Ярким примером взаимодействия власти и населения при решении вопросов местного значения является практика инициативного бюджетирования, когда часть муниципального бюджета направляется на реализацию проектов, предложенных самими жителями. Удачно зарекомендовавший себя механизм показал, что люди на местах действительно готовы принимать активное участие
в благоустройстве территории, на которой они проживают.
Татьяна Павловна ТАКМАКОВА, заместитель главы по финансовой политике — начальник управления финансов Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области
«Приоритет для направления финансирования нужно искать через диалог с гражданами.»
В. В. Путин
Старт инициативному бюджетированию в нашей области дан в 2017 году. Однако в Сорочинском городском округе уже до этого времени была наработана успешная практика по вовлечению населения в решение социально значимых задач, по объединению финансовых ресурсов местного бюджета, физических и юридических лиц. С 2016 года у нас реализовывался проект «Народный бюджет», главным принципом которого как раз было совместное финансирование. За
В первую очередь была проведена работа с начальниками сельских территориальных отделов городского округа, организованы анкетирование и встречи с населением, размещена информация на сайте, опубликованы статьи в местной газете. В результате в 2018 году прошли конкурсный отбор и были реализованы четыре проекта. Объем финансирования составил около 4,9 миллиона рублей, из них средства областного бюджета — 3,4 миллиона, местного бюджета — 765 тысяч, привлеченные средства от спонсоров и населения — 718 тысяч.
Контроль за реализацией проектов осуществляли общественный совет при управлении финансов и, конечно же, жители. Граждане на практике убедились, что их мнение услышано и проблемы, о которых они заявили, решаются. Это дало хороший импульс для дальнейшего развития гражданской инициативы. В 2019 году на конкурсный отбор было направлено уже восемь заявок, и все они стали победителями в отборе. В рамках инициативного бюджетирования граждане планировали благоустроить места массового отдыха, огородить территории кладбищ, отремонтировать сельский Дом культуры и асфальтобетонное покрытие дороги. Несколько лет назад такие проекты для небольших поселений из-за нехватки бюджетных средств были большой редкостью. Сейчас благодаря различным федеральным и региональным программам и механизмам у муниципалитетов появились возможности привлекать немалые по местным меркам деньги на благоустройство.
Вместе с тем очень важно эти возможности использовать комплексно. Только тогда они станут серьезным стимулом для развития территорий. В качестве примера можно назвать небольшое село Николаевка. В рамках инициативного бюджетирования здесь благоустроен парк, проведен первый этап ремонта сельского Дома культуры, который в этом году запланировано завершить. Жителей в селе немного, предприятий нет, но есть очень активный начальник территориального отдела, который понимает, что если село сможет найти совсем небольшую сумму для софинансирования, то получит значительные средства из местного бюджета и областной казны. И Николаевка три года подряд участвует в конкурсном отборе со своими проектами и побеждает.
Самообложению — новый старт
У нас также наработан опыт реализации проектов инициативного бюджетирования через самообложение. Самообложение в Сорочинском городском округе стало возможным благодаря изменениям, внесенным в Закон № 131‑ФЗ, разрешающим населенному пункту, входящему в состав городского округа, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан проводить сход жителей этого населенного пункта, а не референдум всего городского округа, как было раньше.
Сотрудники администрации и территориальных отделов провели большую разъяснительную работу с населением о необходимости введения самообложения. В итоге в 2019 году на сходах граждан в десяти населенных пунктах самообложение было введено.
Введение самообложения во всех населенных пунктах, участвующих в конкурсе проектов развития общественной инфраструктуры, повысило шансы на успех. В 2020 году на конкурс Сорочинский городской округ представил десять проектов. Все они прошли конкурсный отбор и были реализованы в том же году. Общая стоимость проектов составила 7,8 миллиона рублей, в том числе средства самообложения граждан — 800 тысяч рублей, областного бюджета — 5,3 миллиона, местного бюджета — 1,1 миллиона.