Ключевой советник при формировании главного финансового документа Приморья — это житель края. Как регион ведет бюджетную политику, чтобы в ее центре всегда оставался человек с его интересами и нуждами, журналу «Бюджет» рассказала председатель Правительства Приморского края — первый вице-губернатор края Вера Георгиевна ЩЕРБИНА.
— Вера Георгиевна, как в Приморье выстроена работа по обеспечению открытости бюджета? Могут ли граждане принимать участие в формировании главного финансового документа региона?
— Начну с того, что с момента прихода новой команды под руководством нынешнего губернатора края Олега Николаевича Кожемяко в Приморье значительно изменился подход к распределению бюджетных средств. В рамках обеспечения открытости бюджета мы привлекаем жителей края и общественность для совместного проектирования закона о краевом бюджете.
Эффективной формой получения обратной связи от жителей и вовлечения их в бюджетный процесс, которая позволяет населению участвовать в принятии решений по распределению средств краевой казны, стали общественные обсуждения проекта бюджета. Например, в прошлом году работа по подготовке и проведению слушаний велась на протяжении нескольких недель. С гордостью могу сказать, что уже два года мы — единственный регион в России, который настолько масштабно взаимодействует с жителями по вопросам бюджетной политики.
Представители общественных объединений, экспертных сообществ и все заинтересованные приморцы смогли задать свои вопросы губернатору края, профильным министерствам и ведомствам. Для нас очень важно, чтобы подобный формат проходил максимально открыто и был доступен для широкой общественности. Всего на площадке Правительства Приморского края в 2021 году прошло семь общественных слушаний. Были рассмотрены темы здравоохранения, дорог, сельского хозяйства и рыбной промышленности, социальной политики, культуры и спорта, ЖКХ и энергетики, образования и занятости. Обсуждали проект бюджета в дистанционно-очном формате. Большинство участников из всех уголков Приморья принимали участие в слушаниях в режиме видео-конференц-связи — они подключались к мероприятиям из студий муниципалитетов. Все желающие также смогли следить за развитием событий, внести свои предложения и задать вопросы с помощью трансляции в официальных социальных сетях Правительства Приморского края. Всего в обсуждении 2021 года приняли участие более 45 тысяч приморцев, прозвучало около 550 вопросов.
— Можете ли назвать какие-то конкретные направления расходов в 2022 году, на которые средства были предусмотрены именно по пожеланиям граждан?
— Конечно. И таких примеров много. В бюджете этого года предусмотрено свыше 6 миллиардов рублей на выполнение просьб жителей Приморья, которые они высказали на общественных обсуждениях в 2021 году. Это более пяти процентов от собственных доходов бюджета. По предложениям участников общественных обсуждений дополнительные средства направят на ремонт проблемных участков дорог, создание приютов для бездомных животных, ремонт объектов здравоохранения и культуры и другие направления.
Сфера, на которую по итогам общественных обсуждений предусмотрели колоссальный объем финансирования, — ЖКХ. Только на благоустройство территорий региона планируется дополнительно направить почти 3 миллиарда рублей. Важность этого направления расходования средств подтверждается и тем, что по этому вопросу нас активно поддерживают Правительство России, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев. Уверена, что не заметить позитивных изменений в городах и селах при таком объеме финансирования будет просто невозможно.
Еще одно пожелание, высказанное жителями в ходе общественных обсуждений проекта бюджета, — увеличение заработной платы низкооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы. Мы серьезно занимаемся «указными» категориями — повышаем зарплату врачам, учителям, соцработникам. Однако есть категории, на которые давно следовало обратить внимание. И теперь они смогут претендовать на значительное повышение оплаты труда. Например, те, у кого зарплата составляла 31 тысячу рублей, будут получать почти 49 тысяч, с 26 тысяч зарплата повысится до 38 тысяч. Это существенная надбавка. Рост будет проходить поэтапно, поскольку сейчас нет таких средств, чтобы сразу реализовать эти меры во всех отраслях, где это необходимо. Так, с 1 января мы повысили оплату труда работников лесного хозяйства, ветеринарии, а также ГО и ЧС. В 2022 году планируем принять аналогичные меры и в отношении низкооплачиваемых работников образования, здравоохранения, социальной сферы.
— Жители края участвуют в слушаниях, высказывают пожелания и просьбы. Как еще они могут влиять на расходную часть краевого бюджета?
— Проведение общественных обсуждений — это только малая часть нашей работы по обеспечению открытости бюджета и вовлечению граждан в процесс его формирования. Высказать свое мнение о том, как необходимо расходовать средства, жители могут не только в формате диалога на площадке общественных обсуждений, но и участвуя в конкурсах, проводимых в рамках инициативного бюджетирования.
В 2020 году в пилотном формате мы реализовали проект «Народный бюджет», на который было предусмотрено 300 миллионов рублей. Выбрать объекты, подлежащие благоустройству, жители смогли в дни общероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию РФ. Пилотами выступили четыре крупных муниципальных образования Приморского края: Владивосток, Артем, Уссурийск и Находка. Несколько десятков тысяч граждан выбирали проекты, которые должны были преобразить их город и сделать его еще комфортнее для жизни. В результате в 2020 году создали «теплый контур» школ, благоустроили дворы и общественные пространства. После реализации всех задуманных проектов начинание получило положительный отклик у жителей крупных городов. Мы приняли решение в 2021 году тиражировать практику на другие территории края. Для этих целей запустили в рамках инициативного бюджетирования конкурс «Твой проект». Принять в нем участие и предложить свою идею по преобразованию окружающего пространства могут жители Приморья от 14 лет. Проведено два конкурсных отбора. В каждом конкурсе по итогам голосования было отобрано 87 проектов, стоимость одного — до трех миллионов рублей. Важно отметить, что в муниципалитетах реализуется разное количество проектов, обусловленное численностью населения. В столице отобрано и будет воплощено в жизнь пять проектов, в крупных городах: Артеме, Находке, Уссурийске — по четыре проекта. На территориях с численностью населения от 30 до 100 тысяч человек отобрано по три проекта, там, где менее 30 тысяч жителей, — по два.
Еще один способ учета мнения жителей при формировании перечня объектов для реконструкции или строительства, а также направлений расходования средств, в том числе в рамках национальных проектов, — тематические опросы общественного мнения. Власти Приморья ежегодно проводят несколько десятков исследований на различные темы, касающиеся социальной политики. Важным результатом их проведения становится именно обработка обратной связи — то, о чем говорят граждане, ложится в основу корректировок краевых программ.
Мы регулярно проводим анкетирование приморцев с помощью онлайн-форм и в официальных аккаунтах правительства края в социальных сетях. Самыми показательными стали опросы, проведенные региональными министерствами здравоохранения, спорта, социальной политики и агентством проектного управления. Например, эффективность мероприятий регионального проекта «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» оценивалась по ответам жителей на следующие вопросы:
- видят ли они, как реализуется проект;
- хватает ли площадок для занятий физкультурой и спортом в муниципальных образованиях;
- насколько эти площадки доступны, комфортны, оснащены спортивным инвентарем.
Данные опроса использованы в дальнейшей работе профильного ведомства — собранная информация помогла сделать более качественной работу спортивных организаций, их оснащение, а также запланировать строительство новых и реконструкцию имеющихся спортобъектов.
Минздрав попросил оценить степень доступности медпомощи в крае по нацпроекту «Здравоохранение». Оценки граждан помогут скорректировать программу модернизации первичного звена именно в тех муниципалитетах, на которые они обратили особое внимание. Важно отметить, что по каждому из опросов среднее число респондентов достигает 10 тысяч человек, а просмотров онлайн-форм с ответами в разы больше. При этом это не одни и те же люди, под каждое из исследований мы стараемся использовать разные каналы взаимодействия.
— Получается, что жители вашего региона могут на этапе проектирования бюджета высказывать свои пожелания. А могут ли они отследить выполнение своих наказов?
— Безусловно. Искренне считаю, что в системе открытого бюджета необходимо не только учитывать мнение жителей при расходовании средств, но и привлекать их к контролю за освоением бюджета, а также прислушиваться к пожеланиям при реализации инициатив.
Для этого в 2019 году в Приморье был создан институт общественных наблюдателей за реализацией национальных проектов. Всего в Приморском крае 228 общественных наблюдателей, в том числе во Владивостоке — 43 человека, Уссурийске — 13 человек, Находке — 10 человек. Участники проекта «Народный контроль» следят за ремонтом спортивных залов в сельских школах, благоустройством общественных пространств, реконструкцией дорог, строительством детских садов, спортивных площадок и других объектов. Своими наблюдениями они еженедельно делятся с представителями местной и региональной власти, включая губернатора. Такая обратная связь позволяет устранить недочеты в работе подрядчиков, сделать возводимые объекты такими, какими их хотели бы видеть люди.
За время реализации инициативы от общественных наблюдателей поступило очень много предложений. В прошлом году, например, не было ни одного объекта, по которому бы не учли мнения и предложения общественных наблюдателей. Они очень помогают нам в работе по повышению эффективности мероприятий нацпроектов. Поэтому было принято решение также привлечь граждан к контролю за реализацией инвестиционной программы. Это все стройки, которые сейчас есть в Приморье. Следят общественники и за реализацией инициатив жителей края — победителей конкурса «Твой проект».
В 2021 году общественные наблюдатели контролировали создание почти 400 социально значимых объектов, на их счету более тысячи выездов на объекты во всех муниципалитетах, они заполнили свыше 2,5 тысячи чек-листов для обеспечения обратной связи. В результате 48 процентов объектов национальных проектов улучшены благодаря их предложениям.
Например, была проведена дополнительная замена полов в школе в селе Пантелеймоновка. В Арсеньеве подрядчики дополнительно построили тротуар в сквере Гостиный и благоустроили территорию вокруг сквера Солнечные Часы и соседнего дома. В Уссурийске в центральном сквере убрали рекламу и доработали постамент «Голуби». В поселке Кировский дополнительно завезли землю для клумб.
Хочу отметить, что общественные наблюдатели стали настоящими помощниками власти. Зачастую руководители ведомств советуются с ними на этапе проектирования и составления документации. Один из примеров такого взаимодействия еще раз подтвердил правильность наших намерений по запуску в 2021 году проектов социального воздействия. Поясню: когда мы спросили, что для граждан является эффективным расходованием бюджетных средств, многие подчеркнули необходимость оплаты работ по факту. Так мы стали первым регионом страны, который запустил абсолютно новый механизм в социальной сфере: здравоохранении и соцзащите.
Проекты социального воздействия — это формат решения социальных проблем через привлечение бизнеса и некоммерческих организаций. Его отличительной особенностью является то, что государство платит только в том случае, если проблема решена или получен желаемый социальный эффект. Такие проекты меняют принцип выполнения социальной функции государства.
Как это работает? Государство и инвестор заключают соглашение, в котором обозначают конкретную измеримую проблему, способ ее решения, финансовую модель. Для оценки возможности реализации проекта привлекается внешний независимый эксперт. Если внешняя оценка подтверждает, что запланированный эффект будет получен, то государство берет на себя обязательство компенсировать инвестору затраты и обеспечить прибыль. То есть государство платит за результат.
В настоящее время два проекта социального воздействия реализуются в 10 северных удаленных муниципалитетах края совместно с АО «Почта России» и при поддержке ВЭБ.РФ. Общая стоимость проектов 48,1 миллиона рублей. Первый проект работает в сфере здравоохранения и направлен на привлечение людей к профосмотрам и диспансеризации, обеспечение доставки лекарств на дом и проведение мониторинга состояния здоровья жителей. В результате 2,6 тысячи человек пройдут диспансеризацию, почти пять тысяч приморцев будут получать лекарства на дому.
Второй проект направлен на социальную защиту населения. Основная его цель — изменить подход к оформлению социальных контрактов от заявительного характера к выявительному. Результатом проекта должен стать вывод из статуса малоимущих 270 семей с детьми с помощью социальных контрактов, выявление не менее 100 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также организация мониторинга в отношении 12 тысяч семей с детьми (по статистике это самая социально рисковая категория). Семьи с низким доходом выявляем с помощью почтовых работников, они же помогают своим клиентам оформлять социальные контракты. В результате члены малоимущих семей получают субсидии на развитие бизнеса либо проходят профессиональное обучение. Реализация этих проектов в Приморье напрямую направлена на достижение национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», утвержденной указом Президента РФ.
— Вера Георгиевна, участие в общественных слушаниях по бюджету, конкурсах по отбору проектов инициативного бюджетирования, заключение социальных контрактов предполагают наличие у граждан хотя бы азов финансовой грамотности. Инициативы регионального руководства, о которых вы рассказали, население активно поддерживает. Из этого следует, что в регионе ведется большая работа по повышению финансовой грамотности?
— Конечно. Еще одним важным направлением работы по обеспечению открытости бюджета является повышение уровня финансовой грамотности населения. В сегодняшних условиях эта задача стала частью государственной политики.
Для финансового просвещения и информирования населения Правительство Приморского края выпускает брошюру «Финансы Приморья». В брошюре, например, есть информация о ходе реализации программы благоустройства «1000 дворов» и проектах — победителях конкурса инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект», советы, как уберечься от мошенников и т. д. «Финансы Приморья» выходят ежеквартально и бесплатно распространяются через региональные отделения МФЦ. Размещена брошюра и на тематическом портале.
Безусловно, вся работа, о которой я рассказала, дает свои плоды — ее положительно оценивают не только жители региона, но и федеральные эксперты. Так, по результатам рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных, составленного Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов РФ (НИФИ), за 2020 год Приморскому краю присвоена группа В: высокий уровень открытости бюджетных данных.
В 2020 году пример региона вошел в Библиотеку лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровнях. Интерес вызвала практика Приморья по созданию при высшем исполнительном органе Совета по обеспечению открытости бюджетных данных и контролю за эффективностью бюджетных расходов, а также практика по организации работы совещательного органа, созданного для взаимодействия органов государственной власти Приморского края по вопросам обеспечения открытости бюджетных данных.
В 2021 году по результатам промежуточной оценки Минфина России Приморский край попал в группу регионов с «очень высоким уровнем открытости бюджетных данных по результатам оценки первоначально утвержденного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета, публичных сведений о деятельности государственных учреждений, а также по созданию условий для повышения открытости бюджетных данных в субъекте РФ».
Конечно, работа по открытости бюджета и высокие результаты в этой сфере невозможны без поддержки муниципальных образований. Для стимулирования территорий Приморья Министерство финансов края с 2020 года ежегодно проводит мониторинг и составляет рейтинг по уровню открытости бюджетных данных муниципальных образований региона. Например, по итогам мониторинга в 2020 году первую степень открытости бюджетных данных получили 17 муниципалитетов, вторую степень — 12 территорий, а третью — всего пять образований.
В настоящее время два проекта социального воздействия реализуются в 10 северных удаленных муниципалитетах края совместно с АО «Почта России» и при поддержке ВЭБ.РФ.
Для нас важно, чтобы открытость бюджета для граждан была не просто галочкой в отчете, а позволяла приморцам принимать активное участие в распределении бюджетных средств и последующем контроле их использования.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА