В Республике Башкортостан организация социального питания — зона повышенного внимания и со стороны правительства региона, и со стороны общественности. О том, как организовано в школах бесплатное горячее питание, о контроле за данным процессом читайте в нашей статье.
В 63 муниципальных образованиях Республики Башкортостан для 494 тысяч обучающихся организовано питание в 1857 школьных столовых. Питание в регионе организовано двумя способами — через структурные подразделения школ и путем передачи услуги в негосударственный сектор. С 1 сентября 2020 года организовано бесплатное горячее питание для 224 тысяч (100%) учеников 1–4-х классов. Бесплатное горячее питание предоставляется также детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам и из многодетных малообеспеченных семей. К этим категориям относятся около 56 тысяч человек.
Аудит системы питания
Для подготовки к 2020/21 учебному году межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Министерства торговли и услуг РБ и Министерства образования и науки РБ, региональное Управление Роспотребнадзора, посетила все образовательные организации республики. Кроме того, по инициативе Комитета Государственного собрания (Курултая) Башкортостана по образованию, культуре, молодежной политике и спорту депутаты различных уровней проинспектировали все образовательные учреждения региона. По результатам этих проверок была составлена подробная аналитика, заполнены карточки отчета, приложены фотографии. Все данные были оцифрованы. Все это помогло нам понять реальное положение дел в каждой школе. Проведенный аудит выявил слабые места в организации питания вне зависимости от способа его организации: аутсорсинг или самостоятельная работа. В список основных проблем вошли: морально и технически устаревшее оборудование, несоблюдение санитарных норм, отсутствие единых стандартов оказания услуги, неэффективное управление технологиями производства, кадровый голод отрасли.
Выявленные недостатки показали, что систему предоставления услуги горячего питания в республике нужно радикально менять в целом. К тому же правительство республики поставило задачу улучшить качество питания, расширить охват питающихся, организовать соблюдение санитарных норм, снизить себестоимость за счет оптимизации управления производством. Также необходимо было увеличить представленность продуктов, произведенных на территории нашего региона.
Единая система, единые стандарты и требования
Для достижения поставленных задач в регионе были выработаны меры, направленные на выстраивание единой системы школьного питания.
В августе текущего года был утвержден Стандарт организации питания в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан[1].
Составлены варианты школьных меню (с учетом типов пищеблоков). При разработке меню были учены все требования санитарного законодательства, учтено общественное мнение — на рабочие встречи приглашали представителей родительских комитетов и общественных организаций;
Для стопроцентного охвата горячим питанием учащихся начальных классов, в том числе и детей, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (сахарный диабет, фенилкетонурия, пищевые аллергии), мы совместно с представителями общественных организаций, родительских комитетов, Министерством здравоохранения РБ и Министерством образования и науки РБ разработали специализированные базовые республиканские меню.
При межведомственном взаимодействии был разработан Перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые допустимо использовать при организации питания детей в зависимости от типа пищеблока. Этим же документом мы четко определили перечень пищевой продукции, для которой обязательно наличие свидетельства о государственной регистрации.
Все разработанные документы легли в основу технического задания для проведения конкурса на определение операторов школьного питания. Типовую конкурсную документацию разработал Государственный комитет РБ по конкурентной политике при участии Министерства торговли и услуг РБ.
Приоритетным способом определения победителей торгов является именно конкурс с ограниченным участием, по итогам которого заключаются контракты сроком на три года. Плюс конкурсов с ограниченным участием — это возможность установить требования к нестоимостным критериям: квалификации участников закупки, наличию материально-технической базы и трудовых ресурсов.
Для обеспечения школьников качественным безопасным питанием вне зависимости от способа его организации на уровне Правительства РБ выработан ряд решений. Так, муниципальным образованиям рекомендовано при передаче услуг по организации питания в негосударственный сектор предоставлять исполнителю имущество в безвозмездное пользование и обеспечивать его на период действия контракта коммунальными ресурсами. Стоит отметить, что аутсорсинговые компании (операторы питания) входят в состав сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПОК) и могут претендовать на получение финансовой поддержки по программам Министерства сельского хозяйства РБ (компенсация части затрат на закупку оборудования, компенсация части стоимости товара при продаже товара внутри участников СПОК).
Таким образом, операторы питания, получив поддержку со стороны власти, четкий понятный стандарт питания, возможность планировать свой бизнес на три года вперед (ранее контракты заключали сроком на один, три, шесть месяцев), стали вкладывать средства в развитие и укрепление материальной базы как своих предприятий, так и школьных пищеблоков. В целом мы видим, что идет тенденция по индустриализации сферы школьного питания, централизации и совершенствованию технологических процессов производства продукции и, как следствие, улучшению качества рационов школьников.
Качество входящего продовольственного сырья и пищевой продукции, а также готовых блюд в учреждениях социальной сферы в республике находится на постоянном контроле. В Башкортостане с 2017 года аккредитованная лаборатория, находящаяся в ведении Министерства торговли и услуг РБ, за счет средств республиканского бюджета регулярно производит отборы образцов в учреждениях социальной сферы. Ежегодно лаборатория проверяет порядка шести тысяч образцов.
Система оценки контрактов
По поручению главы Республики Башкортостан Р. Ф. Хабирова разработана система оценки исполнения государственных и муниципальных контрактов на организацию питания и поставку продуктов в учреждения социальной сферы. Было создано государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Управление социального питания». Основные задачи учреждения — разработка методических рекомендаций по организации питания, выработка предложений по его совершенствованию и, конечно же, организация ежедневных выездов в социальные учреждения для мониторинга качества питания. Ежегодно мы организовываем примерно 700 таких выездов.
В прошлом году мы внедрили практику мероприятий по мониторингу школьного питания совместно с родителями, и она оказалась эффективной. У нас были школы, из которых систематически поступали сигналы по поводу некачественного питания, после таких совместных выездов и конструктивных предложений уже сами родители отметили улучшения в организации питания детей.
В текущем году в нашем регионе продолжается работа, направленная на придание максимальной открытости и прозрачности процессу организации питания школьников. На своих сайтах школы ежедневно размещают фотографии рационов, меню, информацию о продуктах, используемых для приготовления блюд, QR-коды для оперативной обратной связи по вопросам питания.
В Республике Башкортостан работает многоуровневая система контроля качества горячего питания, участником которой в том числе являются родители. Каждый родитель через свой личный кабинет в системе ГИС «Единая образовательная среда Республики Башкортостан» может обратиться с предложением по улучшению качества питания, просигнализировать о нарушениях и т. д.
Контроль за ценой школьной тарелки
Правительство РБ приняло решение об увеличении финансирования льготного питания на 2021/22 учебный год — применен дифференцированный подход с учетом возраста детей и сменности обучения в соответствии с требованиями санитарного законодательства. В первую смену учащихся обеспечивают завтраком, во вторую — обедом.
Одновременно с этим для контроля за ценообразованием «школьной тарелки» и ее качественным наполнением Министерство торговли и услуг РБ разработало и внесло на согласование два законопроекта: 1) «О контроле за применением регулируемых предельных размеров наценок на продукцию (товары), реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных организациях, на территории Республики Башкортостан»; 2) «О некоторых вопросах организации социального питания граждан в образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях, организациях социального обслуживания, организациях (учреждениях) культуры, расположенных на территории Республики Башкортостан».
На сегодняшний день СанПиН закрепляет суточные нормы потребления для обучающихся, что делает возможным составлять меню на завтраки и обеды из разных вариаций продуктов. К примеру, можно свести к минимуму количество мясных или молочных продуктов, заменив белок животного происхождения на растительный, а калорийность восполнить хлебобулочными изделиями. Чтобы предотвратить такие манипуляции, мы совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан планируем закрепить натуральные нормы потребления на конкретный прием пищи на уровне региона. Это не противоречит федеральному законодательству и будет гарантировать сбалансированность рационов по химическому составу, обеспечит контроль наполнения «тарелки» во всех школах. Кроме того, защитит муниципальных заказчиков от недобросовестных исполнителей услуг — независимо от снижения цены контракта норма должна будет выполняться.
[1] Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 августа 2021 года № 408 «Об утверждении Стандарта организации питания в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан».