Активное вовлечение граждан в процесс развития местного самоуправления — одна из важных задач сегодняшнего дня, способствующая развитию территорий. Общество требует открытости власти и прозрачности принятия решений. Принципы инициативного бюджетирования этому соответствуют.
Наталья Геннадьевна БРЮХАНОВА, исполняющий обязанности министра финансов Ульяновской области
Ульяновская область — один из первых регионов, внедривший практики инициативного бюджетирования на своей территории. С 2015 года мы реализуем Проект поддержки местных инициатив (ППМИ) и проект «Народный бюджет». ППМИ — региональная практика, в которой инициативные проекты реализуются за счет средств бюджета субъекта, средств местного бюджета и инициативных платежей (население и бизнес). Народный бюджет — это муниципальная практика. В отличие от ППМИ, она не предполагает софинансирования гражданами инициативных проектов, а также средств областного бюджета: жители принимают участие в распределении средств местного бюджета через участие в работе бюджетных комиссий.
С момента начала запуска реализации инициативного бюджетирования нам удалось добиться значительных результатов. В первую очередь, значительно возросла активность самих жителей при выборе приоритетных проектов, контроле ими за ходом реализации. Жители убедились, что это эффективный инструмент, и с каждым годом все активнее инициируют проекты. Помимо этого, совместно с НПО «Криста» было разработано решение для автоматизации и ведения бизнес-процессов инициативного бюджетирования в цифровом формате. Информация по реализованным проектам содержится в разделе «ППМИ» портала «Открытый бюджет Ульяновской области». Реестр проектов по организации благоустройства территорий Ульяновской области за 2021 год показан на рисунке 1.
За
- областной бюджет — 403 миллиона рублей (57%);
- местный бюджет — 238,7 миллиона рублей (34%);
- население — 50,8 миллиона рублей (7%);
- хозяйствующие субъекты — 16,2 миллиона рублей (2%).
Правовое регулирование
До 2020 года правовое регулирование основ инициативного бюджетирования осуществлялось на уровне субъектов РФ. Всероссийский масштаб и социальную значимость развития этого инструмента предопределили поручения Президента РФ, принятые по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления (перечень поручений утвержден Президентом РФ 1 марта 2020 года № Пр-354) по установлению правового механизма инициативного бюджетирования. Во исполнение соответствующего поручения Президента РФ на федеральном уровне был принят ряд документов, которые выстроили систему правового регулирования участия населения в определении и выборе инициативных проектов. В Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 216‑ФЗ) и в Закон № 131‑ФЗ (Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 236‑ФЗ) были внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению особенностей реализации института инициативного бюджетирования; закреплены основы непосредственного участия граждан в решении проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований и общественного контроля за реализацией проектов. То есть были закреплены простые и понятные правила взаимодействия жителей с властью для решения задач на местном уровне. Другими словами, федеральное законодательство дало людям возможность определять, на реализацию каких проектов направить бюджетные средства. В 131‑ФЗ прописан, почти пошагово, и сам механизм принятия решений.
Также Министерством финансов РФ утверждены методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования, по планированию расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на инициативные проекты. Все это предопределило необходимость проведения широкого анализа правовой базы субъекта и муниципалитетов с целью внедрения единых подходов к реализации практик инициативного бюджетирования в Ульяновской области.
В целях оказания методологической и консультационной помощи при принятии муниципальными образованиями нормативных правовых актов по реализации положений федерального законодательства Министерство финансов Ульяновской области провело ряд тематических онлайн-семинаров; разработало и направило в адрес местных администраций модельные акты, в которых регламентирована деятельность органов местного самоуправления на всех этапах реализации инициативных проектов: от выдвижения инициативы до сдачи объекта; дало рекомендации по формированию муниципальных программ и местных бюджетов с учетом положений федерального законодательства (рисунок 2).
В июне-июле 2021 года продолжено обучение специалистов муниципальных образований в рамках выездных кустовых семинаров «Школа инициативного бюджетирования». Акцент сделан на практическом применении принятых федеральных нормативных правовых актов. Специалисты Минфина обсуждают с представителями муниципалитетов проблемные вопросы реализации инициативных проектов в 2021 году, предложения по их решению, рассказывают о новациях конкурсного отбора ППМИ в 2022 году. Планируемые изменения в правила предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию инициативных проектов в рамках ППМИ будут способствовать увеличению масштабности практики и вовлеченности жителей области. А значит, больше людей смогут получать муниципальные услуги на более качественном уровне.
По итогам 2019 года Ульяновская область вошла в ТОП-12 регионов, показавших наилучшие результаты в развитии ППМИ, и отмечена в Докладе о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях как регион, реализующий комплексный подход к развитию инициативного бюджетирования. На региональном уровне аналогичный доклад в отношении муниципальных районов Ульяновской области впервые подготовлен Министерством финансов области по итогам 2019 года и в дальнейшем его планируется готовить ежегодно.
Благодаря инициативному бюджетированию муниципалитеты получили возможность расходовать средства из бюджета на реализацию приоритетных проектов, принятых по инициативе жителей. Нужно помнить, что это небольшие проекты, которые позволяют каждый раз решить локальную, но очень значимую для конкретной территории проблему.