенической культуры и принципов активного долголетия у лиц пожилого возраста и инвалидов).

Наиболее проработанные проекты с высокой степенью реализуемости и большим потенциалом для вовлечения широких масс населения были включены в дорожную карту, разработанную в рамках стратегической сессии. Помимо долгосрочных муниципальных программ, которые реализуются в городском округе, исполнению дорожной карты способствуют проекты, разработанные инициативными гражданами и группами граждан. На сегодняшний день основным и наиболее известным среди инициативных граждан законосообразным инструментом для финансирования таких проектов является получение грантов и субсидий от грантодателей, ресурсодержателей и субъектов власти всех уровней. При этом, несмотря на то что проект может быть включен в различные стратегии развития, это не является гарантией его финансирования, поскольку формат получения грантов среди ресурсодержателей федерального, регионального и муниципального уровней всегда носит конкурсный характер. В этой связи наиболее привлекательной формой для финансирования подобного рода проектов является инициативное бюджетирование.

Среди инструментов реализации стратегии были названы как долгосрочные целевые программы, так и индивидуальные проекты, представленные в ходе работы стратегической сессии по развитию общественного здравоохранения

Активный гражданин + активная власть

В обществе появляется все больше инициативных граждан, становится больше добровольческих инициатив на местном уровне и механизмов для их реализации. Это и проект поддержки местных инициатив, которые выдвигают граждане, и так называемый народный бюджет, в рамках которого жители участвуют в выборе конкретных направлений использования денежных средств. Существуют разнообразные формы влияния граждан на появление проектов, финансируемых или софинансируемых из государственного и муниципального бюджетов. Такое влияние возможно через учет, опрос, слушания, обсуждения, участие и т. д. И если первые формы влияния отнюдь не требуют наличия инициативных граждан, то участие без инициативы невозможно. Она всегда присутствует.

73.jpg

Но для дальнейшего развития этой инициативы необходимо создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортных условий проживания на территории с увеличением доли населения, принимающего участие в решении вопросов развития городской среды. В качестве такого механизма можно назвать проведение проектных и стратегических сессий с использованием рейтинговых технологий. Важным аспектом этой работы является использование современных механизмов вовлечения в реализацию, а также финансовое обеспечение проектов, вошедших в реестр. Реестр проектов является неотъемлемой частью Стратегии развития общественного здравоохранения в Ступино. По своей сути это практически готовый пул проектов в области общественного здравоохранения, которые предложены к реализации посредством инициативного бюджетирования.

Документ (стратегия), принятый к реализации на территории муниципалитета, является публичным и открытым. Соответственно, инициативы от населения по адресному использованию средств местного бюджета для реализации какого-либо проекта, а также по возможному софинансированию со стороны инициативных граждан либо бизнеса могут появиться без объявления специальной процедуры, только по упрощенному запросу (заявке). Одним из основных критериев принятия заявки к рассмотрению является ее формат (она должна быть подготовлена в виде полноценного паспорта проекта) и наличие рабочей группы, принявшей на себя обязательства по реализации проекта.

Уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает заявки, дает экспертную оценку перспективам конкретного проекта, принимает от рабочей группы (физлицо либо субъект МСП) в случае заявленного софинансирования гарантии ее финансового участия в выбранном проекте. Затем выходит с инициативой участия местного бюджета в реализации проекта. Представители администрации городского округа принимают активное участие в формировании запроса на уровне консультаций, в состав рабочих групп проектов входят специалисты профильных отделов администрации. Запрос формируется на инициативное бюджетирование проектов, осуществляемых на настоящем этапе реализации Стратегии развития общественного здравоохранения с участием заинтересованных групп лиц. Среди них активные жители Ступино, представители общественных организаций, Общественной палаты городского округа, фонда «Центр развития предпринимательства». С участием муниципальных СМИ планируется популяризация реализуемых проектов и приглашение к финансовому участию в них широкой общественности городского округа.

74.jpg

Вопрос взаимодействия органов местного самоуправления с другими участниками в процессе реализации проектов путем использования механизмов инициативного бюджетирования представляется чрезвычайно важным. Ведь, с одной стороны, местный бюджет получает поддержку за счет средств населения и бизнеса, с другой — реализуются только согласованные всеми и имеющие запрос населения/бизнеса на реализацию проекты. Помимо этого, реализуется право граждан на участие в местном самоуправлении путем прямого волеизъявления при поддержке проектов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно