Версия для печати 573 Материалы по теме

Как организовать четкое взаимодействие контрольных, надзорных, правоохранительных органов, чтобы исключить дублирование, повысить эффективность контроля и обеспечить неотвратимость наказания? Сотрудники Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия в процессе своей работы вывели определенный алгоритм действий.

30.jpg

Ильяс Якубович УГУРЧИЕВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия

31.jpg

Батир Магомедович МАЛЬСАГОВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия

Соглашение с мировыми судьями

В соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностные лица органа контроля могут запрашивать у объекта контроля документы и (или) информацию и материалы, обозначая конкретные сроки их представления. Невыполнение такого запроса является основанием для привлечения к административной ответственности должностных лиц по статье 19.7 КоАП РФ. Если запрашиваемые информация, документы, материалы и пояснения объект контроля не предоставляет (предоставляет не в полном объеме) или предоставляет несвоевременно, контролер составляет соответствующий акт в срок, который не может превышать трех рабочих дня после установленного срока предоставления. В случае подтвержденного доказательствами административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ в части непредставления документов, протоколы составляют должностные лица органа контроля (в данном случае Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия, далее — Управление) и для рассмотрения передают в Управление по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ судьи по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении часто выносили постановления о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство прекращается по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. В результате в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности правонарушители фактически не привлекались по установленному факту административного нарушения.

Для исключения таких фактов Управление заключило с Управлением по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия соглашение о межведомственном взаимодействии по организационно-правовому обеспечению судопроизводства. Соглашение предусматривает оперативное извещение участников судопроизводства по материалам (делам), составленным (возбужденным) и направленным мировому судье Республики Ингушетия должностными лицами Управления. Исполнение настоящего соглашения со стороны Управления по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия возлагается на мировых судей и на аппарат мировых судей региона.

Во исполнение соглашения Управление действует следующим образом. При составлении материалов (производстве по делам), отнесенных к подсудности мировых судей Республики Ингушетия уполномоченные должностные лица Управления берут у всех участников судопроизводства (лиц, принимающих участие в процессе) расписку, подтверждающую согласие на получение СМС-извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий. Расписка приобщается к соответствующему материалу (делу), направляемому в судебный участок. В свою очередь, Управление по организации деятельности мировых судей Республики Ингушетия и аппарат мировых судей Республики Ингушетия своевременно извещают участников судопроизводства.

Проверки по материалам правоохранительных органов

Управление большое значение придает вопросам взаимодействия с правоохранительными органами. Так, Управлением в свое время заключены соглашения с республиканскими прокуратурой, Следственным управлением Следственного комитета РФ, Министерством внутренних дел и Управлением ФСБ. Кроме этого, Управление при взаимодействии с правоохранительными органами руководствуется соглашениями между Федеральным казначейством и федеральными правоохранительными органами.

Существует довольно широкая практика привлечения работников Управления к проверочным мероприятиям правоохранительных органов. Управление либо проводит внеплановые проверки по обращениям правоохранительных органов, либо выделяет сотрудников для участия в их проверках.

Для проведения внеплановых контрольных мероприятий необходимы веские доводы обратившегося правоохранительного органа. В обращении должны быть указаны объект контроля, период и сроки проведения контрольных мероприятий, представлены сведения о признаках нарушений, перечень конкретных вопросов, входящих в компетенцию органа контроля. В соответствии с федеральным стандартом решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании результата рассмотрения поступивших обращений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода. Согласовывает проведение внеплановых проверок центральный аппарат Федерального казначейства. Получая соответствующие обращения, руководство Федерального казначейство видит полную картину: какие поступают запросы, с какими требованиями, а впоследствии — как реализуются эти запросы.

За 2021 год органам прокуратуры и иным правоохранительным органам переданы материалы по 79 контрольным мероприятиям, которыми выявлены нарушения на 4,4 млрд руб.

Качество проверки зависит от качества предпроверочного анализа данных, содержащихся в информационных системах, документах проверяемой организации. К предварительной проверке относится и изучение первичных бухгалтерских документов проверяемой организации, изъятых правоохранительными органами. При этом к проверке принимаются подлинные документы или заверенные объектом контроля копии в установленном порядке. По итогам составляется программа проведения проверки, она согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководителем Управления. При согласовании программы проверки уточняются вопросы, относящиеся к компетенции органа контроля, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при ревизии (проверке).

Из вышеизложенного следует, что подготовка и проведение проверки занимают достаточное количество времени, и, на наш взгляд, это обоснованно. В начале нашего взаимодействия с правоохранительными органами зачастую было, что в запросах на проведение проверки определялось 2–3 дня. При этом правоохранители искренне недоумевали, почему работники казначейства не могут в этот срок изучить документы и описать суть нарушения.

В настоящее время между Управлением и правоохранительными органами региона, а также прокуратурой выстроен четкий порядок взаимодействия. Управление все материалы проверок, в ходе которых выявлены нарушения, направляет органам прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования и при необходимости иным правоохранительным органам для определения состава преступления и принятия дальнейших мер.

За 2021 год органам прокуратуры и иным правоохранительным органам переданы материалы по 79 контрольным мероприятиям, которыми выявлены нарушения на 4,4 миллиарда рублей. К примеру, Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Ингушетия по материалам проверки Управления по факту неправомерного использования бюджетных средств возбудило уголовное дело в отношении должностного лица объекта контроля по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».

Участие в проверках правоохранительных органов

Еще одной формой взаимодействия с правоохранительными органами является участие сотрудников Управления в их проверках в качестве специалистов. Следует отметить, что в процессе такой работы наши работники находят значительные нарушения. Так, в рамках проводимой Управлением ФСБ по Республике Ингушетия проверки с участием сотрудника Управления в качестве специалиста в проверяемой организации выявлены неправомерные выплаты. В результате возбудили уголовное дело по факту неправомерного расходования бюджетных средств.

Должностные лица Управления участвуют в совещаниях межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, проводимых прокуратурой республики. Сотрудник Управления принимал участие в заседании координационного совещания по вопросам безопасности, противодействия коррупции и обеспечения правопорядка при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.

Нацпроекты — в зоне всеобщего внимания

В рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 Управление в соответствии с поручением Федерального казначейства ведет ежемесячную верификацию паспортов региональных проектов и отчетов о ходе их реализации в «Электронном бюджете». Делается это посредством ежемесячного мониторинга. При осуществлении мониторинга Управление взаимодействует с региональным проектным офисом, органами исполнительной власти республики, получает информацию о причинах выявленных отклонений, инициирует рассмотрение вопросов, требующих решений от органов управления проектной деятельностью. В ходе мониторинга мы определяем ключевые риски реализации проекта, статус освоения бюджета. Следует отметить, что эта работа позволила снизить количество отклонений, исключить задержки выполнения необходимых корректирующих действий.

Нарушения при реализации федеральных проектов

В ходе проверки реализации федерального проекта «Жилье» УФК по Республике Ингушетия обнаружило факты недостижения показателя по вводу жилья в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства в целом. Кроме этого, выявлено неправомерное расходование средств, в том числе оплата фактически не выполненных объемов работ.

В ходе проверок реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» зафиксированы нарушения в сфере закупок и нарушения порядка, целей и условий предоставления средств из федерального бюджета, а также оплата невыполненных работ.

Установлены факты неправомерного расходования средств и при реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда», в том числе приобретение жилых помещений (квартир) по повышенной стоимости и меньшей, чем указано в контрактах, площади.

32.jpg

Данные мониторинга Управление направляет в адрес главы Республики Ингушетия. Результаты обсуждаются на заседаниях республиканского правительства с участием руководителей исполнительных органов власти и регионального проектного офиса. Кроме этого, Управление ежеквартально направляет главе Республики Ингушетия информацию для сведения о результатах проведенных проверок в части предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках национальных проектов, а также о принятых мерах по реализации результатов контрольных мероприятий.

Ежеквартально Управление проводит мониторинг выполнения национального проекта «Жилье и городская среда» по федеральным проектам «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Сотрудники Управления изучают данные открытых источников, информационных систем («Автоматизированная система Федерального казначейства», «Электронный бюджет», «Единая информационная система в сфере закупок»). Для уточнения сведений о причинах недостижения (неполного достижения) на отчетный период установленных целевых показателей, а также получения сведений о заключенных контрактах (с указанием даты, номера и подрядных организаций) УФК направляет запросы в уполномоченные органы региона и муниципальных образований. Приобретенную информацию Управление использует при проведении контрольных мероприятий последующего контроля.

Поделиться