Какими средствами располагает Хабаровский район для реализации своих планов и задач, где находит дополнительные источники и как использует ресурсы.
Оксана Александровна ГУСЕВА, начальник Финансового управления Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
За последние три года, несмотря на пандемию, удалось сохранить тенденцию роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района. С 2018 года зафиксирован более чем
Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов района составила 39,4%. Основные доходы поступают по отрасли госуправления и обеспечения военной безопасности — 30,4%. В целом же налоговые и неналоговые доходы держатся на трех китах: НДФЛ, который по итогам 2021 года составил 799,4 миллиона рублей, или 52,3% собственных доходов бюджета; налогах на совокупный доход — 175,3 миллиона рублей, или 11,5%, и на имущественных налогах — 283,3 миллиона рублей, 18,5%.
Хабаровский район является привлекательной инвестиционной площадкой для размещения на его территории ТОСЭР. Здесь установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, предполагающий ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов. На сегодняшний день мы имеем 19 резидентов ТОСЭР, благодаря чему в 2021 году в бюджет было привлечено 14,9 миллиона рублей.
Контроль и поощрение
Эффективно работает комиссия по контролю за поступлением доходов в бюджет. За 2021 год ей удалось привлечь в район средств на сумму 81,5 миллиона рублей.
На протяжении ряда лет мы уделяем большое внимание проведению рейдов по уплате недоимки, по выявлению новых обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории района, но не поставленных на учет в налоговых органах. А также по выявлению земельных участков, не вовлеченных в налоговый оборот. Результатом проведенной за прошедший год работы стало снижение к началу 2022 года недоимки на 17,4 миллиона рублей.
Ежегодно в рамках работы комиссии по контролю за поступлением доходов в бюджет мы устанавливаем и доводим до исполнения глав поселений муниципального района задание по снижению недоимки. По итогам работы за год поселения, достигнувшие наилучших значений показателей социально-экономического развития района, в том числе по увеличению налогового потенциала, могут претендовать на получение гранта.
Реалии текущего года
Собственные доходы консолидированного бюджета района 2022 года определены в объеме 1,439 миллиарда рублей со снижением к 2021 году на 5%. Во-первых, такое снижение некритично, а во-вторых, прошлогодний рост в основном произошел за счет разовых поступлений в течение года.
Вопросы наращивания доходного потенциала района остаются для нас приоритетными. На 2022 год стоят задачи по проведению анализа предварительных результатов госоценки земельных участков и оценки бюджетного эффекта от ее проведения.
Кардинальных изменений в структуре расходов бюджета на 2022 год и плановый период не будет. Бюджет сохраняет социальную направленность. С учетом задач, поставленных в указах Президента РФ, в полном объеме предусмотрены расходы на заработную плату и коммунальные услуги, на выполнение основных задач по обеспечению действующей сети муниципальных учреждений образования, культуры, которые позволят им в полной мере обеспечить качественное предоставление муниципальных услуг населению района. Разумеется, предусмотрены и расходы на охранно-пожарные мероприятия, обеспечение безопасности учреждений, подвоз и питание детей.
В бюджет заложены средства на софинансирование участия в краевых программах и нацпроектах, направленных на поддержку систем образования, культуры и спорта, на модернизацию объектов ЖКХ, обеспечение молодых семей жильем. Участие в них позволяет нам ежегодно привлекать дополнительные средства в бюджет района. В 2022 году будет продолжена работа в рамках нацпроектов «Безопасные качественные дороги», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Жилье и городская среда», «Культура», «Образование».