№ 2 февраль 2022 — 10 февраля 2022

Централизация полномочий по ведению бюджетного учета

Версия для печати 1035 Материалы по теме

С 2018 года Федеральное казначейство реализует масштабный проект по централизации учетных функций федеральных органов исполнительной власти. Задача, которая совсем недавно казалось крайне сложной — централизация учета именно в государственном секторе, успешно решается, и уже очевидны первые результаты.

33.jpg

Дмитрий Геннадьевич ГУБИН, руководитель Управления Федерального казначейства по Псковской области

В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса и постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» Федеральному казначейству, территориальным органам Федерального казначейства, федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» переданы следующие полномочия:

  • начисление и перечисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты;
  • ведение бюджетного учета, в том числе составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета.

Несмотря на то что практика создания централизованных бухгалтерий — дело далеко не новое, централизация бюджетного учета ФОИВ в условиях цифровой трансформации — это большая ответственность, а главное — первый шаг к построению единой электронной системы формирования данных учета и отчетности ФОИВ.

Разделение прав, обязанностей, полномочий и ответственности

Централизация учетных функций предусматривает четкое разделение прав, обязанностей, полномочий и ответственности как учреждений, субъектов централизованного учета, так и органов Федерального казначейства — уполномоченных организаций, принявших полномочия по бюджетному учету. Задача учреждений — своевременное формирование и представление в казначейство кадровых документов, необходимых для начисления и перечисления заработной платы, первичных документов, отражающих факты хозяйственной деятельности учреждения и являющихся основой для формирования платежных документов по расчетам учреждения.

«Бухгалтерский учет в некотором смысле является обременением для федеральных органов исполнительной власти, для получателей бюджетных средств и казенных учреждений. Бухучет — это действительно глубокое, профессиональное знание... Эти знания постоянно требуют повышения квалификации, погружения в тему. Это отвлекает, и ресурсы федеральных органов исполнительной власти на выполнение указанных функций ограниченны. И мы, как отчасти сервисная организация, предлагаем взять функцию бухгалтерского учета на себя».

(из интервью Р. Е. Артюхина, январь 2018 г.)

Задача уполномоченной организации — исключительно отражение в бюджетном учете фактов хозяйственной деятельности учреждения на основании первичных документов, начисление заработной платы, осуществление расчетов и формирование отчетности. Должностные лица уполномоченной организации не несут ответственности за искажение показателей, если оно допущено в результате несоответствия первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни или несвоевременной передачи этих документов. В случае же разногласий по поводу принятия к учету какого-то объекта решение принимает руководитель субъекта централизованного учета, фиксирует письменным распоряжением и несет при этом единоличную ответственность.

Цифровизация процессов

Выполнение централизуемых полномочий осуществляется с использованием «Электронного бюджета» путем информационного взаимодействия с ЕИС в сфере закупок и ЕИС управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ (в части начисления оплаты труда сотрудникам субъектов централизованного учета). В случае если не реализована интеграция данных собственных информационных систем учреждений с «Электронным бюджетом», учреждения применяют отдельные решения.

Так, например, для направления информации по администрированию доходов бюджетов некоторые учреждения успешно используют модуль учета начислений «Электронного бюджета», предоставленный Министерством финансов РФ. В «Электронный бюджет» встроен сервис управления командированием, который предназначен для формирования первичных документов командированных сотрудников, начиная с решения о командировании и завершая отчетом об их расходах. Данный сервис уже активно используется командированными сотрудниками ФОИВ, хотя подотчетные лица его часто критикуют за кажущуюся сложность и необходимость заполнения реквизитов всех отчетных документов. Но, пожалуй, это единственное на сей день комплексное решение, которое, с одной стороны, полностью исключает бумажный документооборот, а с другой — обеспечивает применение электронных унифицированных форм документов, однократный ввод данных, централизацию и учет операций, связанных с командированием сотрудников. Сервис регулярно дорабатывается и со временем станет не только незаменимым, но и простым в использовании.

Цифровизация процессов — это не только электронный документооборот, это единое информационное пространство, обеспечивающее автоматизацию всех задач и функций бухгалтера: от подготовки первичных документов и их отправки до их полной обработки и формирования отчетности. Автоматизация формирования первичных документов значительно снизит вероятность ошибок, что крайне важно для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности.

Централизация учетных функций уже решает еще одну не менее важную задачу, а именно позволяет бухгалтерам уполномоченной организации реализовывать аудиторскую функцию со стороны специалистов — анализировать качество представленных первичных документов.

Организационные моменты

Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее — Управление) реализует централизуемые полномочия в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на финансовое обеспечение деятельности Федерального казначейства. В целях исполнения централизуемых полномочий в Управлении проведена оптимизация организационно-функциональной структуры, в результате которой произошло перераспределение кадрового обеспечения на новые ключевые направления.

34.jpg

В 2017 году в Управлении был создан отдел централизованной бухгалтерии. Первым территориальным органом ФОИВ, полномочия которого были переданы Управлению, стала Государственная инспекция труда в Псковской области. Прием полномочий осуществлялся планомерно согласно графикам организации исполнения централизуемых полномочий, утвержденным Федеральным казначейством.

Управление руководствуется единой учетной политикой, утвержденной приказом Федерального казначейства от 2 апреля 2020 года № 17н «Об утверждении Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета», а также учетной политикой, утвержденной субъектом централизованного учета. Взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и иными государственными органами осуществляется на основании доверенностей, выданных обслуживаемыми организациями.

Трудности начального этапа

Безусловно, на первом этапе передачи централизуемых полномочий и Управление, и, соответственно, субъекты централизованного учета столкнулись с рядом сложностей. В переходный период это было обусловлено ведением учета в разных программных продуктах, а также спецификой каждого отдельного учреждения. Миграция баз данных в единый информационный продукт потребовала дополнительной выверки и высокой квалификации бухгалтеров. Незаменимыми помощниками были сотрудники отдела технологического обеспечения и отдела информационных систем Управления.

В первом полугодии 2021 года Управление завершило прием полномочий в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153. На текущий момент в Управлении обслуживаются шесть организаций (таблица).

Таблица. Этапы передачи полномочий по ведению бюджетного учета в Псковской области

Год

Отдел централизованной бухгалтерии УФК по Псковской области

Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Санкт-Петербурге

Место нахождения —
г. Санкт-Петербург

Подразделение (Центр), место нахождения — г. Псков

2019

Государственная инспекция труда в Псковской области

Пилотный проект по передаче полномочий по ведению бюджетного учета Псковской таможни в УФК по Псковской области

2020

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Псковской области

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области

2021

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области

Филиал ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Пскове

52 территориальных органа Федеральной налоговой службы, в том числе:

— УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу + 9 инспекций;

— УФНС по Вологодской области + 10 инспекций;

— УФНС по Мурманской области + 7 инспекций;

— УФНС по Новгородской области;

— УФНС по Псковской области + 5 инспекций;

— УФНС по Республике Карелия + 6 инспекций;

— УФНС по Республике Коми + 8 инспекций

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области

Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области

10 территориальных органов Федеральной таможенной службы, в том числе:

— Северо-Западное таможенное управление;

— Балтийская таможня;

— Выборгская таможня;

— Карельская таможня;

— Кингисеппская таможня;

— Мурманская таможня;

— Псковская таможня (пилотный проект);

— Пулковская таможня;

— Санкт-Петербургская таможня;

— Северо-Западная оперативная таможня

2022

УФНС по Ленинградской области + 5 инспекций

Цифры

В рамках централизации полномочий осуществляются расчеты по оплате труда около 500 государственных гражданских служащих, 51 работника, переведенного на новые системы оплаты труда, а также 2,77 тысячи физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. За год сформировано и исполнено более 20 тысяч платежных документов на перечисление заработной платы, пособий, страховых взносов в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, в 2021 году при исполнении централизуемых полномочий сформировано и исполнено 3,5 тысячи документов на сумму более 300 миллионов рублей в части администрирования доходов бюджетов, более 200 документов — в части расчетов с подотчетными лицами. Отражено в бухгалтерском учете более 450 заключенных государственных контрактов и договоров на сумму около 45 миллионов рублей, в результате исполнения которых сформировано и отражено в учете более 5,2 тысячи платежных документов по оказанным услугам и выполненным работам.

Для отражения бухгалтерских операций по учету более 15 тысяч объектов основных средств и имущества, находящегося на балансе субъектов централизованного учета, сформировано и отражено в учете более 3,9 тысячи документов. Управление представило 118 отчетных форм, связанных с расчетом оплаты труда, в органы государственной статистики и государственные внебюджетные фонды и 82 формы отчетности — в налоговые органы. В «Электронный бюджет» в 2021 году представлено 27 комплектов бюджетной отчетности в составе более 370 отчетов, содержащих финансовые показатели учреждений. Кроме того, в соответствии с заключенными соглашениями в муниципальные образования направлено 195 комплектов отчетности в части закрепления за субъектами централизованного учета полномочий главных администраторов доходов муниципальных образований.

Централизация учетных функций таможенной и налоговой служб

В конце 2019 года Федеральная таможенная служба определила четыре пилота по передаче централизуемых полномочий ФТС. Псковская таможня была среди них. УФК по Псковской области и Псковская таможня приступили к реализации пилотного проекта. Совместно мы проработали вопросы взаимодействия, миграции данных из информационной системы Псковской таможни в «Электронный бюджет», подготовили детализированный план передачи полномочий. Управление обеспечило технологическую помощь по подготовке миграции данных для учета.

Однако в ноябре 2020 года Федеральное казначейство приняло решение о передаче централизуемых полномочий территориальных органов Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы в ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», которое на тот момент обслуживало органы Федерального казначейства (инсорсинг) и казенные учреждения ФОИВ (аутсорсинг).

В январе 2021 года в Пскове было создано подразделение Межрегионального филиала ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в городе Санкт-Петербурге (назовем его условно «Центр»), которое с первых дней 2021 года приступило к поэтапному осуществлению централизуемых полномочий за налоговые органы, расположенные в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО).

В структуре Центра создано три отдела:

1) отдел централизованного начисления оплаты труда и других выплат;

2) отдел централизованной бухгалтерии;

3) отдел централизованной отчетности и анализа.

На данный момент Центр осуществляет полномочия в отношении 52 территориальных органов ФНС и 10 территориальных органов ФТС, то есть по всем органам ФНС и ФТС, расположенным на территории СЗФО, за исключением Калининградской области и органов ФНС, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С 1 января 2022 года в Центр передаются полномочия органов ФНС Ленинградской области по начислению и перечислению выплат по оплате труда (таблица).

Эффект

С 1 января 2022 года вступает в действие новая редакция пункта 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса, согласно которой полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению и перечислению выплат по оплате труда, ведению бюджетного учета и составлению отчетности могут быть переданы Федеральному казначейству. Решение о передаче полномочий Казначейству России будет принимать Правительство РФ на основании обращения субъекта РФ или местной администрации. А такая потребность у отдельных субъектов РФ уже существует. Более того, интерес для региональных властей представляет и централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений с передачей учетных полномочий органам Федерального казначейства, что в настоящее время пока еще не предусмотрено законодательством. Соответствующие обращения поступают в управления Федерального казначейства.

С 1 января 2022 года полномочия органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению и перечислению выплат по оплате труда, ведению бюджетного учета и составлению отчетности могут быть переданы Федеральному казначейству.

Централизация учетных функций федеральных органов государственной власти и казенных учреждений дает положительный эффект по разным направлениям. Это решение таких важных государственных задач, как представление качественной и достоверной отчетности, обеспечение прозрачности и доступности информации для принятия управленческих решений, а также в дальнейшем снижение финансовой нагрузки на ФОИВ и казенные учреждения, более эффективное и рациональное расходование бюджетных средств.

Применение единых методологий и технологий уже реально способствует повышению качества учетных процедур и бухгалтерской отчетности. Использование единого программного продукта позволяет учреждениям снизить финансовые затраты на содержание информационных систем учреждений. Централизация учета, безусловно, приведет к высвобождению материальных и трудовых ресурсов учреждений, сокращению бюджетных средств на содержание бухгалтерских служб. Высвобождаемые трудовые ресурсы возможно будет направить на достижение и решение функциональных целей и задач учреждения. Кадры — это бесценный ресурс, который не останется невостребованным. Для разработки, внедрения и исполнения новых задач и функций всегда нужны люди.

Подводя итоги проекта централизации учетных функций, можно с уверенностью сказать, что цифровая реформа бухучета в госсекторе на федеральном уровне успешно стартовала. Очевидно, максимальный эффект для государства в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами обеспечит централизация учетных функций всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, казенных и бюджетных учреждений.

Поделиться