Версия для печати 735 Материалы по теме
Система анализа рисков при планировании контрольной деятельности Федерального казначейства

Развитие элементов риск-анализа и централизованного планирования контрольной деятельности органов Федерального казначейства обеспечивает проведение как точечных «риск-прицельных» проверок на территории отдельных субъектов РФ, так и контрольных мероприятий с охватом приоритетных и стратегических направлений в масштабах всей страны.

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Государственный финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ

Повышение эффективности контрольной работы невозможно без внедрения в практику новых инструментов, позволяющих обеспечить автоматизацию отдельных ее этапов с полным охватом подконтрольной среды. Один из наиболее важных процессов любой деятельности — планирование. Контроль в финансово-бюджетной сфере не является исключением, и эффективное планирование позволяет ориентировать его на наиболее социально и экономически значимые вопросы и обеспечить в качестве результата в том числе объективные данные о состоянии той или иной сферы деятельности.

Федеральное казначейство систему риск-ориентированного планирования контрольной деятельности внедряет с 2016 года. В целях обеспечения единого подхода к ее применению, формированию единых критериев оценки рисков и отбора объектов контроля был разработан комплекс методических документов. Наработанный в течение ряда лет опыт позволил оперативно реализовать положения федерального стандарта ВГ(М)ФК «Планирование проверок, ревизий и обследований» и перейти на новые требования к планированию контрольной деятельности.

Правовая база риск-ориентированного планирования

Федеральный стандарт определяет порядок применения риск-ориентированного подхода к планированию контрольных мероприятий органов ВГ(М)ФК, в том числе предусматривает принципы формирования исходных данных для составления проектов планов контрольных мероприятий посредством сбора, анализа информации о подконтрольной среде и ее последующей оценки в разрезе шести категорий риска (на основании определения критериев вероятности допущения нарушений и существенности их последствий). В развитие положений федерального стандарта в Федеральном казначействе разработаны и утверждены приказами от 1 июня 2021 года № 173 и № 174:

  • Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере;
  • Регламент внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по планированию контрольной деятельности.

Указанные документы вместе с федеральным стандартом образуют единую правовую базу, регламентирующую в органах Федерального казначейства процедуры планирования контрольной деятельности и применения риск-ориентированного подхода.

Унифицированный алгоритм

Для практической реализации риск-ориентированного подхода при планировании на 2022 год в Федеральном казначействе создан унифицированный алгоритм идентификации принадлежности потенциальных объектов контроля и направлений их деятельности к категориям риска и определения критериев «вероятность допущения нарушения» и «существенность последствий нарушения». На основании сведений, содержащихся в информационных ресурсах Федерального казначейства и иных государственных органов, а также данных, получаемых в ходе документального изучения финансово-хозяйственной деятельности учреждений, организаций, были разработаны универсальные расчетные таблицы рисков, в которых заложен алгоритм оценки показателей рисков. В 2020 году прошла пилотная апробация расчетных таблиц, а в июле 2021 года все органы Федерального казначейства приступили к отбору объектов контроля для включения в планы на 2022 год в соответствии с новыми требованиями и на основе данных информационных систем.

Для сосредоточения внимания и ресурсов на наиболее социально и экономически важных направлениях расходования бюджетных средств были определены основные векторы анализа деятельности объектов контроля. В поле зрения попали направления, имеющие высокую значимость для государства и общества, в первую очередь приоритеты, заданные указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474, посланием Президента РФ Федеральному собранию от 21 апреля 2021 года, Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации, иными документами стратегического планирования Российской Федерации. Потенциальные объекты контроля в зависимости от их организационно-правовой формы и порядка финансирования были разделены на следующие группы:

  • органы государственной власти;
  • казенные учреждения;
  • бюджетные и автономные учреждения;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;
  • иные юридические лица (включая государственные (муниципальные) унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества).

Особенности финансирования этих групп объектов контроля предполагают и различие подходов к анализу данных, на основании которых осуществляется оценка рисков, а также вызывают необходимость использования разных источников информации (в том числе отчетных форм) о деятельности учреждений и организаций. Основные источники информации об объектах контроля — это «Электронный бюджет», Автоматизированная система Федерального казначейства, прикладной программный продукт Федерального казначейства «АС Планирование», ЕИС, публичные источники.

При проведении анализа потенциальных объектов контроля, рассматриваемых для целей включения в проект плана контрольных мероприятий, оценивался пул рискоемких показателей, характеризующих их финансово-хозяйственную деятельность и определенных в соответствии с федеральным стандартом. Далее значения показателей для каждого потенциального объекта контроля были переведены в балльную шкалу измерений, после чего просуммированы отдельно в разрезе показателей существенности и вероятности, также определенных Федеральным стандартом. На основании полученных интегральных оценок для каждого потенциального объекта контроля были выведены значения общих критериев «существенности» и «вероятности». Завершился риск-анализ установлением категорий риска для каждого из анализируемых потенциальных объектов контроля на основании сочетания значений критериев и присвоением каждому из них одной из шести категорий риска: от чрезвычайно высокого (I категория риска) до низкого (VI категория риска).

Таким образом, в рамках цикла планирования на 2022 год по описанному выше алгоритму органы Федерального казначейства проанализировали потенциальные объекты контроля в рамках приоритетных — наиболее рискоемких направлений финансирования. Данные об объектах контроля, собранные и систематизированные в процессе формирования расчетных таблиц, лягут в основу предпроверочного анализа и будут использованы непосредственно в проверках (ревизиях) в 2022 году. Определение на стадии планирования наиболее рискоемких направлений в деятельности объекта контроля позволяет более четко очертить круг вопросов, на которые будет направлено особое внимание проверочной (ревизионной) группы. В условиях цифровизации такая работа дает возможность также до выхода на объект контроля точечно провести сбор сведений по конкретным вопросам деятельности объекта из информационных систем, в первую очередь тех, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство. Это сократит время нахождения проверочной группы на объекте контроля и уменьшит на него нагрузку без потери качества контроля.

Цели по обеспечению зрелости системы анализа рисков

Проделанная в 2021 году работа по оценке рисков в деятельности объектов контроля и их рейтингованию способствует достижению целей по обеспечению зрелости системы анализа рисков. А именно таких как:

  • создание и функционирование единой системы анализа деятельности объектов контроля, предусматривающей единую систему критериев отнесения их к соответствующей категории рисков;
  • обеспечение функционирования системы сбора объективных данных о деятельности объектов контроля из информационных систем и своевременной корректировки индикаторов рисков в связи с меняющимися обстоятельствами;
  • формирование и внедрение карт рисков для каждой из групп объектов контроля в целях своевременного выявления и предупреждения нарушений.

Проведение точечных выездных контрольных мероприятий с целью подтверждения рисков, выявленных в ходе планирования и предпроверочного анализа в отношении объектов контроля на территории как отдельных, так и нескольких субъектов РФ, позволит исключить излишнюю нагрузку на добросовестных получателей средств бюджета и высвободить ресурсы для проведения аналитических мероприятий, направленных на выработку мер по повышению эффективности расходования средств, а также обеспечит риск-зональный контроль различного масштаба.

Поделиться