№ 1 январь 2022 — 12 января 2022

Практика управления остатками средств на едином счете бюджета

Версия для печати 809 Материалы по теме

На протяжении последних 17 лет Санкт-Петербург успешно размещает временно свободные средства своего бюджета на депозиты в уполномоченных банках. Предпосылками создания системы управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга стали несбалансированность бюджетных поступлений и финансирования расходов бюджета в течение года. В результате кеш-менеджмента банки получают дополнительный источник пополнения собственной ликвидности, а бюджет города — дополнительные доходы.

25.jpg

Алексей Алексеевич КОРАБЕЛЬНИКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга

26.jpg

Наталия Владимировна САЛМАНОВА, начальник Управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

27.jpg

Эльвира Гаптелхамитовна ХАЙМУР, заместитель начальника Управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

История

Первое размещение временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга на банковские депозиты состоялось в 2004 году. Тогда сбор оферт уполномоченных банков и их акцепт Комитет финансов Санкт-Петербурга проводил с использованием бумажных носителей (эта процедура называлась «запрос котировок»). И, как следствие, эффективному размещению средств бюджета по договорам банковского депозита препятствовали значительный документооборот и длительность взаиморасчетов между Комитетом финансов Санкт-Петербурга и уполномоченными банками.

В 2005 году наш город первым в России стал размещать средства бюджета на банковские депозиты с использованием технологии биржевого размещения. Комитет финансов начал проводить депозитные аукционы и депозитные торги в торговой системе Санкт-Петербургской валютной биржи (далее — АО «СПВБ»).

Большая эффективность, технологичность и прозрачность биржевых размещений получили высокую оценку других участников рынка. Наш опыт нашел широкое применение, и сегодня технологию биржевого размещения средств на депозиты в России применяют Федеральное казначейство, Пенсионный фонд РФ, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания», ФАУ «Главгосэкспертиза России», Комитет финансов Ленинградской области, предприятия и организации.

Уполномоченные банки

Депозиты размещаются в уполномоченных банках, заключивших с Комитетом финансов Санкт-Петербурга соответствующие генеральные депозитные соглашения. Требования к банкам предъявляются симметрично требованиям, установленным Правительством РФ к кредитным организациям, на банковские депозиты которых могут размещаться средства единого казначейского счета и единого счета федерального бюджета. Для регулирования рисков, возникающих при размещении средств бюджета на банковские депозиты, устанавливаются индивидуальные лимиты на уполномоченные банки в соответствии с результатами анализа их финансовой устойчивости. Указанный анализ Комитет финансов Санкт-Петербурга производит на основе финансовой отчетности кредитной организации с использованием информации о проведенных банком сделках и существенных факторах деятельности, раскрываемых в соответствии с требованиями законодательства РФ. Также мы принимаем во внимание мнения различных специализированных организаций (рейтинговых агентств, аудиторских компаний, кредиторов) о банке и его деятельности. При расчете лимитов используется единая методология, при этом при их установлении Комитет финансов Санкт-Петербурга придерживается консервативного подхода. В настоящее время уполномоченными банками по размещению средств бюджета Санкт-Петербурга на депозиты являются 18 кредитных организаций, зарегистрированных в нашем городе, в Москве, в других регионах России.

Преимущества биржевого размещения средств

Основное преимущество биржевого размещения — это минимальные временные затраты и документооборот, возникающие при организации и проведении аукционов и торгов по размещению средств единого счета бюджета Санкт-Петербурга по договорам банковского депозита. Также следует отметить низкий уровень операционного риска, обусловленный небольшим воздействием человеческого фактора и надежностью информационных технологий, прозрачный рыночный механизм ценообразования.

Инструменты управления ликвидностью единого счета бюджета Санкт-Петербурга

В настоящее время при осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга Комитет финансов Санкт-Петербурга использует следующие инструменты:

  • размещение средств бюджета на необеспеченные банковские депозиты (весь функционал реализован на площадке АО «СПВБ»);
  • размещение средств бюджета по договорам репо (внебиржевой инструмент как альтернатива необеспеченным банковским депозитам, на площадке АО «СПВБ» реализовано проведение отбора заявок (оферт) на заключение договоров репо, НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» (далее — НКО АО НРД) осуществляет расчеты по заключенным договорам репо и управление обеспечением);
  • размещение средств единого счета бюджета Санкт-Петербурга по договорам банковского вклада (депозита) с центральным контрагентом (далее — ЦК) (весь функционал реализован на ПАО «Московская биржа»).

Размещение средств бюджета по договорам репо

В июле 2019 года Санкт-Петербург запустил новый инструмент управления ликвидностью — «Операции репо с корзиной ОФЗ и системой управления обеспечением» как альтернативу необеспеченным банковским депозитам. Санкт-Петербург имел опыт заключения сделок репо, обеспечением по которым выступали государственные облигации Санкт-Петербурга. Указанные операции до 2008 года осуществлялись на площадке АО «СПВБ» в рамках операций по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга, в 2013–2014 годах — на площадке ПАО «Московская биржа» в рамках мероприятий по управлению ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга. Но при внедрении нового механизма за основу мы взяли алгоритм заключения сделок репо, используемый Федеральным казначейством. При этом Комитет финансов Санкт-Петербурга преследовал три основные цели:

1. Минимизировать риски размещения средств бюджета.

2. Расширить число кредитных организаций, в которых размещаются средства бюджета Санкт-Петербурга при минимальных рисках (так как кредитные риски по сделке репо практически отсутствуют, требования к контрагентам по ним минимальны — наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее миллиарда рублей).

3. Диверсифицировать портфель ликвидных активов.

Использование инструмента репо позволяет Комитету финансов Санкт-Петербурга размещать остатки средств единого счета бюджета Санкт-Петербурга под обеспечение в виде высоколиквидных выпусков облигаций федерального займа и государственных облигаций Санкт-Петербурга, а реализованная НКО АО НРД система управления обеспечением — уменьшить операционную нагрузку на клиентов и ограничивать кредитные риски глобальных кредиторов.

До ноября 2021 года срок размещения средств по договорам репо не превышал 14 дней и использовалась фиксированная ставка. В ноябре 2021 года запущены операции репо с плавающей ставкой. В качестве базовой плавающей процентной ставки размещения средств по аналогии с действиями Федерального казначейства в первой сделке определена RUONmDS. RUONmDS — это RUONIA за вычетом дисконта, который рассчитывается путем умножения выраженной в сотых долях процентов значения ключевой ставки Банка России на значение норматива обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации. В настоящее время НКО АО НРД дорабатывает возможность использования в качестве индикатива ставки Roisfix на соответствующие диапазоны сроков (за вычетом DS или DS и DS2, рассчитываемых по алгоритму Федерального казначейства). В планах Комитета финансов Санкт-Петербурга использовать в качестве индикатора срочную версию ставки RUONIA, пилотную публикацию которой запустил Банк России. Использование плавающей ставки при размещении средств единого счета бюджета Санкт-Петербурга в условиях роста процентных ставок на денежном рынке позволит получить дополнительный доход в бюджет города (рисунки 1, 2).

28.jpg

29.jpg

Депозиты с ЦК

Вслед за Федеральным казначейством Комитет финансов Санкт-Петербурга первым из субъектов РФ вышел на рынок депозитов с центральным контрагентом. Заключение договоров банковского вклада (депозита) с ЦК также рассматривается как альтернатива необеспеченным банковским депозитам. Инструмент позволяет размещать средства с минимальными рисками и использовать преимущества биржевого денежного рынка.

Первый аукцион по размещению средств единого счета бюджета Санкт-Петербурга в депозиты через ЦК состоялся 2 апреля 2021 года на ПАО «Московская биржа». Участники рынка репо с ЦК с клиринговыми сертификатами участия получили возможность привлекать средства бюджета Санкт-Петербурга, а Комитет финансов Санкт-Петербурга — размещать средства на рыночной аукционной основе через надежного центрального контрагента, функции которого исполняет НКО-ЦК «Национальный Клиринговый Центр» (АО) (входит в группу ПАО «Московская биржа»). По состоянию на 1 декабря 2021 года общий объем сделок с ЦК составил 96 миллиардов рублей (рисунки 3, 4).

30.jpg

31.jpg

Итоги

В рамках управления ликвидностью единого счета бюджета Санкт-Петербурга по состоянию на 1 декабря 2021 года по договорам банковского депозита, договорам банковского вклада (депозита) с ЦК и договорам репо размещено 1,84 триллиона рублей. Средневзвешенная ставка размещения средств в ликвидные активы по итогам 11 месяцев составила 5,71% годовых и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 104 базисных пункта, что обусловлено ростом процентных ставок на денежном рынке. Средневзвешенный срок размещения средств в истекшем периоде 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с семи до 16 дней. В большей степени это обусловлено поступлением дополнительных доходов в бюджет за счет положительной динамики основных показателей экономики города, оживления деловой активности и, как следствие, роста финансовых результатов деятельности предприятий и организаций.

Финансовый результат от операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета Санкт-Петербурга в 2021 году оценивается в объеме 5 миллиардов рублей, что является наилучшим результатом с 2017 года и более чем в три раза превышает показатель предыдущего года. Рост финансового результата от размещения средств единого счета бюджета в 2021 году объясняется увеличением среднедневного остатка средств бюджета, размещенных по договорам банковского депозита (вклада) и договорам репо, а также процентных ставок на денежном рынке. По показателю «Среднедневной остаток средств бюджета, размещенных в ликвидные активы» в 2021 году достигнут абсолютный рекорд: по данным на 1 декабря 2021 года значение показателя — 75,6 миллиарда рублей. Предыдущий максимум, зафиксированный в 2016 году, составлял 53,9 миллиарда рублей.

Дополнительный доходный источник

В связи с переходом с января 2021 года на систему казначейских платежей и осуществлением Федеральным казначейством операций по размещению средств единого казначейского счета (ЕКС) у субъектов РФ появился дополнительный источник доходов — от размещения остатков средств единого казначейского счета. Доход от размещения средств ЕКС, зачисляемый в бюджет Санкт-Петербурга, составил в 2021 году 122,3 миллиона рублей.

Общий объем заключенных сделок репо — 60,3 миллиарда рублей, средневзвешенный срок размещения средств — 13 дней, средневзвешенная ставка размещения средств — 5,42%.

Общий объем заключенных сделок с ЦК (с 2 апреля 2021 года по 1 декабря 2021 года) составил 100 миллиардов рублей, средневзвешенный срок размещения средств — семь дней, средневзвешенная ставка размещения средств — 5,44% (рисунки 5, 6).

32.jpg

33.jpg

Планы

В планах Комитета финансов Санкт-Петербурга на 2022 год — доработка технических решений, применяемых при управлении остатками средств на едином счете бюджета, в том числе использование различных индикаторов при заключении сделок репо по плавающей ставке. В настоящее время в Комитете финансов организована работа по выбору и разработке модели, которая бы обеспечивала расчет оптимальных параметров размещения средств единого счета бюджета (объемов и сроков размещения средств).

В связи с переходом с января 2021 года на систему казначейских платежей и в целях повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета Комитет финансов Санкт-Петербурга, Федеральное казначейство и Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу совместно прорабатывают возможность размещения поступлений текущего дня, внутридневного кредитования казначейских счетов, открытых Комитету финансов Санкт-Петербурга в региональном УФК. Это делается для осуществления операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение главных распорядителей (получателей) средств бюджета Санкт-Петербурга; операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений; операций со средствами неучастников бюджетного процесса.

Поделиться